Художник Александр Шершнёв умер внезапно, нелепо. До сих пор не верится, что этот добродушный, компанейский, веселый человек вот так вот взял и – помер. И анекдот рассказать не успел.
Год прошел, а все кажется, что выскочит Александр Валентинович из автобуса, догонит тебя на выщербленном тротуаре и спросит что-нибудь вроде: «В общественном туалете на площади Ленина был?».
«И… в чем подвох, дядя Саша?»
«Рисунки там настенные видел?»
«Ну…»
«Псковским художникам еще учиться и учиться. Жаль, они об этом не знают. Ха-ха-ха».
Сам Александр Шершнёв избрал для себя одну из самых сложных художественных практик – гравюру. И, в частности, - экслибрис.
Буквально: то, что находится на книжке. Оттиск на форзаце. Образная эмблема, графический знак. Миниатюра, призванная служить читателю.
Сотню оригинальных экслибрисов Шершнева можно сегодня увидеть в читальном зале Центральной городской библиотеки, где открылась юбилейная выставка. «Юбилейная» в том смысле, что Александру Шершнёву исполнилось бы нынче 55 лет, и год как его, увы, нет с нами.
Пришли на вечер товарищи, друзья. Произнесли мемориальные речи. Естественно, зашел разговор и о том, что нужно бы издать альбом Шершнева, дабы сохранить память о замечательном псковском графике печатно, в книге, читай: навсегда.
Но тут же возникла и другая печальная тема: про деньги.
Мол, сохранить-то наследие Шершнёва надо, но где взять деньги? Опыт показывает, что богатеям местное искусство ехало-болело. Не дадут они денег на экслибрисы.
А как же власть? Комитет по культуре? Или только банкеты проводить к мартовскому дню культуртрегера?
Ситуацию попытался разъяснить председатель псковского отделения Союза художников России Виктор Лысюк. Разъяснил так, как смог. То есть хорошо бы, мол, издать, но денег нет, и вряд ли появятся.
Когда же автор этих строк наивно вопросил, для чего же существует тогда такая общественная организация, как «псковское отделение Союза художников?», то наткнулся на гневную отповедь, де, председатель с утра до вечера работает, не разгибая спины, так что времени на поиски спонсоров у них нет.
Здесь хотелось, опешивши и онемев, задать только один вопрос булгаковского Воланда: «Как же так? Чего у вас не хватишься, ничего нет!».
Разве не задача творческого союза, в том числе, в заботе о культурном наследии? Одними каталогами и банкетами, тут, извините, не отделаешься. Существует ведь специальные программы для художников, гранты, областная программа по культуре, наконец! Чем занимаются десятки чиновников от культур-мультур? Только составлением отчетов, организацией банкетов и «освоением» бюджетных средств?
Не поймите превратно. Мы вовсе не призываем к тому, чтобы лично Виктор Лысюк и его секретарша, оторвавшись от своих полотен и обшарпанных стен выставочного зала на Ленина, 1, бросились бы сочинять письма и слать их в фонды, поддерживающие художников. Однако и всуе разводить руками и кивать на неведомых организаторов, как это принято у нас на Псковщине, тоже не дело. Мемориальный вечер в библиотеке показал, что подписаться под воззванием все готовы. Вот только будет ли от этого очередного воззвания толк?
Александр Шершнёв не самый последний художник в Пскове, и его судьба лишний раз подтверждает: никому наше псковское искусство не нужно. Забота о творческом человеке – только в помпезных речах начальников, отрабатывающих зарплату. А как заходит слово о реальном деле – издании той же книжки, например, то...
Каждый может закончит фразу сообразуясь с собственными понятиями о приличии.
Одно хорошо: хотя бы в библиотеках у нас еще трудятся люди, не равнодушные к искусству. А значит, сотня читателей увидит работы одного из самых талантливых псковских художников.
Александр Донецкий