Блоги / Игорь Докучаев

А причем здесь Солодежня?

08.10.2013 17:15|ПсковКомментариев: 18

На диване, стоящем под крышей у самого начала высоченного каменного крыльца, на солнышке греются трое мужиков, кому по жизни пойти больше некуда. Они тут явно не случайные гости, потому что Солодежня, уже не один год стоит заброшенной. И при таком раскладе, скорее, это мы тут гости, время от времени заходящие глянуть: а не развалилось ли еще здание, не сгорела ли очередная кровля, не рухнули ли стены…

А на противоположной стороне улицы Гоголя собрат по несчастью - Дом Печенко - такой же шедевр псковской гражданской архитектуры 17 века и такой же памятник федерального значения, и в таком же ужасном состоянии. Вернее, в еще более страшном… Потому что в Солодежне хотя бы крыша пока на месте, что спасает здание от дождя. Да и внутри есть, где передвигаться. Что и дало возможность открыть в стенах Солодежни выставку, организованную псковскими архитекторами и общественниками, неравнодушными к истории Пскова. Вернее – Антивыставку, как назвали те, кто задумали её именно такой.

Почему так? Да, потому что представлены на ней свидетельства из жизни псковской исторической архитектуры и отношения к ней отдельных горожан, гордиться которыми откровенно нельзя, по-человечески - должно быть стыдно… И место для такой экспозиции выбрано самое, что ни на есть показательное… Чтобы открыться организаторы, с пришедшими на помощь студентами и преподавателями факультета образовательных технологий и дизайна университета, целый день разгребали грязь и мусор в одной из двух светлиц – в той, что направо, освобождали классно сохранившийся дощатый пол, чтобы можно было обойти стенды, стоящие большим кубом в центре. Интерьеры не трогали – они играют важную роль в самой идее антивыставки. Все как есть: побеленные потолки сводами опускающиеся до самого пола, местами отвалившаяся штукатурка, обнажающая начинку из псковского известняка. А в той горнице, что налево от входа всё оставили как есть – для контраста – грязь, битый известняк, свалка грязных вещей и предметов, битое стекло, бутылки, следы кострищ и все покрывает пыль веков слоями – можно изучать временные периоды. И всё это символично венчают несколько уличных картонных плакатов, которыми был украшен Псков к 1100-летию города. 

Троица на мягком, пусть и выкинутом на свалку, старом диване, жила своей жизнью: один сладко дремал, а двое других, жмурясь на еще теплом солнце, почти связно отвечают на мой вопрос: Здесь, что ли выставка? «Да, историческое что-то есть…». Поднимаюсь по высоким и крутым ступеням крыльца. Стены даже с осыпавшейся штукатуркой и испещрённые наскальными росписями современных неандертальцев типа «Здесь был Коля», производят ошеломляющее впечатление. Никакой машины времени не надо, чтобы погружаться в прошлое. Шагнул в дверной проём под сводчатые потолки, и ты уже далеко… Между окнами без стекол, но с коваными решетками в старом псковском стиле – гуляет ветер. Точнее – носится из угла в угол, от окна к окну. Общественным смотрителям, которые дежурили на выставке поочередно по три часа, пришлось вытерпеть холод, сквозняки, одиночество. Никаких гирлянд из воздушных шаров, никакой помпы, никакого музыкального ряда, никаких дежурных улыбок и более того светского дежурного присутствия. На протяжении нескольких дней, пока было организовано дежурство, на выставку очереди, сами понимаете не стояли. Пришли на открытие, приходили после - те, кто услышал анонсы на лентах новостей, в социальных сетях, кому не в тягость пройти довольно большое расстояние от центральных улиц. Приходили – впивались глазами в представленные на больших деревянных стендах фотографии, делали у себя в мозгу зарубки, кто молча, кто, выражая эмоции, - уходили. Здесь на фото и герои общественных тревог минувшего сентября – пять домов – ценных исторических объектов, которые были предназначены к сносу, и те архитектурные памятники Пскова, что без публичности и шума быстро разваливаются – Дом Марины Мнишек, например. На фото и градостроительные ошибки прошлых лет… Здесь же показательная подборка как наши соседи в Эстонии, Финляндии, Дании, Великобритании используют историческую застройку, в том числе деревянную, в новой жизни городов. Здесь же и псковский пример разумного сохранения наследия – Дом Епифанова на Советской улице, 31.

Пускай, эту выставку не все заметили: одни и, впрямь, пропустили в ворохе информации, другие сделали вид, что не заметили, а третьим, вообще, глубоко всё равно, что происходит, лишь бы под его задом диван никуда не качало, да не выла под окном его любимая машина – куда уж им до подобных акций… Не замечайте, не надо… Мы и сами скоро окажемся в прошлом. Только предки из своего настоящего оставили нам всё это богатство: белые стены храмов, купеческих палат, крепостные стены, башни Кремля, каменные и деревянные дома, и самое главное – доброе отношение к Пскову. А что останется после нашего настоящего?

Хорошо, что понимание постепенно приходит в головы даже тех, кто вчера еще не придавал этому значения. Находятся люди и в Пскове, и за его пределами, кто предлагает свои силы в спасении псковской архитектуры и средовой застройки прошлых десятилетий. Так, мой хороший знакомый из Франции, журналист Ален Отнен-Жирар, прочитав одну из недавних публикаций, посвященных намерению снести объекты по адресу Гоголя, 50 написал мне:«Я знаю это место на берегу реки Пскова. Красивое место!Так как я тоже журналист, если могу помочь, чтобы способствовать восстановлению старых зданий, был бы счастлив...»

Спасибо устроителям Антивыставки в Солодежне уже за то, что впервые за много лет этот шедевр псковской архитектуры выступил не в роли старого нищего и больного родственника, который только и знает, что выпрашивает деньги на лекарства, а полноценным объектом городской культурной среды. Такими полноценными объектами старые дома могут стать в случае их восстановления… Так может теперь стоит организовать местных актеров, чтобы сыграть в уютном дворике у домов по Комсомольскому переулку Антиспектакль, или собрать на Антивечеринку музыкантов в доме по Гоголя,50, или бардовский Антифестиваль в интерьерах домов по Плехановскому посаду… У нас много творческих людей и что особенно важно - много таких площадок, как Солодежня.   

Игорь Докучаев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 257 человек
Лента новостей