Блоги / Светлана Прокопьева (включен в реестр иностранных агентов )

Баранов и Козлов Берег

19.07.2017 15:41|ПсковКомментариев: 16

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) высказывает свое мнение и проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.

Интересную тему подняли жители гдовских деревень на побережье Чудского озера. Земля — она чья? Вашего субъекта Федерации, или наша, частная, петербургская? Так можно переформулировать вопрос, поднятый на сайте турчак.ру с подачи некого Владимира Баранова.

Об этом Баранове надо сразу сказать несколько слов, чтобы потом забыть его как страшный сон и переключиться на более интересные вещи. Владимир Васильевич Баранов — житель Санкт-Петербурга и частный предприниматель. С Псковской областью его связывают 17,5 гектаров земли сельскохозяйственного назначения, превращенные в дачное некоммерческое партнерство «Чудозеро». Баранов — председатель этого ДНП. А зарегистрировано оно в деревне Хитово Гдовского района. Это граница с Ленобластью, а еще и с Эстонией. Ровно там этот самый Баранов сдал пограничникам журналистов псковских газет и Русской службы ВВС, которые поехали делать репортаж о «гдовском сепаратизме» без пограничного пропуска.

Так вот, у Владимира Васильевича на краю Хитово стоит магазин. Он недавно открылся, и местные называют его «новый». «Старый» - на другом краю пляжной агломерации, на окраине Козлова Берега по пути в Кишкино. Все эти деревни, плюс Доможирка и Мельговщина, упомянуты на сайте губернатора как желающие отделиться.

Собственно, из-за этого ДНП и из-за этого магазина и разразился скандал, о котором написали многие ведущие российские СМИ. С последующим развитием пограничного скандала, на минуточку. Скандал, благодаря конструктивному настрою пограничников и журналистов, удалось оперативно погасить, но осадок остался. Поэтому справедливо будет зафиксировать для истории: автор всей этой движухи на границе с ЕС — Владимир Баранов, петербургский предприниматель.

Зачем ему это? Тут как раз все понятно. Во-первых, надо продавать дачные участки, а транспортная доступность в этом деле — фактор, на цену сильно влияющий. Во-вторых, надо возить продукты в магазин. Через Сланцы, по хорошей дороге, это можно делать, только заранее позаботившись о пропуске в погранзону для водителя. Какая с этим проблема — непонятно, учитывая, что бдительность гражданина Баранова на высоте (не поленился же он съездить за пограничниками и привезти их к журналистам на своем внедорожнике!). Но, тем не менее, водителя с пропуском из Сланцев он найти не может.

Другая дорога идет через Добручинскую волость. Там можно проскочить и без пропуска. Она в два раза короче, но ехать по ней в два раз дольше. Потому что это старинный булыжный тракт, засыпанный песком и глиной — с ним физически ничего невозможно сделать. Только если заново перестроить.

Поэтому и раздался гневный призыв к властям «передать наш заброшенный угол» Ленинградской области. Логика простая: вот в Сланцевском районе дороги есть, а в Гдовском — нет. Значит, надо передать деревни в Сланцевский район, и Ленинградская область сделает нам дороги. С чего вдруг Ленинградская область станет строить дорогу местного значения в сторону Гдова — об этом логика умалчивает.

Так вот, собственно, и вопрос, а нужна ли вообще кому-то эта дорога, из Гдова в Козлов Берег, кроме как Баранову? И ответ, скорее всего, будет: да нет, не нужна. Местные вообще проблем не видят с этой дорогой. Проехать можно? Можно. Подумаешь, медленно и тряско, да у нас половина дорог такие.

Собственно, и областная комиссия, сгоряча отосланная губернатором успокаивать сепаратистов, пришла к тому же выводу. Пообещали грейдер пустить и щебня подсыпать, то есть выполнить совершенно рядовые дорожные мероприятия. Ценой, повторю, десятков громких заголовков.

А в целом-то интереснейшая картина складывается. Есть в Псковской области замечательный, богатый край, который Псковской области по факту уже не принадлежит — берег Чудского озера. Эх, видели бы вы эти коттеджи в Козловом Береге, эти газоны вокруг коттеджей — разница с обычными псковскими деревнями чудовищная. Участки в Гдовском районе стоят сотни тысяч рублей и находят своих покупателей — правда, за пределами региона. Это отдельная отрасль экономики: выкупить паи, выделить землю поближе к озеру и создать садоводство. Понятно, что к Псковской области такое садоводство имеет весьма поверхностное отношение.

Строго говоря, и старые советские садоводства, например, СНТ «Здоровье» - они не псковские. Они изначально создавались предприятиями Ленобласти и Санкт-Петербурга и участки в них распределялись между жителями Ленобласти и Санкт-Петербурга. Администрации Псковской области и Гдовского района на этой обширной территории власти никакой не имеют. Равно как и ответственности.

Садоводство, согласно закону, само несет бремя своего содержания. Электричество, дороги и прочая инфраструктура создается и поддерживается за счет дачников. Тут вопросов никаких. Другое дело, что сегодня появилось новое понятие: «дачная деревня». Это деревня, в которой дома используются как дачи. При этом за дороги и все прочее там отвечает волость.

В этом — залог глубокого и неизбежного конфликта. Местное самоуправление в России слабое и нищее. Полномочий у волостей считай, что и нет, а денег — вообще нет. Точнее, как: деньги на дороги и прочие нужды рассчитываются по нормативам, исходя из численности постоянного населения. Вот прописаны в Хитово пять человек — на пять человек и будет финансирование. А то, что там еще сотни дачников — ни волостную, ни районную власть не волнует. Хотя многие из них приезжают на дачу весной и живут целое лето, увеличивая население Гдовского района чуть ли не вдвое.

Я думаю, если бы местное самоуправление в России не было пустым звуком, административная принадлежность к тому или иному субъекту Федерации вообще не имела бы никакого значения. Вот нужна дорога вот здесь, собрались все, кто здесь живет, и решили вопрос. Без оглядки на прописку и нормативы. А пока все идет как идет, мы имеем две проигравшие стороны: фактических жителей земли, лишенных доступа к социальным и прочим благам, и местную власть, на плечи которой ложится нагрузка по содержанию территории, которая в два раза больше расчетной и следовательно, обеспеченной финансами.

Даже странно, что этот конфликт не проявлял себя раньше. Такая же ситуация и в Печорском районе, и в Пушкиногорском, и в Себежском, да в любом, где найдется местность с красивой природой и более-менее внятным подъездом. Здесь, в Гдовском районе, просто звезды удачно сошлись: рядом граница соседнего субъекта Федерации. В пустошкинских деревнях требовать присоединения к Москве или в печорских — к Эстонии было бы не так сподручно.

На самом деле, пора назвать вещи своими именами. Лучшие места Псковской области давно перестали принадлежать Псковской области. Наш рекреационный потенциал так и не стал капиталом, и следовательно, был освоен в частном порядке.

Теперь все идет к тому, что в дачных деревнях сложится теневое, параллельное самоуправление, вообще никак не связанное с районом и областью. А что — немного осталось! Только дороги, по которым два раза в месяц должен пройти волостной грейдер, сейчас и привязывают жителей таких деревень к местной власти. Продовольственное снабжение, связь, транспорт — эти вопросы люди уже решили самостоятельно. Когда они сами, своими силами решат проблему с дорогой, вопрос об административной принадлежности дачных деревень можно будет считать закрытым.

Потому что дачники построят дорогу в сторону своих домов. А наша региональная администрация, со своей стороны, до них просто не доберется.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 264 человека
Лента новостей