VIII съезд «Единой России», завершивший свою работу 2 октября, уже называют важнейшим, рубежным событием не только для этой партии, но и для всей России. При этом решение Владимира Путина возглавить список единороссов это скорее частность общего глобального и исторического по последствиям действа, в которое вступает страна.
Мы уже писали о том, что решение президента возглавить список кандидатов «Единой России» на выборах в Госдуму внес существенные, вероятно даже, коренные изменения в предвыборную расстановку сил, увеличив шансы одних партий, и уменьшив шансы других. Теперь еще с большей долей вероятности можно говорить о том, что будущий парламент России будет двух или трехпартийный.
Расстановка сил теперь четко идет не только по идеологическому признаку (которые у большинства партий был выражен крайне слабо, общими положениями, позволяющими легко ставить паруса по ветру политической конъюнктуры), но и по мировоззренческому. Главный вопрос – каким путем должна развиваться Россия.
Здесь мировоззренческий водораздел делит всех на две неравные части. С одной стороны – Россия, какой ее видят Путин и его сторонники – сильное и уважаемое суверенное и социальное государство, отстаивающее и укрепляющее свое право быть одним из полюсов в многополярном мире. С другой – сторонники реванша в самом разном его виде. Кто-то из них стремится назад к Советам, кто-то назад в 1990-е гг. России, страны, свободной до степени центробежного распада и по факту находящейся на грани потери суверенитета.
Фактически спустя семь лет после начала преобразований, поднявших Россию с колен, восстановивших чувство собственного достоинства у ее жителей встает вопрос – мы продолжаем этот курс? Или мы выбираем нечто иное?
Продолжение курса персонифицируется с личностью президента Владимира Путина и партией, которую он 1 октября де факто возглавил.
До 1 октября позиции «Единой России» в значительной степени выстраивались на том, что именно она реализует политику Президента. Однако существовала некая незаконченность союза между партией и Путиным. Президент не скрывал своих симпатий к партии, но в течение почти восьми лет существования партии столь очевидных шагов ей на встречу не делал.
Теперь недоговоренности исчезли.
Фактически Россия сделала шаг к западной модели демократии, когда глава государства выступает как лидер какой-то из партий, при этом не важно, лидер это де факто или де юро. «Единая Россия» 1 октября окончательно обрела статус партии власти, ответственной за эффективность проводимой политики.
Еще одно следствие участия Владимира Путина в кампании – это ее переход на качественно новый уровень. За или против Путина – это уже нечто иное, чем за или против «Единой России». Политические оппоненты единороссов теперь становятся и оппонентами президента. Смогут ли «Справедливая Россия» и ЛДПР да и по большому счету СПС критиковать президента так, как раньше критиковали «Единую Россию». Радикальная методология в предвыборной кампании, которую зачастую некоторые использовали против единороссов, теперь становится «холостым» выстрелом, способным однако поразить самого стрелявшего.
Повестка дня, которая встанет 2 декабря 2007 года перед жителями России будет существенно шире, нежели просто формирование нового состава Госдумы. Речь пойдет о поддержке курса национального успеха, предложенного Владимиром Путиным.
Выборы превращаются в референдум о доверии этому курсу. Планка ответственности «Единой России» как его идеологического носителя и исполнителя повышается.
Отвечать есть за что. За восемь лет Россия окончательно преодолела социально-экономический кризис 1990-х, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. В два раза увеличились реальные доходы населения. Российское общество как никогда за новейшую историю России консолидировано. Страна становится реальным гарантом мировой стабильности, одним из сильнейших полюсов влияния в международной политике. У страны есть национальный лидер.
2 декабря Россия голосует за свои успехи или против них.
Александр Машкарин