Блоги / Илья Петров

Осенний финансовый каннибализм

29.10.2013 14:06|ПсковКомментариев: 12

Не знаю, кого как, а лично меня новость о том, что в стране не хватает денег для выполнения президентский обещаний, порадовала. И вовсе не потому, что я злостный либераст, празднующий каждый конфуз «кровавой гебни». Нет, в том, что денег нет, конечно, весёлого мало. Приятно другое – всё-таки наш президент помнит о своих словах. Если власть хотя бы пытается делать, то, что обещала, и, пусть со скрипом, но признаёт собственные ошибки – это признаки не самой плохой власти. Впрочем, на этом добрые мысли кончаются, и начинается экономика.

Итак, 12 мая 2012 года, Владимир Путин, вступая в должность, подписал 11 указов, которые придавали ранее данным предвыборным обещаниям юридическую силу. «Сказал – сделал». Идеологически эти указы означали мягкий отход от задач имперского строительства – что, в общем-то, у путинского правительства выходит неплохо – в сторону социального обеспечения – за что президента не ругал только ленивый. Указы предписывали создание новых рабочих мест, удвоение производительности труда, повышение зарплат и пенсий для бюджетников, расселение людей из ветхого и аварийного жилья, строительство детских садов и прочие нужные вещи, которые люди всегда ждали и будут ждать от государства.

Экономисты обсчитали, что на выполнение этих благих намерений потребуется дополнительно более 2 трлн. рублей. На тот счёт, где их взять, сам президент ответил сколь мудро, столь и уклончиво: «Прежде всего … за счёт более эффективного государственного управления и качества работы госсектора, роста производительности труда и инвестиционной активности в экономике». Действительно, откуда ещё-то? Поэтому фактически получилась неприглядная картина – федеральный центр постарался спихнуть неудобные обязательства на регионы, в ответ закрыв глаза на растущие дефициты и закредитованность региональных бюджетов. По последним оценкам, общие расходы должны составить 2,6 трлн. рублей, из них 1,5 трлн. предстоит изыскать на региональном уровне.

Первый год работа шла неплохо. Проще всего, конечно, получилось с повышением зарплат бюджетников. Как известно, заработная плата практически в любом муниципальном или государственном предприятии формируется совершенно иезуитскими методами. Она состоит из микроскопического оклада и 4-5-6 надбавок, которые могут носить, такие, например, экзотические названия, как «премия за интенсивность труда», «компенсационные выплаты» и т.п. А теперь следите за руками – мы повышаем базовый оклад на требуемый процент, и одновременно на ту же сумму сокращаем остальные надбавки (они, как правило, регулируются разнообразными внутренними инструкциями). В итоге человек получает на руки ту же, а то и меньшую сумму денег, а по отчётам у него зарплата выросла.

Гораздо хуже дело обстоит с другими проектами. Например, нарисовать на бумаге 25 миллионов новых рабочих мест оказалось проблематичной задачей даже для российской статистики. То же самое с новыми детскими садами и квартирами для малообеспеченных… Как бы там не было, но указы выполнялись, и в апреле сего года была даже названа цифра – социальных благ скачано, то есть, простите, создано на 73% от задуманного.

Вот только ценник президентского слова оказался непомерно высок. На конец 2012 года общий дефицит региональных бюджетов составил 278 миллиардов рублей, то есть, в восемь раз больше планового. На нынешний год ожидают и вовсе «дыру» в 500 млрд. рублей. Отчего так? А всё очень просто. Совокупные доходы регионов упали на 5%, при этом поступления налога на прибыль сократились на 26%, а помощь из федерального бюджета – на 16%. Изыскивая средства на социальную политику, регионалы были вынуждены резать инвестиционные программы, которые как раз и могли бы увеличить в перспективе доходную базу.

Одними из первых забили тревогу такие не очень бедные ребята, как Красноярский край. Как оказалось, после согласования «дорожных карт» по реализации майских указов в Москве, дефицит бюджета края возрастает на треть и составит 36 млрд. Это примерно как дополнительно прокормить ещё две Псковские области. Пришлось тамошним чиновникам прибегнуть к тому, что называется «актуализацией расходов бюджета и тщательным рассмотрения приоритетов». В переводе на русский это означает, например, замораживание строек, которые были заложены при принятии поправок в бюджет на второе полугодие, но ещё не начатых.

Затем подала голос Смоленская область. В середине октября, в процессе формирования бюджета на 2014 год были заморожены платежи по так называемому «региональному материнскому капиталу», компенсации родителям, чьи дети не могут посещать детский сад из-за очередей, ежемесячные выплаты ветеранам труда и тому подобные льготы. Проблема та же – упала собираемость налогов, а центр жёстко требует выполнения требований, содержащихся в майских указах.

А что же традиционно небогатая Псковщина? У нас, в общем-то, экономить особенно не на чем. Для того, чтобы замораживать новые стройки, нужно чтобы хоть что-то строилось, а отменить региональные выплаты можно только в том случае, если ранее их платили. Во всяком случае, Андрей Турчак после недавней встречи с министром финансов Силуановым проговорился, что финансировать будут только те проекты, которые уже выполнены более чем наполовину. Областные власти вынуждены играть в изначально проигрышную игру, навязанную федералами, причём даже без права назвать настоящего автора.

Тем временем в муниципалитетах и вовсе доходит до трагикомедий. Например, в Дновском районе на полном серьёзе идут дискуссии о том, сохранить или отменить выплаты почётным гражданам города Дно, которых всего-то в живых сейчас человек пять. На страницах газеты «Дновец» некто Вера Семёнова, депутат районного собрания депутатов говорит, например о том, что «в бюджете района и без того громадные дыры. В конце каждого года педагогам не хватает средств на зарплату. Нет денег на ремонт дорог… Я уверена, почётные граждане – люди достойные, но, на мой взгляд, их не стоит выделять из общей массы». Ей отвечают. Идёт интересный диалог.

А на каждом полустанке на столбах расклеены объявления о том, что с 27 октября компания СЗПП, занимающаяся пригородными перевозками, в очередной раз отменяет маршруты. Проводницы выслушивают жалобы пассажиров и прямым текстом советуют – пишите президенту. А то, дескать, губернатор не платит… Бюджет дефицитный, и оттого процесс его разрывания на клочки выглядит особенно захватывающим.

Кто действительно радуется, как дети, так это оппозиция, получившая в предвыборный год роскошную возможность для политического троллинга. Коммунисты уже внесли свой закон «о детях войны», на который потребуется ещё 140 млн. рублей.  Семейство Брячаков готовит проект о помощи матерям, который единороссы уже ядовито окрестили «каждой мамке по велосипеду». Все при деле. Одни режут расходы, другие злорадствуют.

По большому счёту майские указы прекрасно укладывают в общий тренд той политики, которая проводилась в стране последние два десятилетия. Это политика, которая предполагает либо циклопические проекты для прокорма крупных компаний и их хозяев (Сколково, Сочи, ВСТО, ГЛОНАСС), либо социальные подачки самым бедным слоям населения. Закрепляется специфическая социальная пирамида с очень небольшой верхушкой и широким основанием из живущих на гране бедности. Средний класс, который мог бы решить вопросы и с налогообложением, и с самозанятостью населения, был успешно скушан за годы реформ. Теперь те, кто его доел, сидят, облизываясь, за столом и стучат ложками. И если им не предложат чего-нибудь по вкусу, вполне могут приняться за повара.

Илья Петров

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 372 человека
Лента новостей