Новости партнеров
Общество

Новые дороги вместо старых улиц

20.02.2013 13:15|ПсковКомментариев: 37

Градостроительный совет Пскова рассмотрел еще два проекта реконструкции исторических кварталов города в рамках туристско-рекреационного кластера и с оговорками, без особого энтузиазма их одобрил. Дорогостоящий капитальный ремонт псковских улиц, сам по себе отнюдь не лишний, запланирован без оглядки на особенности градостроительной среды, историю и архитектурные памятники города. Члены Градсовета согласились с тем, что предъявлять претензии проектировщикам, выигравшим тендеры, по большому счету бессмысленно: принципиальные ошибки были допущены еще на стадии разработки технического задания.

Проекты по двум новым секторам кластера – улице Калинина (ООО «НАИС ППК») и улицам Советской, Детской, Георгиевской, Профсоюзной и Красных Партизан (ООО «ЭлитПроект») – поступили на рассмотрение Градостроительного совета уже на стадии, когда вносить серьезные изменения практически невозможно. Уже разработаны и проходят либо прошли согласования в Госэкспертизе сметы и рабочая документация – то, что от проектировщиков передается на руки прорабу. Так что, дух фатализма присутствовал в атмосфере Городского культурного центра – архитекторы, историки, депутаты понимали, что перекроить представленное нет возможности, разве что чуть-чуть поправить. Открывая в пятницу, 15 февраля, заседание, председатель областного комитета по культуре Александр Голышев на всякий случай обратил внимание собравшихся, что проекты не раз обсуждались в рабочем порядке и ряд серьезных исправлений проектировщики уже внесли, хотя на презентации это не отразилось. Дескать, картинки старые, но в рабочей документации – все учтено.

Если судить по картинкам, то будущее старинных псковских кварталов, вроде бы, безоблачно и прекрасно. Вместо «танкового полигона» на проезжей части появляется новый ровный асфальт, вместо истоптанной земли – свежие зеленые газоны, на тротуарах – плитка, плюс парковки и даже велосипедные дорожки. Под землей – предполагается замена всех труб и сетей. На обновленной поверхности поставят скамейки и декоративные фонари. Получается комплексное благоустройство, какого давным-давно не видели эти улицы, и протестовать, вроде бы, нечего.

Дьявол, однако, как всегда скрылся в деталях. Как сформулировал архитектор Александр Богаткин, внештатный эксперт Госэкспертизы Псковской области, грубейшие ошибки туркластера были допущены еще на стадии задания на технического задания на проектирование. В нем попросту отсутствует связь с окружающей средой: не ставилась задача разработать историко-архитектурный опорный план, без которого немыслима реконструкция исторической среды, не создана маршрутно-транспортная схема, из-за чего дорожки и тротуары выходят из ниоткуда и уходят в никуда. Кластер игнорирует памятники архитектуры (ни рубля из федеральных миллионов не выделяется на цели реставрации), игнорирует фасады домов (они остаются, как есть, облезлыми и грязными), игнорирует человеческие потребности туристов (не спроектировано ни одного общественного туалета). В представленных на Градсовет материалах отсутствовали также горизонтальные разверстки по улицам и дендропланы с детальным описанием деревьев, которые должны пойти под снос и которые будут высажены на смену. Все это описывается, в принципе, одним словом: непрофессионализм. Причем, повторим, на уровне постановки задачи.

Реконструкцию улиц заказчик (это, напомню, проект бывшего комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию Натальи Труновой) и проектировщики подменили банальным капремонтом и благоустройством. Архитектура как искусство, градостроительство как наука, история как культурная ценность остались где-то в стороне. В этом и есть основной конфликт, который члены Градсовета пытались решить с минимальными потерями для города. Собственно, то же самое мы видели на набережной реки Великой и, судя по всему, увидим во всех остальных секторах туркластера.

Та же «НАИС ППК», как ее описывали сидящие в зале, «хорошая фирма, которая строит дороги». Дороги, но не улицы – разница все-таки есть. В проекте реконструкции ул. Калинина это сказалось через расширение проезжей части на 2 метра, ради чего хотят вырубать деревья, оголяя облезлые фасады пятиэтажек, дорожные металлические бордюры, такие же, как вдоль Рижского проспекта, и прочее в том же духе. Направления пешеходных дорожек повторяют сложившуюся сетку без попытки осмыслить ее целесообразность. ООО «ЭлитПроект», чью работу представлял директор ООО ТАМП «Псковархпроект» Александр Павлов (обе фирмы связаны, насколько известно, родственными узами), сосредоточилось на «малых архитектурных формах»: чуть ли не каждое свободное пятно в границах реконструкции должно быть занято скульптурой. Видимо, где-то скопился солидный запас художественной металлопродукции.

Запланированные средства, по оценке участников Градсовета, позволяли выполнить задачу на качественно ином уровне – на основе профессионального научного подхода, как и должны выполняться работы в исторических городах. Сейчас о серьезной реконструкции говорить не приходится: вместо исследования и воссоздания исторической среды, что и должно было привлекать туристов, проектировщики наводят глянец на советскую градостроительную картину. Наверняка будет лучше, чем сейчас – но лишь потому, что «сейчас» старые псковские улицы совсем уже обветшали.

Градостроительный совет желал бы рассматривать крупные городские проекты на стадии технического задания, что и вошло, уж в который раз, в число рекомендаций. Пока же приходится довольствоваться косметическими исправлениями. Председатель псковского отделения ВООПиК Ирина Голубева предложила исключить из проекта «НАИС ППК» площадку около стены Окольного города, поскольку заниматься территорией вокруг памятника федерального значения должны специалисты в сфере охраны памятников, а не дорожного строительства. Также Градсовет настаивает на том, чтобы рабочая проектно-сметная документация была рассмотрена на Научно-методическом совете комитета по культуре. Эксперты намерены детально изучить, какие именно материалы, как и где будут использовать строители, чтобы на туристической улице не попадались потом элементы, присущие, например, магистральным автомобильным дорогам. Отдельная рекомендация – вынести на обсуждение Градсовета концепцию транспортной схемы «Окольного города» города Пскова, где будут прописаны направления движения транспорта, основные пешеходные маршруты и туристические потоки. На будущее пригодится.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

 

Решения Градостроительного совета Пскова от 15 февраля 2013 г.:

Вопрос №1«Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Псковский». Реконструкция сетей электроснабжения, канализации, водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, газопровода. Второй этап»; разработчик: ООО «НАИС ППК» («Научно - исследовательская проектно-производственная компания»), город Псков.

1.Проект концептуально одобрить с учетом замечаний и предложений, высказанных членами Градостроительного совета:

1.1.Решить вопрос организации гостевой парковки перед СДЮШОР «Барс»;

1.2.Обеспечить соблюдение нормативных требований для маломобильных групп населения;

1.3. Отказаться от варианта «эко-парковки» при решении вопросов организации гостевых парковок;

1.4. Проработать вопросы внешнего вида малых архитектурных форм;

1.5. Выполнить корректировку раздела проекта «Схема озеленения. Дендроплан»;

1.6. Площадку у стен Окольного города исключить из проекта.

Вопрос №2 «Капитальный ремонт улицы Советской, улицы Красных партизан, улицы Профсоюзной, улицы Детской, улицы Георгиевской в рамках создания туристко-рекреационного кластера «Псковский» в городе Пскове»; разработчик: ООО «ЭлитПроект», город Санкт-Петербург.

1.Проект одобрить в целом с учетом замечаний и предложений, высказанных членами Градостроительного совета:

1.1.Проектной организации проработать вопросы внешнего вида малых архитектурных форм;

1.2.Рабочую часть проекта рассмотреть на научно-методическом совете при Государственном комитете Псковской области по культуре.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 242 человека
Лента новостей