Расформирование Центра боевого применения и переучивания летного состава ВМФ России и связанное с этим сокращение, увольнение гражданского и военного персонала, для конкретных людей стало неожиданным и резко изменившим их судьбу событием. До сведения командования информацию о предстоящей ликвидации Островского Центра БП и ПЛС ВМФ довели только в этом году. А не год или два тому назад. Рубить с плеча у нас по-прежнему ассоциируется с термином «реформа». Иначе не умеем, или не хотим.
Чтобы получить ответы на интересующие нас вопросы, мы встретились с начальником Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации России генерал-майором Алексеем Сердюком.
- Кто уволен со службы будут получать жилищные сертификаты, таковых 37 человек, либо ждать получения постоянного жилья. Многие избрали местом жительства Псков и Санкт-Петербург. Пока не получат квартиры никто их не попросит освободить служебное жилье, - сообщил Алексей Сердюк. - В Острове остаются Центральные офицерские курсы (ЦОК), как структурное подразделение нового Центра. ЦОК будет работать года два, пока не отстроиться база в Ейске. Не все, конечно, но многие старшие офицеры смогут устроиться на гражданские преподавательские должности.
- Столь уж необходимо ликвидировать один Центр, а другой создавать. Ведь это достаточно затратное мероприятие?
- Изначально, когда Центр находился в Николаеве, его собирались передислоцировать с Украины в Ейск. Но сменился министр обороны и все переиграли. В курортном городке оставили летное училище ВВС, а Центр перебросили на Островскую базу. Училище пока функционирует, выпускает курсантов. В 2011-2012 году оно должно уйти. На освободившихся площадях разместится наше подразделение, которое займется подготовкой и обучением палубных летчиков, вертолетчиков, подготовкой специалистов противолодочной авиации…
На новой базе есть выход в море, не нужно при отработке полетов над морем отправляться за тридевять земель, ведь из Острова мы летали на Север.
- С военной точки, целесообразно ли данное перемещение?
-Да, целесообразно. Хотя все понимают, что здесь создана хорошая учебная база.
- Какова цена вопроса?
- На строительство нового Центра морской авиации предполагается затратить 8 миллиардов рублей, в следующем году в Ейске намечено построить три жилых дома для военнослужащих. Ориентировочная цена одного дома 280 миллионов рублей. Пока же большинству военнослужащих придется нанимать квартиры, жить в общежитии. Мы работаем с местной администрацией, возможно, она предложит служебные квартиры. Пока на новое место никто не убыл, все ждут назначения.
- Известен ли ваш правопреемник в Острове?
- Пока думают, разбираются. На месте остается комендатура в составе 21 военнослужащего и 60 гражданских работников, а также Центральные офицерские курсы, ВОХР.
- Продумана ли программа профессиональной переподготовки увольняемых офицеров, их вхождение в гражданскую жизнь?
- Программа подготовки увольняемых офицеров на базе вузов Министерство обороны существует. Но легче тем, кто находится рядом с этими учебными учреждениями. В нашем случае должны работать выездные группы. Некоторые офицеры заранее прошли курсы менеджеров, сетевых менеджеров в Санкт-Петербурге. Сейчас будем думать, как работать дальше.
- В прессе называются разнообразные цифры высвобождаемого персонала, как военного, так и гражданского, каковы истинные цифры?
- Штат Центра составлял 638 офицеров и 702 прапорщика, списочный состав немного меньше. То есть всего служили около 1300 человек и около одной тысячи гражданских лиц. На увольнение у нас идут 114 офицеров и 54 прапорщика, еще 30 офицеров и 29 прапорщиков будут ждать назначения или квартиру. Остальные военнослужащие переназначаются. Кроме того многие уже устроились на службу в авиационные части Пскова, и города Сольцы Новгородской области, Островский 47-й межвидовой инженерный Центр РВСН и полк радиоэлектронной борьбы. В подавляющем большинстве в эти подразделения перешли прапорщики и контрактники. Молодые офицеры практически все трудоустроены в Ейске и Астафьеве (подмосковная авиационная база).
Под увольнение, к сожалению, в своем большинстве попали старшие офицеры. Кому более 45 лет - в звании до подполковника, и 50 и выше - в звании полковника. Преподаватели в 45 лет только раскрываются. Никто не думал, что так получится. Все рассчитывали, что сюда пришли надолго. Психологически увольнение люди переживают тяжело. Это сложный переход, по своим друзьям вижу. Они настроены, уходить, но уходят в мир, где совершенно иные взаимоотношения, чем в армейской среде. Безусловно, хотелось уйти на пенсию и сразу получить жилье. Верховная власть обещает приоритетное обеспечение жильем увольняемых военнослужащих. В 2010 году рассчитываем, что этот вопрос решат.
Наш уход - очень тяжелое событие для Острова. Как ни говори, от нас поступали в казну солидные налоги.
- Какова судьба служебного жилья, ведь его занимают не только увольняемые офицеры, но и переназначаемые в Ейск и Астафьево? Что станет с ведомственными детсадами, Домом офицеров и другими объектами?
- У нас 309 служебных квартир в Острове и около трехсот квартир постоянного жилья, пока не решиться вопрос с правопреемником, служебные квартиры никому переданы не будут.
Детсады пока останутся за комендатурой, Дом офицеров (ДО) переходит ОМИС, как и офицерское общежитие. ДО, возможно, сдадут в аренду.
- Какие вопросы вы решаете в настоящее время в Острове?
- По личному составу, но в большей мере хозяйственные вопросы. Сдаем здания, мебель, готовим к перебазированию технику, имущество. Примерно 400 вагонов и полувагонов будет отправлено из Острова на новое место дислокации. Часть имущества уже вывезли. Списанные самолеты будут выставлены на реализацию, если никто не приобретет, утилизируем.
Начальник Центральных офицерских курсов полковник А.Алексеенко, чье подразделение переформируется и продолжит свою деятельность в Острове, уверен, что к работе приступят уже в ближайшее время.
Морские авиаторы, несмотря на чемоданное настроение в прямом и переносном смысле, верят, что островский аэродром с его инфраструктурой, не бросят на произвол судьбы. Как-никак он имеет статус 1-го класса, а таковых единицы в Росси, одна взлетная полоса протяженностью
Александр Федоров, фото автора