Выпуск 1.
Есть род занятий, в которых невозможно отделить собственно работу от остальной жизни. К ним относится и профессия актера.
Постоянно, вольно или невольно, актер вынашивает в себе своих персонажей, сыгранных или тех, с которыми еще предстоит выйти на сцену, взращивает их в себе и себя в них. Репетиция или спектакль – лишь результат, квинтэссенция человеческих, жизненных и профессиональных накоплений актера, его опыта и наблюдений, - о себе и других, о театре и жизни, о профессии и ее загадках. Он радуется успеху, огорчается неудачам, пытаясь понять их причину, «дойти до самой сути», распознать секреты общего со зрителем языка.
Актерский дневник – обо всем, что составляет жизнь актера в современном городе, и – новая форма общения с теми, кому не безразличен театр, как таковой, и Псковский Пушкинский в частности. Сразу признаюсь, что ни о чем подобном я никогда не слыхивал, перед вами своего рода «ноу хау», которое, возможно, станет началом заинтересованного диалога. Хотя был уже «Дневник писателя», затеянный некогда классиком и ставший, как сказали бы сейчас, вполне успешным проектом. Главным же импульсом стало то, что и как пишут о театре псковские СМИ. Вернее, что и как не пишут, поскольку с прискорбием следует признать, что театральная критика в изначальном ее смысле в Пскове попросту отсутствует. Казалось бы, само понятие «критика» содержит некий неизбежный негатив. Но критика театральная – как и музыкальная, и художественная, и любая другая, имеющая отношение к искусству, - прежде всего, грамотный посредник между сценой и зрителем. Профессиональная критика всегда конструктивна и никогда не ставит себе задачу расхвалить или раздолбать. Суть ее в умении «прочитать» спектакль в контексте замысла, сделать его понятным зрителю менее искушенному, увидеть, что удалось, а что следует признать неудачей, и что с этим можно сделать. У нас же все, как правило, сводится к пересказу сюжета (что в театральной журналистике всегда считалось дурным тоном) и впечатлениям на уровне «понравилось – не понравилось», т.е. к элементарной вкусовщине, приправленной более-менее остроумными, но чаще пустыми словесными кульбитами. Если правда, что о вкусах не спорят, то о вкусовщине тем более. И такая от этой беспомощности тоска-а-а!.. Право, сам бы взялся писать рецензии, что, согласитесь, было бы не только смешно, но и для меня, человека театра, в высшей степени некорректно. Да, была мысль (и даже предложения) закрыться наглухо немудреным псевдонимом, типа «Ваня Иванов», и крапать по-тихому статейки о театре, и пущай, кому надо, докапываются, кто таков. Но хочется все же по честному.
Итак, поелику место посредника остается вакантным, попробую заполнить его заметками актера. О театре и не только. О том, почему театр обращается к той или иной драматургии; о новых пьесах, о надеждах первых репетиций и о том, что с ними стало; какие сценические задачи намерен решить театр и какими художественными средствами; почему и в какие моменты возникает, или, напротив, теряется взаимопонимание с залом. Про вкус и послевкусие премьеры. О том, как спектакль возрастает, взрослеет, набирает силу вместе со зрительским интересом и – вместе с ним же – сходит на «нет» и становится театральным воспоминанием.
Понимаю, что встаю в некотором смысле на скользкий путь, поскольку намерен по возможности избежать всяких оценочных категорий в заметках о себе и коллегах. И, тем не менее, считаю, что все может получиться, ибо цель ясна: сделать мир театра более открытым для тех, кто любит театр, идет в театр и хочет его понять. «Осмысленного существования!» - Ответил я как-то на вопрос, чего я, как актер, больше всего хочу от сцены. Думаю, нормальный зритель в зале хочет того же.
Впереди Новый год и премьера сказки, наплыв самых юных и благодарных зрителей, многим из которых предстоит первая в жизни встреча с театром. Следующий выпуск «Актерского дневника» будет посвящен последней и самой загадочной сказке Пушкина – «О золотом петушке», о том, какие задачи ставит перед собой постановочная группа спектакля, - тут было и есть, о чем подумать, тем более, что я – соавтор инсценировки. Ну, и ответам на вопросы, если таковые появятся.
Виктор Яковлев