15 апреля депутаты Псковской городской Думы совместно с мэрий, наконец-то, «родили» то, что так долго от них ждали. Бюджет Пскова на 2005 год принят в первом чтении, спустя квартал и еще полмесяца с начала года. И, несмотря на то, что подавляющее число комментаторов не прогнозировали особых проблем с принятием этого документа, интрига в определенном смысле была сохранена, о чем свидетельствовал под завязку набитый небольшой зал заседаний Думы журналистами и прочими интересующимися.
Депутаты раскачивались не спеша. Под чутким руководством своего председателя Леонида Трифонова они заботливо уделяли внимание каждой «процедурной заковыке», дотошно и досконально шлифуя повестку дня. Видимо, на то оно и местное самоуправление, чтобы каждый мог высказать свою отличную от других точку зрения даже по такому, казалось бы, формальному поводу, каким в большинстве случаев является формирование этой повестки. Потратив на все это дело порядка получаса, депутаты приготовились к работе.
Однако тут кому-то в голову пришла идея, позвать на слушания начальника финансового управления области Татьяну Баринову. Еще немного подискутировав на тему, стоит ли ее ждать, или начать сессию с других вопросов, не связанных с бюджетом, депутаты все же «вызвали на ковер» главную финансистку города Луизу Березняк.
Г-жа Березняк сообщила присутствующим, что окончательный проект бюджета-2005 по сравнению с его предыдущими вариантами претерпел достаточно серьезные изменения. В первую очередь изменился сам принцип формирования бюджета. Если раньше расходы «погоняли» под контрольные цифры доходов, то теперь расчеты велись исходя из минимально необходимых сумм расходов для поддержания городского хозяйства. В итоге расходы бюджета все-таки дополнительно увеличились на 179 миллионов рублей. Из них львиная доля – 117млн – затраты на энергетику. Другой заметный показатель (44,5 млн. рублей) относится к возросшим расходам на образование.
Увеличились и доходы, в том числе за счет 100%-го отчисления госпошлины на регистрацию транспортных средств, переданного с областного на городской уровень в свете недавно подписанного Соглашения между мэром и губернатором.
С 61 до 120 миллионов возрос дефицит бюджета. Чтобы его сбалансировать, городские власти предложили увеличить сумму предполагаемой выручки от продажи муниципального имущества с 26 до 139 миллионов рублей.
Впрочем, по признанию г-жи Березняк, администрация «все равно не смогла сбалансировать доходы и расходы». Чтобы хоть как-то закрыть дыры мэрия придумала следующую «фишку». В раздел о способах погашения дефицита были включены «обязательства области по увеличению доходной части бюджета города» на сумму 113 миллионов рублей. В принципе, подобная формулировка не несет никакой юридической ответственности, так как в Бюджетном кодексе, на основании которого должны верстаться бюджеты, она не прописана.
По этому поводу у части депутатов возникли вполне логичные сомнения, а имеют ли они право принимать бюджет с такими расплывчатыми формулировками. Это отчасти подтвердила и подоспевшая на сессию начальник областного финуправления г-жа Баринова, отметившая в своем недлинном спиче, что конкретную сумму поступлений из областного бюджета Пскову можно будет назвать только после подведения итогов первого финансового полугодия. Но лишь трое народных избранников посчитали эту информацию настолько принципиальной, что воздержались при голосовании. Оставшиеся 12 утвердили бюджет большинством голосов.
Примечательно, что на случившемся сегодня «историческом» мероприятии публика смогла лицезреть и псковского мэра Михаила Хоронена, давненько не баловавшего своим личным присутствием муниципальных парламентариев. Правда, вел себя мэр не слишком активно, выбрав позицию стороннего наблюдателя. Лишь перед самым голосованием, «по-путински» заявив, что, мол, «буду краток», Хоронен призвал депутатов поддержать бюджет. При этом псковский градоначальник подчеркнул, что «работа продолжается», имея ввиду переговоры с региональной исполнительной и законодательной властью по возможному увеличению финансовых траншей из областного бюджета.
Алексей Голубев