Новости партнеров
Общество

Справка о состоянии здоровья Псковской области

13.10.2006 17:51|ПсковКомментариев: 27

На протяжении последних двух лет самой острой темой для дискуссий в  псковской политической и административной элите, в коридорах депутатских корпусов, среди общественных, политических деятелей стала региональная политика по оптимизации и модернизации социальной сферы Псковской области.

Говоря простым языком, оптимизация – это коренное изменение подходов к управлению и администрированию социальной сферой. Как известно, в течение последних 15 лет в постсоветской Псковской области региональные власти последовательно старались не допускать никаких перемен в сложившуюся в 60-80-ые годы XX века социальную сеть. Можно сказать, что социалка всегда была определенным табу, «священной коровой» для псковских администраторов.

Оно и понятно, ведь люди, работающие в социальной сфере, то бишь, бюджетники это чуть ли не половина населения области, огромный электоральный ресурс. Поэтому неудивительно, что  в череде постоянных выборов власти не рисковали совать свой нос в сложившееся социальное хозяйство, каким бы устаревшим и неэффективным оно ни было. А учитывая, что инфраструктура в регионе разворачивалась по достаточно древней программе развития Нечерноземья, в которой было подсчитано, что к концу 90-х в области будут жить 2 млн. человек, социальная сфера сегодняшнего дня пожинала плоды этих подсчетов.

С приходом на пост губернатора Михаила Кузнецова ситуация резко изменилась. Он сразу прямо заявил, что намерен как следует «перетрясти» доставшееся ему хозяйство, а так же о том, что у него хватит политической воли  принимать бескомпромиссные и непопулярные решения.

Впервые за многие годы было проанализировано состояние региональной социальной сети, в первую очередь - сферы образования и здравоохранения.

В Псковской области начали «укрупнять» школы: малокомплектные сельские школы были очень затратными и не давали качественного образования – то есть были крайне не эффективны.

Начал сокращаться коечный фонд и сроки пребывания в больницах – область начала отходить от принципа « чем дольше и больше лежит в больнице – тем лучше и больше денег получит медучреждение». Вместо этого перешли на развитие амбулаторно-поликлинической практики. Все расходы на учреждения социальной сферы подвергались проверкам и оценке с точки зрения обоснованности затрат.

Об эти решения губернатора «почесали» перья многие любители покритиковать, частыми были заявления общественных и политических деятелей об антигосударственных подходах «губернатора-коммерсанта», у которого, мол, вся социальная политика основана на расчетах на калькуляторе, который ломает исторический уклад развития области. Мол, все у нас было хорошо и соцсфера процветала, пока не пришла новая власть.

Некоторые не только возмущались на полосах газет, но и жаловались – писали письма на федеральный уровень, ездили в Москву и Санкт-Петербург «бить челом». При этом критиканы постоянно подчеркивали, что политика «оптимизации и модернизации» это все блажь «псковских горе-администраторов» - желание сэкономить на врачах и учителях, и что  федеральный центр скоро все узнает и накажет своенравного губернатора-реформатора…

Не так давно в редакцию «Псковской ленты новостей» попал интересный документ. Называется «Справка об эффективности расходования средств в Псковской области», составленная  Экспертным управлением Президента РФ. В документе приводится анализ эффективности расходования средств регионального бюджета на здравоохранение и образование. В этом документе областные власти тоже ругают, но совсем по другой причине.

По оценке экспертного управления, в 2005 году в Псковской области наблюдался неэффективный перерасход средств на нужды здравоохранения и образования.

Приведем конкретные факты. Объем неэффективности расходов по статье «Образование» составила более 700 млн. рублей. В частности перерасход 434,8 млн. рублей в связи с  низкой наполняемости классов, что составляет 48% от расходов консолидированного бюджета на общее образование и как следствие – 317,2 млн. рублей  - избыточная численность персонала административно-управленческого и учебно-вспомогательного звена. Согласно пояснительной записке наполняемость классов в городской местности ниже российского показателя на 5 человек (25 по РФ и 20,2 в Псковской области), а в сельской местности наполняемость практически вдвое ниже среднероссийского уровня (7,7 и 14 соответственно).

Деньги, которые уходят на разветвленную сеть, при ее модернизации могут быть направлены на повышение заработной платы учителям, что, позволит увеличить ее на 57,7%. В качестве рекомендаций специалисты Экспертного управления Президента считают целесообразным  - применять новые методы управления, привести наполняемость классов к нормативу, сократить численность административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала.  

Примерно такая же картина и со сферой здравоохранения. Объем неэффективности составил 154 млн. рублей. Причиной является излишняя численность коечного фонда и их недостаточная загруженности – 85, 9 млн. рублей, высокий уровень госпитализации – 25, 1 млн. рублей и излишняя длительность лечения – 44 млн. рублей, все показатели превышают норматив по программе Госгарантий.

Таким образом, получается, что в регионе по-прежнему существует практика – держать пациента на койке, тогда как сегодня идет активная работа по развитию амбулаторного лечения и мер профилактики. В Псковской области выше общероссийского показатель длительности работы койки и лечения, а также показатель уровня госпитализации (на 3,6%). Затраты связанные с излишней длительностью лечения составляют 10% от расходов консолидированного бюджета на здравоохранение.

В этом свете, Экспертное управление Президента РФ считает целесообразным внедрять эффективные методы управления, сократить численность круглосуточных коек, увеличивая при этом длительность работы койки в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, обеспечить среднюю длительность лечения не выше установленного норматива, переводить стационарную помощь на дневные формы лечения, а высвобожденные средства направлять на оплату труда.

Вообще при чтении этого документа приходит мысль, что у его авторов и псковского губернатора голова работает в одном направлении, по крайней мере, проблемы и беды области они оценивают одинаково.

Возьмем, к примеру, нашумевший вопрос выделении земельных участках под строительство в Пскове. Губернатор убежден, что выделение земли должно производиться только на условии открытых конкурсов или аукционов, а ту практику, которая процветала в областном центре, считает неэффективной. Также и специалисты Экспертного управления отмечают как негативный фактор, что в регионе только 22% земельных участков, предоставленных для целей строительства, выставляются на аукционы либо конкурсы, а время от подачи заявки до получения разрешения на строительство составляет до одного года.

Изучение данной справки четко показывает, что политика региональной власти в сфере социальной политики не просто своевременна - мы уже давно отстали от всей России - эту работу надо было начинать много лет назад. Кстати, возможно если бы это процесс начали в середине 90-ых, он прошел бы менее болезненно, чем сегодня. Но слишком долго зарывали глаза на то, что жизнь не стоит на месте, что отрасли здравоохранения, образования и социальная защита существуют не ради того чтобы создавать или сохранять рабочие места для бюджетников, а для того чтобы предоставлять качественные современные услуги населению. И вопрос эффективности использования бюджетных средств не в задаче экономить на враче-учителе, это возможность инвестировать эти средства в развитие социальной сферы региона. Тем более, что процесс оптимизации не заставляет долго ждать результатов – уже сегодня видны результаты экономии и аккумуляции денег на крупных объектах. В области открываются и ремонтируются школы, близится к завершению строительство и обустройство детской многопрофильной областной больницы, о завершении работ в которой провозглашали много лет и не один раз. 

Лена Поленова

  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Надо ли ввести более жесткие меры по борьбе с рыбаками, выходящими на хрупкий лед?
В опросе приняло участие 257 человек
Лента новостей