Блоги / Денис Бахтин

Ликвидировать и продать

26.02.2013 09:38|ПсковКомментариев: 41

Отличительной чертой российского государства является удивительное непостоянство государственных решений. Сегодня флюгер смотрит в одну сторону, завтра ветром его разворачивает в противоположном направлении.

Возьмем, к примеру, военную реформу. Долгое время население страны кормили байками, как здорово можно сэкономить на «аутсорсинге». Мол, дело солдата - заниматься боевой подготовкой, а не чистить картошку. Рассказывали, как здорово будет ввести в армии коммерсантов с котелками и черпаками. Расписывали, как замечательно частные компании справятся с уборкой (клинингом, как сейчас модно говорить).

А теперь мы видим, как новый министр обороны Сергей Шойгу решил вернуть в армию ликвидированные в ходе перехода на «аутсорсинг» ремонтные подразделения. Оказывается, техника не может без обслуживания! Вот так «сюрприз»!

Наше государство на протяжении многих лет постепенно отдает часть своих функций частному бизнесу. Наверное, это неплохо. Никто не говорит, что экономика должна быть только государственной. Но во всем должны быть разумные границы. Все функции за государство бизнес не выполнит.

Сейчас мы можем наблюдать пример очередной передачи в частные руки еще одного специфического вида деятельности - строительства и обслуживания светофоров.

С советских времен этим делом в нашей стране занималась специальная организация. С 1972 года при областных ГАИ для обеспечения безопасности дорожного движения были созданы специализированные монтажно-эксплуатационные подразделения – СМЭП. В ведение специалистов входили все технические средства организации дорожного движения. Светофоры, дорожные знаки, искусственные дорожные неровности, направляющие пешеходные ограждения, подземные пешеходные переходы.

На сегодняшний день ГОССМЭП МВД России – пока еще единая организация с филиалами в 37 регионах России. Буквы МВД не должны никого вводить в заблуждение. Предприятие давно не имеет никакого отношения к министерству. Функция организации дорожного движения давно перешла от ГИБДД к органам местной власти. ГОССМЭП оказался никому не нужным хозяйственным придатком.

Последние годы филиалы предприятия в регионах были брошены в свободное плавание в рыночных условиях. Установка и обслуживание всех технических средств только через торги. Крутись, как хочешь.

Надо сказать, возможности для заработка довольно скудные. В 2010 году в Пскове построены 3 светофора, в 2011 – 2, в 2012 – 1. По последним данным, в 2013 будет построено 0 (ноль) светофоров. На «лежачих полицейских» и ограждения денег тоже нет. 

Псковскому филиалу ГОССМЭП остается только зарабатывать на обслуживании светофоров и производстве табличек с названиями улиц для нужд ЖКХ. К тому же с некоторых пор филиал вынужден действовать через посредника. Выполняемый ими объем входит в большой перечень работ по обслуживанию дорог. Хочешь трудиться – выложи 15% дорожному монополисту «ДЭУ-1».

30 апреля завершится процесс ликвидации ГОССМЭП. Строго говоря, все филиалы предприятия должны были ликвидироваться еще раньше, но ликвидационная комиссия отсрочила печальный момент. С 1 мая строительство и обслуживание светофоров должно перейти в частные руки. Люди предупреждены об увольнении. Обратный отсчет запущен. Время идет.

Кому-то забота о светофорах может показаться несложным делом. Мол, трудно, что ли тряпочкой раз в месяц протирать? Но, как говорят специалисты, действительность намного сложнее, чем кажется.

Во-первых, в Пскове попеременно горят 1799 сигналов светофоров. 688 из них – ламповые. Как известно, лампочки имеют свойство перегорать. Специалисты работают практически «вслепую». За каждой лампой надо следить визуально. Попробуйте обойти каждый светофор со всех сторон. Во-вторых, электричество имеет свойство пропадать по самым разным причинам. От пьяного экскаваторщика до банальной перегоревшей лампочки. В-третьих, техника сейчас все больше усложняется. Квалифицированные специалисты-электронщики на улице не валяются. Если все 59 городских светофоров одномоментно выйдут из строя, никаких регулировщиков не хватит.

Интересно, что специализированное государственное предприятие для строительства и обслуживания светофоров появилось в Пскове в 1977 году. На тот момент в городе насчитывалось меньше 10 светофоров. Тогда специалисты были нужны. Сегодня, когда «поголовье» светофорных объектов достигло 59 штук, а количество автомобилей в областном центре перевалило за 100 тысяч единиц, государство решило избавиться от непомерно тяжелого «балласта».

По сути, с 1 мая обслуживать светофоры должна частная лавочка. Псковский филиал ГОССМЭП работает здесь «всю жизнь» и является уникальной организацией на местном рынке. Специалисты, конечно, перейдут на работу в новое ООО, которое присмотрит за светофорами под коммерческой вывеской. А вот появления новых местных квалифицированных участников на аукционах пока не предвидится. Участие иногородних компаний в них маловероятно. Сомнительно, что кто-то из другого города будет ездить в Псков вкручивать лампочки и протирать плафоны ветошью.

Я вообще не понимаю, зачем отдавать на аукцион обслуживание жизненно необходимых объектов и устраивать торги ради копеечной экономии. Чтобы было, что попилить? Аукцион выгоден, когда надо купить набор скрепок в госучреждение или прыгалки в школьный спортзал. И когда два десятка потенциальных участников наперебой предлагают товары-услуги. А когда единственная организация на местном рынке раз в несколько месяцев разыгрывает свой подряд через конкурс, возникает резонный вопрос: зачем тратить силы, бумагу и время на псевдодемократичные процедуры? С такой бутафорией недолго дойти до полного маразма. К примеру, обязать государственные больницы и поликлиники наравне с частными клиниками участвовать в ежегодных конкурсах на право обслуживания населения по бесплатным медицинским полисам. Под предлогом повышения качества услуг.

Коммерческая составляющая таит в себе еще и другие подвохи. Частная компания заинтересована в получении прибыли. А значит, будет стремиться к увеличению объема работы. Ведь выгоден не только сам подряд на строительство светофорного объекта. С каждым введенным в строй объектом увеличивается база обслуживания. Это как с продажами принтеров в компьютерных магазинах. Дешевизну принтера продавцы с лихвой окупают расходными материалами.

Возможно, это одна из причин, по которой за последние 5 лет в городе появилось несколько "бестолковых" светофоров. Вместо движения они регулируют стояние транспорта. Мало кто переходит дорогу по пешеходным светофорам на улице Советской Армии у КПП и на улице Чудской. Но в городе есть и другие светофоры, даже кратковременное отключение которых приводит к маленькому коллапсу. А это вопрос безопасности людей.

Общеизвестная истина: дешевые услуги не всегда оказываются качественными. Псковичи должны хорошо помнить проваленный в 2008 году ремонт улицы Коммунальной. Сделав половину работы, победитель аукциона исчез в неизвестном направлении. Нет гарантии, что это не повторится снова. И вообще немыслимо экономить на упорядочении дорожного хаоса в стране, где на дорогах ежегодно гибнут десятки тысяч людей.

К чему приводит излишняя коммерциализация и желание родного государства избавиться от некоторых обязанностей, хорошо видно на примере железных дорог. Пользуясь своим положением, железнодорожники фактически шантажируют региональные власти: дайте нам дотации, или будут закрыты все неприбыльные пассажирские маршруты. Железнодорожники  уже оставили псковичей без удобного сообщения с Питером. Фактически подарили рынок автоперевозчикам. На очереди поезд «Псков – Москва»? Потом останется только разобрать рельсы.

Все это сильно напоминает детали большого грандиозного плана по разделу и распилу чудом уцелевшего в ходе многочисленных реформ госимущества. Кто-то неплохо приподнимется на сделках с имуществом.

А после очередного ЧП власти, конечно же, спохватятся. Рано или поздно государству придется выкупать часть проданного. Накопленное за 40 лет имущество предприятия продадут за бесценок. Что не продадут – широким жестом выкинут на помойку. Не пропадут только выгодно расположенные земельные участки и здания. Уничтоженное и проданное потом будут с шиком воссоздавать заново, с нуля. Это у нас хорошо умеют.

Денис Бахтин

 

 
опрос
Каково ваше отношение к традиции купания в проруби во время праздника Крещения Господня?
В опросе приняло участие 523 человека
Лента новостей
Последние новости