Скоро опять начнется.
Помню, как мы встречали прошлый Новый год. В полночь началась канонада, и полуторагодовалый младенец забрался ко мне на ручки, как обезьянка, и намертво вцепился. На мои передвижения по квартире, когда удалось отцепиться, смотрел с ужасом: мать, не ходи туда, там стреляют!
Всякий раз во время «народного фейерверка» я вспоминаю старый анекдот про салют - «сначала ни фига, потом фига, потом фигульки-фигульки-фигульки и опять ни фига», и пытаюсь примерно прикинуть, сколько вся эта катавасия стоит. Кто-то утешает котов или собак, которые тоже боятся взрывов и вспышек, кто-то капает успокоительные капельки для старенькой мамы.
Короче, не все в восторге.
Особенно везет, конечно, жителям центральной части Пскова - которых принудительно обеспечивают праздниками: может, и не хочешь радоваться, а услышишь и песни, и хлопки салютующих «пушек». Нынче в три часа первой ночи нового 2016 года на Октябрьской площади дадут не менее 574 залпов – так обозначено в конкурсном задании.
Но муниципальный фейерверк хотя бы под контролем. Компания-подрядчик не первый год выигрывает конкурс, вроде бы можно рассчитывать на то, что все меры предосторожности будут соблюдены. И официальный салют – минут на 15 в обозначенное время. А неофициальный – везде и всё время, пока не кончатся деньги и пока эйфория не сменится депрессией.
Я вообще против продажи хлопушек и фейерверков гражданам. Совсем. Салютами должны заниматься пиротехники, специально обученные люди. Частичные запреты на продажу – по возрастному признаку, например, или особые требования к соблюдению условий хранения и представления пиротехнической продукции на витринах – это всё полумеры, никак не обеспечивающие «защиту от дурака».
Запретите продавать фейерверки детям – так их в честь праздника обеспечат «взрывчаткой» папа с мамой или другие добренькие родственники. Больше всего я не люблю детей, которые поджигают маленькие вонючие петарды и бросают их на тротуаре.
Прекратите продавать петарды явно неадекватным или нетрезвым гражданам – так в Новый год все мы немного того… неадекватные. Такой праздник, что угоститься не проблема, и куда из неверной руки полетит сияющая гуля, плюющая искрами, - неведомо.
После ужесточения правил торговли пиротехникой эффект был, но потом, как обычно, сгладился. Ежегодно проходят рейды по торговым точкам, а потом, с 31-го на 1-е, снова-здорово: палят все и отовсюду, включая школьников.
Когда за окном гремят взрывы, а котики и дети младшего возраста плачут под кроватями от страха, я вспоминаю, как это было лет 25-30 назад. Из пиротехники в магазинах в свободном доступе только маленькие хлопушки с конфетти и странным сюрпризом – свёрнутой в трубочку бумажной маской или воздушным шариком. А из больших салютов локального значения – сосед по дому, дядя из военных, который единственный на весь двор являлся счастливым обладателем ракетницы. В новогоднюю, а потом и в рождественскую ночь он выходил на середину двора, заряжал ракетницу и выпускал в небо несколько одиноких огоньков.
И это был праздник.
Александра Фролова