5 апреля губернатор Псковской области Михаил Кузнецов и мэр города Пскова Михаил Хоронен подписали соглашение о совместной ответственности за жизнеобеспечение областного центра. Событие, надо сказать, знаковое, и в каком-то смысле беспрецедентное. Между муниципалитетами и региональной исполнительной властью подписывались различные документы, но в основном они всегда носили характер особо ни к чему не обязывающих намерений «о добрососедстве и всестороннем развитии». В первую очередь они были политическими декларациями, как, к примеру, памятное всем «мусорное соглашение».
Тут же дело обстоит гораздо серьезнее. По сухим официальным сообщениям, договаривающиеся стороны взяли на себя «конкретные обязательства по предотвращению кризисной ситуации, возникшей в связи с ростом задолженности города перед энергоснабжающими организациями». Говоря проще, Пскову, если не принять мер, грозит энергетическая катастрофа, что незамедлительно может сказаться на жизни рядовых горожан. Компании, снабжающие город электроэнергией, теплом и газом, как известно, давно уже работают по законам рынка, и правила здесь очень простые. Платишь за услугу – получай ее, нет – тогда не взыщи и привыкай к так называемым «веерным отключениям».
Не секрет, что одной из основных причин сложившейся ситуации является острая нехватка средств в городском бюджете, который оказался неготовым к провозглашенной стратегии новых областных властей «жить по средствам». Причем в том, что «финансовый коллапс» к мэрии подкрался незаметно, городским властям стоит винить не область, делая из нее образ «вампира-кровососа», а, прежде всего, собственную недальновидную практику ведения дел в городском хозяйстве. Потому что проблемы есть не только по оплате за энергообеспечение, но по тому же дорожному строительству, состоянию ЖКХ и другим подобным вещам.
К сожалению, приходится констатировать, что экономическая политика города почти всегда делалась с прицелом на благополучный политический образ народного благодетеля. Ради этого мэрией предпринимались шаги популистского толка, такие, например, как удержание тарифов по ЖКХ на низком уровне, или бесплатный проезд в общественном транспорте. Эти инициативы вряд ли можно было назвать экономически обоснованными. Расчеты мэрии строились на коммерческих кредитах, по которым, естественно, всегда выставляют счет, а также на выбивании дополнительного финансирования из областного бюджета путем различных политических переговоров и шантажа.
Конечно, со стороны все выглядело просто замечательно, да и горожанам, собственно говоря, это было выгодно. Но одно дело выгодно, другое – законы экономики, которые уже успели нас приучить, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Накопленный «снежный ком» проблем должен был когда-нибудь начать свое движение вниз, увлекая в пропасть всех без разбора.
Кстати, до сих пор бюджет Пскова на 2005 год не принят, и его утверждение ожидается только в конце апреля. Копий по этому поводу сломано уже немало, но такое затягивание с разработкой главного финансового документа областного центра просто недопустимо. Такое ощущение, что городские власти всю зиму и вот уже март находились в какой-то прострации от известных всем политических событий прошлой осени. А в сегодняшней непростой экономической ситуации медлить никак нельзя.
Поэтому остается надеяться, что подписание соглашения между областью и городом станет хорошей встряской для впавших в непонятную спячку ответственных за городское хозяйство работников. Областная администрация, в принципе, продемонстрировала готовность к сотрудничеству и совместной наладке давшего сбой муниципального механизма. От городских властей требуется адекватная реакция, которая будет заключаться не в том, чтобы полностью сбросить свои проблемы на плечи «большого брата», а работать в конструктивном ключе. Радует, что стороны не занимаются «поиском крайних и виноватых», не разыгрывают политическую карту, а сели за стол переговоров и координируют свою деятельность по оптимизации ситуации. Вопросов для совместного решения у города с областью предостаточно.
Антон ВАКУОЛЬ