На случай приезда иногородних гостей у меня есть отработанная заготовка. Произносится слегка смущенно, но не без гордости – это когда вся компания просит показать им псковский Кремль. О котором наслышана и жаждет лично ощутить чудо Святой Троицы – не в силу религиозного фанатизма, скорее, как музейный раритет больше чем российского масштаба.
Веду гостей мимо Приказных палат и толкую, что место святое, но подзапущенное, конечно. Режим «проходного двора» - так что всякое бывает: и башни жгли, и раритетного голубя со щита украли, и девушки тут многие по излишней доверчивости пострадали. Ну, да святость бурьяном не забьешь, и времена нынче такие, и для веры вроде как полезно неудобства претерпевать.
Когда пошли первые слухи о том, что областные власти решили серьезно и обстоятельно заняться туристическим сегментом жизни Псковщины, в частности привести в порядок «сердце города» - территорию Кремля как-то не поверилось. Может, привычка сказалась – про «времена такие» и святость с бурьяном рассказывать.
Но «круглый стол» в областной библиотеке в минувший понедельник показал, что программа музеефикации – уже вполне реальность, во всяком случае, процесс «нового дыхания» для святыни запущен бесповоротно. Пожалуй, впервые на моей памяти процесс обсуждения проекта велся не келейно, между причастными организациями, а как «бывалоча в старину», при стечении народа – возрожденное славное псковское вече с участием и властей, и ученых-музейщиков (даже профессор, доктор наук Анатолий Кирпичников из Санкт-Петербурга специально приехал), и представителей православной церкви, и общественности. В общем, всех желающих.
Разработку проекта под названием «Псковский музей-заповедник как хранитель Кремля» представила директор музея Наталья Дубровская. Предварив показ слайдов пояснением, что в данном случае речь идет не просто о физическом сохранении стен и башен, а об их экскурсионном, экспозиционном наполнении, разработке новых туристических маршрутов по территории комплекса. Ну, и конечно, о разрешении извечных бытовых страданий гостей Пскова – вроде тех, куда бросить фантик и где уединиться за нуждой. Все, чтобы Кремль превратился в настоящую «визитную карточку нашего региона».
Чтобы расширить сферу туристических услуг, разработчики проекта предложили увеличить перечень объектов Кремля, которые можно показывать туристам. Помимо Приказных палат и Троицкого Собора, привести в порядок здание бывшей Консистории, которое на входе встречает гостей, и разместить там хранилище церковных древностей. Во Власьевской башне, где когда-то была замечательная смотровая площадка, а затем помещение арендовал популярный в городе ресторан, предполагается смотровую площадку восстановить, устроить залы исторических выставок и кафе на 1 этаже. Домонтова башня вместит в себя историческую инсталляцию псковских пушкарей, Кутний Костер – новую смотровую площадку и историческое фотоателье. Еще одну смотровую площадку с видом на старое Запсковье проект предлагает разместить в Средней башне. Часовая башня может стать сувенирным магазином музея, Плоская – представит туристам исторические аттракционы. А парадным входом на территорию Кремля могла бы стать Рыбницкая башня.
На территории ныне заброшенного Покровского комплекса план предусматривает установку мемориала русской воинской славы, посвященного героической обороне Пскова от войск Стефана Батория. Главным «гвоздем» экспозиции должна стать копия картины Брюллова «Осада Пскова Стефаном Баторием», выполненная в натуральную величину. Здание Зелейных палат, которое пока не используется никак, может стать экспозицией, посвященной важным военным событиям – Ледовому побоищу, присоединению Псковской земли к централизованному государству, победе над Густавом Адольфом и другим событиям. Найдется в палатах место и для авторских выставок псковских художников.
Наполненность обретут не только здания, но и территория Кремля, которая по плану должна стать музеем под открытым небом. Поросший бурьяном бывший Рыбный торг превратится в сквер, на территорию левого берега Псковы будут вынесены сувенирные киоски.
Главное внимание будет отдано, естественно, благоустройству Вечевой площади. По всей территории комплекса будут установлены схемы, указатели, таблички, урны, и обеспечена возможность подхода туристов к каждому из объектов показа.
Пока бумажный и очень далекий от реального воплощения проект тем не менее вдохновил и захватил. Хотя, казалось бы, ничего сюрреалистичного: единая, культурная и насыщенная экспозициями территория Кремля (или другого центрального и сакрального места) – признанная и древняя мировая практика. Сложно представить ларьки с Кока-Колой в центре Тауэра или скопище газующих машин где-нибудь на зеленом газоне с овечками в Версале. Псков, наверное, единственный город, отдавший свое раритетное древнее «сердце» на потраву далеким от понимания всей исторической ценности комплекса людям.
Это я к вопросу, который стал камнем преткновения на «круглом столе» - о здании Консистории, нынешние хозяева которого сдают помещения абы как, не заботясь особо ни о сохранности памятника старины, ни о его внешнем виде. Дикие таблички на стенах, бурьян под окнами и – уже притча во языцех – угол, развалившийся после внедрения в него пластиковой двери. Дверь, кстати, пошла в комплекте с такими же уродливыми (на фоне здания-памятника) белыми стеклопакетами в окнах.
Фантазию собственников сложно свести даже к уровню «убогая». Внутри памятника архитектуры, как высветили беспощадные кадры фотосъемки (подпольной, наверное, поскольку владельцы здания - областные профсоюзы до последнего времени не пускали к себе в вотчину даже контролирующие организации): порушенная лепнина на сводчатом потолке, уже почти прикрытая офисным навесным потолком, разрушающийся старинный паркет, прикрытый сверху современным напольным покрытием, гипрок, скрывающий от глаза облупленную штукатурку и глубокие трещины на стенах. Кроме «Соцтурпрофа» («дочка» областного Совета профсоюзов) в помещении Консистории расположились еще 3 фирмы, которые ежемесячно платят общую арендную плату в сумме 50 тысяч рублей. В общем-то, средства явно располагали к большей заботе. Если думать о памятнике, конечно, а не о голой наживе.
Тем не менее, даже такого уровня ремонт представители профсоюзов поставили себе в заслугу. Поначалу, правда.
Месяц назад ситуация с таким ремонтным вандализмом была рассмотрена на заседании административной комиссии комитета области по культуре. В связи с нарушениями законодательства по охране памятников истории и культуры собственник Консистории – облсовпроф был привлечен к штрафу в размере 300 МРОТ.
Кстати, фирмы, арендовавшие помещения, изначально не были извещены, что арендуемые ими помещения относятся к категории памятников и, соответственно, прежде чем их занять, нужно подписать (и соблюдать в дальнейшем) охранное обязательство. По вопиющему факту замены окон и двери на пластик в июле областной комитет по культуре выдал предписание приостановить работы на памятнике, но сделано вовремя это не было.
Что больше повлияло на присутствовавших на «круглом столе» представителей областных профсоюзов - эмоции от грандиозного проекта музеефикации или жесткие требования российского законодательства, - но вину свою в части варварского отношения к собственности они признали.
Правда, там же ими был распространено некое обращение работников профсоюза к СМИ, общественности и губернатору. Во первых строках которого содержалась четкая мысль: мы своего «народного добра» просто так не отдадим.
Позже в ходе обсуждения «просто так» было расшифровано. В 70-е годы, когда «Соцтурпроф» завладел зданием Консистории (с целью развивать сферу туризма на Псковщине, надо полагать?), он расселил проживавшие в здании 12 семей (на средства, собранные трудящимся псковским народом). Вот такого же «ответного хода» плюс равноценное офисное здание и требует профсоюз в обмен на освобождение народного достояния. Тут уж напрашивается вопрос – а современные профсоюзы это собственно что? Какова их роль? Из требований, которые профсоюзы выдвигают по зданию Консистории, напрашивается ответ – бизнесмены, да еще какие! Но уж никак не народные радетели.
Под обращением – 57 подписей работников учреждения отдыха «Соцтурпроф». Есть экзотические: «Тимофее Владир Юрьевич». Нет самых главных, начальственных: руководитель всей организации Леонид Табаков к сотоварищам, надо полагать, не присоединился, поэтому и подпись свою под обращением не поставил. Непонятно.
Но с другой стороны, может, человек решил, наконец, задуматься о вечном. Ну, если не о душе, так о наследии потомкам (не в денежном исчислении и не только своим).
В общем-то, к такому выводу пришли все присутствовавшие на «круглом столе». Проблему нужно решать, а Кремль спасать – это сомнению не подлежит. Спорные вопросы при разумном подходе вполне разрешаемы путем переговоров. Значит, их пора начинать.
Анна Тышкевич