Новости партнеров
Архив

Эстония: Извлечение корня бед

08.05.2007 10:01|ПсковКомментариев: 12

События конца апреля постепенно уходят в прошлое. Все меньше в витринах таллинских магазинов фанерных заплат, все больше улыбок на лицах. Масштаб произошедшего многими еще не осознан, но обычный ритм столицы Эстонии постепенно восстанавливается.

Вся прошедшая неделя была посвящена попыткам дать оценку причинам беспорядков и поискам выхода из общественного кризиса. Надо ли говорить, что отнюдь не в простом положении оказались русские жители как Таллина, так и всей Эстонии. Очень часто эстоноязычные СМИ винили во всем происшедшем «не желающих интегрироваться русских». На бытовом уровне возникали конфликты, причиной которых можно назвать последствия шока от погромов. Пока правительство и президент Эстонии ограничились общими заявлениями, суть которых заключалась в том, что «у вандализма нет национальности» и «нам всем вместе строить будущее страны». Тем не менее, осадок остался в душе каждого эстоноземельца, независимо от национальности.

Настала пора разобраться, в какой стране мы живем теперь и что делать дальше. Первым попытку выйти из кризиса предпринял мэр Таллинна Эдгар Сависаар – глава Центристской партии Эстонии. Тот факт, что созвать «форум гражданского мира» решили центристы, с самого начала открыто заявившие о своем несогласии с решением правительства осуществлять перенос памятника, не остался незамеченным местными СМИ. Газеты, ориентирующиеся на правящую партию реформистов, крайне язвительно прокомментировали сам форум. Сам Андрус Ансип – глава правительства – назвал ее «встречей центристов с избирателями». Если говорить прямо, то участниками форума стали, в основном, русские жители столицы (специальных приглашений не было) и эстонцы, поддерживающие городские власти. На трибуну выходило немало участников трагических событий, а также социологов и политологов. Надо отдать должное выступавшим ораторам-эстонцам: никто из них не позволил себе пренебрежительности по отношению к русским, все они соглашались с тем, что политика, ведшаяся государством в отношении русского меньшинства, доказала свою несостоятельность. Но ни одного представителя государства на форуме замечено не было.

Эстонские министры и сам президент пока воздерживаются от каких бы то ни было заявлений, которые указывали на извлеченные из апрельских событий уроки. Если не считать встречи главы государства с редакторами русских газет и министра образования – с директорами и учителями истории русских школ, то можно сказать, что государство взяло тайм-аут, поспешив лишь пообещать возмещение всем фирмам убытков от погромов. Глава силового ведомства министр внутренних дел Эстонии Юрии Пихл продолжает настаивать на том, что полицейские вели себя согласно ситуации и своих полномочий не превышали. Арестованные участники уличных беспорядков, в том числе, и лидеры «Ночного дозора», судя по всему, в ближайшее время останутся под стражей. На данный момент широкой общественности неизвестно, предоставляется ли им квалифицированная адвокатская помощь, как неизвестно, будет ли проанализирован профессионализм блюстителей порядка.

Складывается впечатление, что городские власти и правительство напряженно ждут дня 9 мая. Находящиеся на свободе лидеры «Ночного дозора», а также реваншистски настроенные русские политические лидеры фактически выставили власти ультиматум, заявив, что, несмотря на запрет, соберутся в этот день, чтобы почтить память павших во Второй Мировой войне. Кстати, действующий до 10 мая запрет распространяется в Эстонии как на митинги, так и на продажу алкоголя. Довольно странное заявление министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта, что «бояться дня 9 мая не стоит», для некоторых «горячих голов» может послужить неким сигналом к действию.

Сам же Бронзовый солдат уже установлен на военном кладбище. У его подножия постоянно лежат цветы, на его фоне непрестанно фотографируются туристы (особенно финские и шведские). Над его головой распускаются почки деревьев и щебечут птицы, весна постепенно вступает в заключительную стадию. Лично меня (да простят меня те, кто до сих пор считает день Победы священным) больше волнует, как сложится наша жизнь после апрельского противостояния. А 9 мая участвовать в митингах не буду, поскольку решить насущные вопросы на улице все равно невозможно, а для отдачи дани памяти ветеранам и погибшим совсем необязательно ждать особого повода. Очень хочу верить, что те, кто станет в этот день искать встречи с единомышленниками, будет помнить, что худой мир лучше доброй ссоры.

Совсем недавно я вдруг задумался: а почему мы продолжаем называть день 9 мая Днем Победы? Ведь чья-то победа означает всегда чье-то поражение, лишнее напоминание о котором вряд ли способствует укреплению отношений. Может, правы европейцы, которые этот день все чаще называют «днем Европы»? Ведь именно в этот день наступил мир, и люди стали искать ответ на вопрос, как его сохранить…

Игорь Калакаускас, учитель.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Надо ли сокращать количество праздничных выходных дней в году?
В опросе приняло участие 181 человек
Лента новостей