Сегодня: Среда, 13 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Топ-3 зимней обуви Новая компания на рынке Пскова Европа Плюс бьет рекорды Доверие клиентов TeleTrade «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Масло со скидкой! Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Лучшая интерьерная печать в Пскове Врачевание не просто работа



Пенсионные горки

25.09.2012 10:29 ПЛН, Псков

Думать о пенсиях сначала кажется, что еще рано, а потом оказывается, что уже поздно. Человек в расцвете сил ассоциирует вопрос пенсионного обеспечения, скорее, с демагогией политиков и жалобами знакомых стариков, нежели собственным отдаленным будущем. Как следует все обдумать тут мешает, во-первых, сложность самой темы, а во-вторых, непоследовательная политика государства, меняющего правила игры раз в десять лет. Через неделю правительство РФ должно представить президенту стратегию развития пенсионной реформы до 2030 года. Проект стратегии, с 31 августа размещенный на сайте Минтруда для общественного обсуждения, предполагает серьезное реформирование принципов пенсионной системы. Причем как извечных, еще советских (досрочные пенсии), так и новых (индивидуальные накопления), к которым россияне только-только начали привыкать.

Разработать к 1 октября стратегию развития пенсионной реформы до 2030 года Владимир Путин поручил правительству сразу же после инаугурации, указом от 7 мая 2012 года. Проблема считается первоочередной, прежде всего, из-за дефицита Пенсионного фонда РФ, который на протяжении нескольких лет составляет порядка 1 трлн. рублей. «Наибольший интерес вызывают три вопроса: досрочный выход на пенсию, накопительная часть и пенсионный возраст», - рассказала управляющая отделением Пенсионного фонда России по Псковской области Елена Бибикова, которая как член Методического совета неоднократно участвовала в обсуждении этих проблем.

Ставший хроническим, дефицит Пенсионного фонда сигнализирует о том, что в действующей системе не получается обеспечивать пенсионеров на желаемом уровне. В опубликованном проекте стратегии анализируются причины бедственного положения. Помимо макроэкономических параметров, это большой объем «скрытой заработной платы», длинный список профессий, дающих право на досрочную пенсию, и высокая смертность в трудоспособном возрасте. К перечню проблем прибавлена и растущая продолжительность жизни, но это, понятное дело, является проблемой только с позиции бюрократии. А вот с остальными действительно надо что-то делать.

Очевидно, что избавиться от дефицита в бюджете ПФ можно двумя способами: или увеличить доходы, то есть собирать больше налогов, или уменьшить расходы, то есть выплачивать меньше пенсий. И то, и другое – механизмы, крайне непопулярные и вредные для экономики, тем не менее, оба предусматриваются проектом стратегии.

Оптимизировать расходы

Скажем сразу, что повышение пенсионного возраста, которым пугал Минфин в прошлом году, в проекте стратегии не рассматривается. Это самый простой метод борьбы с дефицитом, но однозначно непопулярный, и, видимо, снят с повестки дня по политическим мотивам.

Уменьшение расходов (отметим, что речь не идет о расходах фонда на собственные нужды), по версии Минтруда, возможно, прежде всего, через реформирование льготных пенсий. Они, по оценкам экспертов, дают около трети дефицита Пенсионного фонда. По данным разработчиков стратегии, досрочные трудовые пенсии назначены трети пенсионеров. При этом список профессий, дающих право на ранний выход на пенсию, во-первых, обширен, а во-вторых, не очевиден с точки зрения реальной вредности производств. Там, помимо шахтеров, спасателей и пожарных, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития, числятся, к примеру, водители городских автобусов, театральные актеры, учителя, геодезисты и так далее. Многие профессии, очевидно, перекочевали в приказ от 31.03.2011 из давнишних, советских документов (например, женщины-трактористы или докеры-погрузчики), когда механизация труда была совсем на другом уровне.

Минтруда предлагает начать «поэтапную трансформацию института досрочных пенсий», то есть постепенное сведение их к минимуму. Главный акцент делается на переносе груза ответственности с государства на работодателей: если сейчас досрочные пенсии оплачиваются на равных основаниях, то с 2013 года предлагается установить дополнительные тарифы для предприятий, где заняты работники из списков «вредных профессий». Чем опасней труд, тем дороже страховой взнос. По Списку № 1 (содержание списков проект стратегии не раскрывает) на 2013 год предлагается установить дополнительные выплаты в 4%, на 2014 год - 6%, на 2015 год – 9%; по Списку № 2: на 2013 год - 2%, на 2014 год - 4%, на 2015 год - 6%. Одновременно предполагается проработать механизм переаттестации рабочих мест с возможностью исключения их из «вредных» перечней, а также поощрять развитие корпоративных пенсионных систем через налоговые льготы для предприятий.

Идея в том, чтобы работодатели, почувствовав дополнительную страховую нагрузку, тут же бросились бы улучшать условия труда и модернизировать производства. «Пенсионная система, освобожденная от несвойственных ей функций по стимулированию занятости на работах с неблагоприятными условиями труда, будет более сосредоточена на проблеме обеспечения достойного уровня жизни нетрудоспособных граждан», - отмечают авторы проекта. Однако Минтруда как будто упускает из виду, что любые расчеты бизнеса с государством происходят на бумаге – вопрос, как проследить, чтобы переоформление документов не опережало перестройку производственных процессов. Возникает риск, что предприятие пройдет переаттестацию на бумаге, лишив своих сотрудников права на досрочную пенсию, но ничуть не улучшив их условия труда.

Государство само является работодателем для значительного числа специалистов, имеющих право на раннюю пенсию. Это почти вся бюджетная сфера – врачи и учителя, плюс творческие работники. Здесь право на досрочный выход на пенсию предлагается сохранить для тех, кто выработал половину и больше требуемого стажа. Для остальных хотят «изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу». То есть с течением времени эта льгота должна, видимо, плавно уйти в небытие.

Еще одна проблема нынешней пенсионной системы – самозанятость: малый бизнес, индивидуальные предприниматели и фрилансеры, коих насчитывается около 30 млн. человек из 75 млн. работающих. Авторы проекта говорят о том, что расходы Пенсионного фонда на выплату им пенсий не покрываются их пенсионными отчислениями. То есть за пенсии самозанятых граждан платят наемные рабочие и государство. В краткосрочной перспективе решить проблему предлагается двукратным повышением фиксированного страхового взноса. В дальнейшем «самозанятым гражданам может быть предложено право выбора варианта уплаты страховых платежей».

Проект содержит еще одну хитрую штуку – увеличение «ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости». Так называемый «период дожития» сегодня составляет 19 лет, с 2015 года предлагается поднять его до 21 года, а с 2016-го – дать возможность правительству устанавливать его ежегодно. Период дожития – это срок, за который Пенсионный фонд собирается выплатить пенсионеру накопленные им пенсионные права. Считается, что после выхода на пенсию человек живет еще в среднем 19 лет. Исходя из этого и рассчитывается пенсия: первые 19 лет ПФ как бы возвращает наши страховые взносы, а потом уже платит «из своих». То есть «выгодно» жить на пенсии мужчинам становится в 79 лет, женщинам – в 74 года.

Чем больше расчетный период дожития, тем меньше базовая ставка пенсии: одна и та же сумма делится на большее число лет. Таким образом, заменив цифру «19» на «21», ПФ сократит текущий объем выплат. Потому что продолжительность жизни растет, заявляют специалисты Минтруда РФ.

Перестроить доходы

Самые острые дискуссии вызывает судьба накопительной части пенсии. В этом, напомним, сама философия пенсионной реформы: много лет гражданам внушали мысль – «сколько заработаешь, столько и будешь получать на пенсии». На этом строились и личные пенсионные стратегии людей (редкость, на самом деле), и государственная политика, вроде программы софинансирования пенсий, и пропаганда «социально-ответственного бизнеса» с призывами выводить зарплаты из тени. Теперь же всерьез идут разговоры об отказе от накопительной системы и возвращении к распределительной. Причина – неэффективное управление накоплениями.

Чиновники Пенсионного фонда называют такие цифры: с 2004 по 2011 годы индексация страховой части пенсии составила 337%, инфляция – 215%, прибыль от инвестирования накопительной части пенсии в ВЭБе (где лежат деньги «молчунов») – 149%, а неправительственных пенсионных фондов (НПР) - 159%. То есть накопления съедаются инфляцией. Если и дальше пойдет в том же духе, то первые пенсионеры (женщины 1967 года рождения, которые выйдут на пенсию в 2022 году) с учетом накопительной части будут получать меньше, чем те, чья пенсия состоит только из страховой части. Это очевидный просчет реформы. А «бедные пенсионеры» - вечный страх любого правительства, и следовательно, разницу придется покрывать из бюджета.

Помимо обесценивания накоплений из-за неэффективного инвестирования, говорится также о высоких издержках администрирования и несовершенстве контроля за деятельностью НПФ. Пробуксовки пенсионной реформы во многом объяснялись пассивностью граждан, дескать, не заинтересованных судьбой своих пенсионных накоплений. Теперь выясняется, что до сих пор так и не созданы гарантии сохранности пенсионных накоплений. Только сейчас Минтруда выходит с инициативой создания фондов солидарной ответственности (по аналогии с Агентством страхования вкладов в банковской сфере) для негосударственных пенсионных фондов.

О полной отмене накопительной части пенсии речь пока не идет. Проект стратегии в качестве краткосрочной меры предлагает временно перераспределить накопительную составляющую (6% заработка) в пользу распределительной части. Перенаправление 2% страхового взноса в текущем бюджетном периоде снизит дефицит ПФ на 0,21% ВВП, если забрать 4% - уже на 0,41% ВВП.

В дальнейшем гражданам хотят предоставить право выбора: остаться ли в солидарной распределительной пенсионной системе, гарантируемой государством, или подать заявление и стать участником добровольной накопительной системы (при этом размер обязательного страхового взноса уменьшается на размер накопительных отчислений).

Остается вопрос, что станет с уже накопленными средствами. Их объем сегодня приближается к двум триллионам рублей. Порядка 80% всех накоплений находятся в распоряжении Внешэкономбанка, председателем наблюдательного совета которого является премьер-министр России Дмитрий Медведев. При этом российское законодательство собственником этих денег признает государство, а не самих будущих пенсионеров, на чьих индивидуальных пенсионных счетах они пока числятся. Получается, что если возникнет ситуация выбора пенсионной модели и большинство, как обычно, отмолчится и перейдет, по умолчанию, в государственную солидарную систему, то два триллиона накоплений так и останутся в распоряжении ВЭБа, читай – правительства России. Как государственная корпорация развития, ВЭБ инвестирует деньги «молчунов» в основном в правительственные проекты, например, сочинскую олимпиаду. В общем, пора, наверное, начинать отвыкать от мысли, что мы там что-то где-то накопили.

Ориентиры

Целью новой перестройки пенсионной системы провозглашается коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до 40% при стаже не менее 30 лет. Размер пенсии к 2030 году должен составлять не менее трех прожиточных минимумов. К слову, в 2012 году коэффициент замещения был 36,8% заработка, а соотношение пенсии и МРОТ – 179,8%. То есть задачи не то, чтобы очень амбициозные, однако, если ничего не предпринимать, то будет значительно хуже, считают разработчики проекта. Без реформирования системы, считают в Минтруда РФ, к 2030 году «средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9%».

Остается надеяться, что разработчики новой пенсионной реформы будут более успешны, чем их предшественники. Тем не менее, важно понимать, что эффективность пенсионной системы в значительной мере зависит от внешних по отношению к ней факторов – демографии и рынка труда. Об этом в проекте стратегии развития пенсионной реформы до 2030 года говорится лишь в самом конце и буквально два слова.

Проблема с трудовыми ресурсами состоит в том, что в структуре ВВП страны удельный вес фонда оплаты труда составляет ничтожно малую часть. Это снова отсылка к разбалансированной, добывающей экономике России – системной проблеме, влияющей, в том числе, и на дефицит Пенсионного фонда. В таких условиях, действительно, накопить на пенсию крайне сложно.

Отрицательное влияние демографии на пенсионную систему заключается в высокой смертности трудоспособного населения. При этом мифом является распространенное мнение о якобы высокой пенсионерской нагрузке на работающее население. Напротив, Россия с завершением демографического перехода пребывает в крайне благоприятном для экономики периоде «демографического окна», когда число иждивенцев (стариков и детей) на одного работающего минимально. Проблема лишь в том, что это окошко, открывшееся в 1965 году, скоро закроется – уже в 2019-ом.

Концепция «демографического окна» была сформулирована ООН в 2007 году для уточнения концепции демографического перехода (поясним, если кто забыл: демпереход состоит из двух этапов: сначала резкое снижение смертности, затем падение рождаемости). Уточненная концепция делит демпереход на три этапа: 1. омоложение за счет падения смертности у детей; 2. рост доли трудоспособных за счет сокращения рождаемости; 3. рост доли пожилых. Россия как раз находится на этапе роста числа стариков и сокращения числа детей, но в гораздо более благоприятном положении, нежели большинство стран. Мы – шестые с конца по числу иждивенцев на 100 работающих. Подробно эта ситуация проанализирована в статье Алексея Михайлова, эксперта Центра экономических и политических исследований, на «Газете.ру». Здесь нам достаточно процитировать вывод автора, принципиально важный для понимания перспектив отечественной пенсионной системы: «Россия должна сейчас заниматься не проблемами, которые возникнут лет через 30, а обеспечением экономического рывка, который позволит решать эти проблемы».

Другими словами – сначала нужно выстроить по-настоящему эффективную экономику, а потом уже настраивать пенсионную систему, причем не важно какую, распределительную или накопительную. Пока же эти задачи в нашей стране безнадежно разделены.

Светлана Прокопьева 

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31