Блоги / Александр Донецкий

Реплика Донецкого: Отрубить голову Персею

05.11.2020 18:29|ПсковКомментариев: 3

Пока в богоспасаемой Америке решают, кто все-таки у них победил на президентских выборах: ненавистный сексист Трамп или «сонный» Джо? - поговорим об искусстве. Точнее, о феминистском искусстве (существует и такое). А значит, так или иначе, об актуальной политике.


Повод - установка в Нью-Йорке, на Манхеттене, напротив здания Уголовного Суда США, бронзовой статуи аргентинского художника Лучано Горбатти под названием «Медуза с головой Персея». Вроде ничего необычного. На улицах и площадях больших городов Европы и Америки в последние годы принято выставлять на радость публике произведения искусства современных художников. «Медуза с головой Персея» представлена «городу и миру» в рамках международного проекта Art in the Park и должна простоять до апреля 2021 года.

Лучано Горбатти «Медуза с головой Персея», Нью-Йорк, 2020

Женщина с отрубленной головой мужчины в руке как бы олицетворяет движение #MeToo и победу воинствующего феминизма. Место выбрано не случайно: именно в Уголовном суде США в минувшем марте за насилие и харассмент приговорили к 23-м годам тюрьмы знаменитого голливудского кинопродюсера Харви Вайнштейна. Фигура Медузы как бы символизирует свершившуюся справедливость.

Согласитесь, по нынешним временам, когда в Европе фанатики то и дело отрезают головы учителям и прихожанам католических храмов, произведение ваяния в центре Нью-Йорка выглядит довольно провокационно и вызывающе. Справедливости ради заметим, что шедевр Бенвенуто Челлини, вот уже без малого пять веков украшающий главную площадь Флоренции, и от которого «отталкивался» аргентинский скульптор, - «Персей с головой Медузы» выглядит не менее кровожадно: Персей, стоящий над обнаженным телом поверженной Медузы, держит над собой отрубленную ее голову. Но таковы уж задачи искусства – служить аллегорией важных идей или событий, будить в зрителях мысли и чувства.

Бенвенуто Челлини «Персей с головой Медузы» (1554), Палаццо Синьория, Флоренция

Аргентинский художник как бы полемически перевернул ситуацию: ныне торжествует не мужчина Персей, а его жертва - горгона Медуза. Аллегория, опять же, отсылает к недавнему суду над Харви Вайнштейном и ко всей шумной разоблачительной кампании под хештегом #MeToo, в ходе которой обвинения в харассменте обрушились на головы сотен известных политиков и деятелей шоу-бизнеса. В их числе, к примеру, – актеры Дастин Хоффман, Кевин Спейси, Чарли Шин и Бен Аффлек, кинорежиссеры Александр Пейн и Ларс фон Триер. Не обошла сия участь и российских знаменитостей – политиков Леонида Слуцкого и Владимира Жириновского, журналиста Виктора Шендеровича, игрока «Что? Где? Когда?» Михаила Скипского.

При этом сама скульптура Горбатти тоже не избежала критики. Первое, в чем ее обвинили, - в искажении всем известного древнегреческого мифа. Напомню, согласно мифу, богиня Афина завидовала красоте и свободе Медузы, и надругался над девушкой вовсе не Персей, а бог морей Посейдон, который изнасиловал очаровавшую его красавицу в храме Афины. Однако, за якобы осквернение святыни завистница Афина покарала вовсе не бога Посейдона, а как раз свою соперницу Медузу, превратив ее в жуткую горгону со змеями вместо волос и взглядом, превращающим людей в камни. Герой Персей, убив Медузу, лишь исполнил поручение богини Афины.

Вторая претензия к произведению искусства, как это ни парадоксально (хотя на самом деле как раз закономерно), исходит от самих же радикальных феминисток и активисток движения #MeToo. Мол, Медуза в исполнении Горбатти выглядит слишком привлекательно, то есть «по-сексистски», как идеальное воплощение мужских сексуальных фантазий, к тому же она принадлежит к европеоидной расе, в то время как первоначально флешмоб #MeToo начинали чернокожие женщины (привет другому популярному политическому движению – «Black Lives Matter»). Видимо, если бы Медуза была плоскогрудой, кривоногой и горбатой негритянкой, претензию можно было бы снять. Кроме того, некоторые феминистки не поняли, с какой это, собственно, стати аллегорию о победе феминизма доверили воплощать художнику-мужчине?

Лучано Горбатти «Медуза с головой Персея» (1908) <Вид спереди и сзади>

Наконец третий упрек выдвинули патриархально настроенные родители, обвинив скульптура в банальной порнографии: мол, слишком уж откровенно все вылеплено у Медузы между ног, и как можно подобный срам выставлять в центре города, где дети ходят?

Тут нужно сделать важную ремарку. Никто ничего никому не доверял. Свою ставшую знаменитой статую Лучано Горбатти создал еще в 2008 году - задолго до скандала с Харви Вайнштейном и международного флешмоба #MeToo. По его замыслу, Медуза – фигура трагическая. Художнику было интересно, как могла бы выглядеть жертва в случае победы? Но тогда она не вызвала особого резонанса. Успех пришел намного позже, на волне протестов и медиа-скандалов #MeToo. Два года назад Горбатти вновь выложил фотографию скульптуры в интернет, и она вдруг стала популярной, после чего американская художница и куратор Бек Андерсен предложила установить статую на Манхэттене в рамках акции Art in the Park. Вот такие приключения «Медузы с головой Персея».

Все это довольно занятно, но читатель колонки вправе спросить: «А при чем тут, собственно, мы? У нас в России никаким феминизмом и не пахнет. И статуй голых баб с отрубленными головами мужиков никто не устанавливает».

И тут я вынужден с читателем не согласиться: ПОКА не устанавливает. Нам сейчас попросту не до феминизма. Тут бы коронавирус пережить. Но мы же видим, на скандальных примерах того же Слуцкого или Шендеровича, что западные тренды, пусть робко, постепенно, кривыми шажками, под видом невнятной «новой этики», но проникают и в нашу повседневную жизнь.

Юные девушки все это свободно читают, смотрят картинки и проникаются ахинеей, имя которой – феминизм, и который, в свою очередь, всего лишь частный случай, одно из многих проявлений так называемой политкорректности, то есть системы табу, по сути, запрещающей тебе свободно мыслить и, главное, говорить. Речь идет об инакомыслии, которое подавляется посредством этой самой политкорректности. Не смей мыслить и говорить не так, как принято!

Я не склонен преувеличивать опасность политкорректности в ее нынешнем изводе, но и не стал бы ее преуменьшать. Вот футболистам клуба «Краснодар» перед началом международного матча предложили встать на колено в знак борьбы с расизмом – отголосок все тех же американских погромов под лозунгом «Black Lives Matter». Нашим футболистам, слава богу, хватило ума отказаться от идиотского жеста*. А если завтра обяжут? Какое отношение мы, русские, имеем к рабству в США? Никакого. Но вот так, с навязанных свыше глупых жестов и публичных демонстраций, и начинается великая неправда.

Всё это явления одного порядка. Начинается все с рекомендаций по употреблению слов: правильно/неправильно, корректно/некорректно: «Почему вы до сих пор позволяете себе говорить «на Украине?» Вы что, великорусский шовинист?» Продолжается внедрением в массовое сознание таких вот абсурдных провокационных картинок, а заканчивается всегда одним и тем же – «родителем №1», «родителем №2» и охотой на инакомыслящих.

Еще вчера инакомыслящими были феминистки, стреляющие в Энди Уорхола**, а завтра инакомыслящими станут все, кого сегодня обзывают сексистами, послезавтра этими «инакомыслящими» станете вы. То есть все перевернется и превратиться в полный вздор. Послезавтра «за пропаганду сексизма» запретят все романы Эдуарда Лимонова и Чарльза Буковски, и какая-нибудь набитая дура будет держать за волосы вашу отрубленную бессмысленную башку.

Да, подчеркну: пока что это всего лишь метафора. Но повторяю: пока. Все с картинок и начинается. Еще раз взгляните на Медузу с головой Персея и сделайте выводы.

Саша Донецкий

Примечания:

*28 октября 2020 года игроки «Краснодара» за исключением двух человек отказались преклонять колено перед матчем Лиги чемпионов с «Челси» в рамках акции Black Lives Matter («Жизни черных важны»). Это вызвало шквал критики со стороны англичан в соцсетях, а также получило освещение в британских СМИ. В УЕФА заявили, что не собираются применять к игрокам российского клуба санкции.

**3 июня 1968 года радикальная феминистка Валери Соланас, ранее снимавшаяся в фильмах Энди Уорхола, вошла в его студию «Фабрика» и три раза выстрелила художнику в живот. После этого она вышла на улицу, подошла к полицейскому и сказала: «Я стреляла в Энди Уорхола». Пострадавший перенёс состояние клинической смерти и 5-часовую операцию, но выжил.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 144 человека
Лента новостей