«Параметры проекта областного бюджета на 2013 год в части социально-трудового обеспечения не удовлетворяют даже минимальные требования работающего населения на территории Псковской области», - такое мнение в интервью корреспонденту Псковской Ленты Новостей выразила председатель Псковского областного совета профсоюзов, депутат Псковского областного Собрания Ульяна Михайлова по итогам состоявшейся вчера, 16 октября, встречи фракции партии «Единая Россия» с губернатором по проекту бюджета. Также Ульяна Михайлова рассказала о позиции профсоюзов по данному вопросу.
- На какие параметры бюджета Вы прежде всего обращали внимание?
- Самое важное в этом вопросе для профсоюзной стороны – это социально-трудовые нормы соответствующего проекта бюджета на 2013 год. В течение текущего года мы в составе трехсторонней комиссии вели уставные переговоры по очень важным интересующим всех наемных работников региона позициям: о структуре заработной платы, о ее размере, о перспективах ее изменения, льготах, оздоровлении, мероприятиях по охране труда и т.д.
Переговоры велись по вопросам необходимости увеличения реальной заработной платы за ставку или за норму рабочего времени. Вторая позиция – это оценка эффективности имеющихся льгот по коммунальным платежам специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Смысл этих переговорных процессов сводился к необходимости унифицированного подхода к определению пакета соответствующих льгот специалистов всех отраслей бюджетной деятельности (образования, здравоохранения, учреждений государственного обслуживания, культуры) в части предоставления бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, то есть со 100%-ной компенсацией этих затрат и индексацией необходимой суммы на предоставление таких льгот на коэффициент официальной инфляции как минимум.
В переговорном процессе обсуждалась необходимость продолжать программу оздоровления работников бюджетной сферы, в том числе, присоединить к этим процессам и категорию работающего населения небюджетного сектора экономики, которая имеет вредные или опасные условия труда. Еще один спектр работы, связанный с оздоровлением – это необходимость сохранения и расширения программы реабилитации в санаторно-курортных учреждениях работающего населения, которые перенесли тяжелые заболевания.
- Какие параметры бюджета не устраивают профсоюзную сторону?
- К сожалению, в проекте документа на данном этапе не нашла отражения позиция выравнивания соответствующих льгот работникам бюджетной сферы села, то есть приведение ситуации к фактическому социальному равенству среди педагогических работников, медицинских работников, социальных работников и работников культуры. Нами было сделано соответствующее предложение и в адрес финуправления, и адрес профильного вице-губернатора, и в адрес губернатора Андрея Анатольевича Турчака. Предварительный расчет показал, что для обеспечения этой льготы необходимо предусмотреть в проекте бюджета, помимо уже имеющейся суммы, около 11-13 млн рублей. Вчера в рамках диалога с губернатором прозвучала позиция, что данный параметр требования профсоюзов будет рассмотрен при дальнейшей работе с проектом бюджета.
- Предусмотрены ли средства на продолжение программы оздоровления работников бюджетной сферы, о которой вы говорили?
- Ситуация по оздоровлению работников бюджетной сферы несколько хуже. То есть я сейчас могу констатировать лишь фактические обстоятельства. За 2012 год мы оздоровим людей на 24, 5 млн рублей. Нам удалось провести восстановительные санаторно-курортные мероприятия в отношении педагогических и медицинских работников, работников государственных учреждений социального обслуживания, в этом году мы начали работать над процессом санаторно-курортного оздоровления работников культуры. По параметрам проекта бюджета на 2013 год сумма предусмотрена только лишь около 13 млн рублей. То есть, это существенно ниже потребности в развитии данного направления, существенно ухудшает ситуацию санаторно-курортного оздоровления и восстановления рабочего потенциала населения Псковской области по сравнению с 2012 годом. Об этом тоже в рамках вчерашнего совещания сделано соответствующее заявление.
Еще один момент, на который надо обратить внимание – это санаторно-курортная реабилитация работающего населения после полученных тяжелых заболеваний. На сегодня сумма, которая предусматривается в проекте бюджета, никоим образом не удовлетворяет фактической потребности работающих лиц, которые получили тяжелые заболевания (инсульты, инфаркты) по санаторно-курортному оздоровлению. Шаг за шагом, в течение последних трех лет, существенно ухудшается это направление защиты здоровья соответствующей категории работающего населения. Понятно, что положительную оценку такому подхожу к сохранению здоровья населения мы дать не можем.
- Запланированы ли в проекте бюджета средства на увеличение заработной платы?
- По проекту бюджета происходит фактическое увеличение суммы на заработную плату работникам бюджетной сферы на 600 млн рублей. Но реальное увеличение заработной платы получит небольшая категория лиц: педагогические работники и работники дошкольных образовательных учреждений. По данной категории нам удалось достичь согласованной позиции, и деньги по увеличению заработной платы этим лицам предусмотрены. Наша задача только проследить, чтобы произошло фактическое увеличение зарплаты конкретному работнику.
Но в отношении остальных работников, которые представляют собой не меньшую часть работников бюджетной сферы, улучшения в сфере оплаты труда по предложению администрации области производиться не будет.
В течение 2012 года профсоюзная сторона, собирая профсоюзный актив, обобщая мнения работающего населения региона, представляла в адрес администрации области различные позиции изменения оплаты труда, подхода к начислению заработной платы.
- В чем заключалась эта позиция?
- Реальный рост заработной платы, который происходит на территории области, существенно отстает от реального роста цен на товары и услуги. Заработная плата в размере 20-30 тысяч рублей определенной категории работников, которой так бодро отчитывается администрация – предоставляется не за норму рабочего времени, а включает в себя коэффициенты совмещения, совместительства и иные способы увеличения интенсивности труда.
Но наиболее неправильная позиция – указание в проекте бюджета факта индексации базовой расчетной величины с 1 октября 2013 года. При ранее достигнутых договоренностях, применяемой практике Закона Псковской области об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области индексация базовой расчетной величины должна происходить ежегодно при утверждении бюджета на очередной финансовый период. Фактически ситуация выглядит следующим образом. Индексация базовой расчетной величины была произведена с 1 января 2012 года и в принципе соответствовала росту фактической инфляции. Следующую индексацию нам предлагается произвести с 1 октября 2013 года. То есть, у людей за один год и десять месяцев неиндексации базовой расчетной величины произойдет утрата покупательной способности заработной платы от 15 до 20 % с учетом планируемого роста цен на товары и услуги к 1 октября 2013 году.
- Как объясняет администрация области сроки проведения индексации?
- К сожалению, позиция губернатора зиждется на исключительно юридических манипуляциях. Прочтение закона в буквальном правовом толковании позволило вчера губернатору сделать вывод, что администрация области не обязана индексировать базовую расчетную величину с 1 января 2013 года что при таком подходе, по их мнению, никакого нарушения действующего законодательства не происходит, а с экономической точки зрения объяснение одно – денег нет.
Эта позиция в целом в рамках работы нашей стороны будет обсуждена 18 октября в 11 часов профсоюзами работников бюджетной сферы, где будет принято решение о позиции профсоюзов по проекту бюджета, предложенного нам на обсуждение. Но невооруженным глазом видно, что статьи, касающиеся обеспечения гарантии реального роста заработной платы и ощутимого социального пакета работающего населения Псковской области далеко не соответствует даже минимальным ожиданиям соответствующей категории лиц.