Блоги / Илья Петров

Автобус и Матрица

08.06.2017 09:08|ПсковКомментариев: 10

На прошлой неделе в Питере завершился международный экономический форум, уже 21 по счету. Очень любимое элитой и малопонятное для большинства простых смертных мероприятие, во время которого заключают контракты, общаются на высшем уровне и изрекают макроэкономические истины. Судя по итогам элитной тусовки, в стране «в целом» все хорошо. Объявили начало нового этапа экономического роста. Отметили, что Россия стала одним из центров нового многополярного мира. Еще раз похвастались нашим ВВП, вскарабкавшимся на пятое место в мире. В общем, онлайн-трансляции мероприятия и новости информагентств показывали некий параллельный мир, который живет в совершенно другом измерении, чем большинство наших сограждан.

Показатели растут, пусть и идут в зачет не миллионы тонн чугуна, как во времена приснопамятные, а разные загадочные биржевые индексы, капитализации и прочие фьючерсы с шерами. Внутри всё как-то похуже. Министр труда Максим Топилин заявил, что россияне плоховато работают и надо наращивать производительность труда, в том числе за счет сокращений и переписывания Трудового кодекса. Друг президента Алексей Кудрин снова прошелся насчет пенсионного возраста. Им в унисон выступали представители финансового блока во главе с Эльвирой Сахипзадовной.

Красной нитью проходит борьба за внешние рынки, зарабатывать на которых население должно путем всё большего затягивания поясов и экономии на своем желудке. Для чего это надо – без экономического образования понять трудно. Страна с начала нулевых очень неплохо заработала на внешней торговле сырьевыми ресурсами. Сальдо внешней торговли составляет 2,2 трлн долларов за 20 с лишним лет. И даже в кризисные годы оно остается положительным, по сотне миллиардов в год.

Что делать с «лишними» деньгами начальство, судя по всему, до сих пор так и не знает. Вкладывать в промышленность боязно – толку-то строить новые комбинаты, если не знаешь, чем занять работяг на старых. Инфраструктурные проекты всё больше оборачиваются новыми распилами. Сколково и Роснано превратились в кормушки для ограниченного круга лиц. Затевать новые пиар-проекты международного уровня, вроде саммитов и чемпионатов рискованно, с учетом санкции и недружелюбного запада. Остается только загонять деньжата на все тот же недружелюбный запад и при этом парадоксально заставлять дорогих россиян еще потуже и потуже затянуть пояса.

Впрочем, как раз на последнем питерском форуме россиянам наконец-то рассказали каким будет новый вектор развития. Нашим НЭПом должна стать «цифровая экономика». Вот что по этому поводу сказал сам Владимир Владимирович: «Мы способны добиваться лидерства по целому ряду направлений так называемой новой экономики, прежде всего цифровой. Российские IT-компании, безусловно, глобально конкурентны».

Далее глава государства заверил, что власти окажут поддержку компаниям в сфере IT-технологий, работа которых имеет межотраслевой эффект. Это такие направления, как обработка и анализ больших массивов данных, искусственный интеллект и нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности и ряд других. Правительство намерено кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики и добиться всеобщей цифровой грамотности. Подготовлена программа развития цифровой экономики и следующим шагом нужно будет прописать источники, механизмы и объемы ее финансирования.

Что же, давайте от глобальных масштабов перейдем к региональным реалиям, чтобы посмотреть, что это за цифровая экономика такая и какой от нее толк. На мой взгляд, очень характерным примером стали попытки реформировать автобусное сообщение в областном центре.

Перспектива отмены проездных и непонятные танцы с валидаторами не вызвали у горожан особого энтузиазма. Странную затею связывали с именем экс-директора «Псковпассажиравтотранс» Александра Гизбрехта, который вскоре отправился в не слишком почетную отставку. На его место пришел молодой и энергичный Александр Питиримов, и псковичи вздохнули с облегчением. Недоразумение под названием валидаторы отменили, проездные оставили в покое, и даже цена на разовый билет снизилась на рубль. Виват Питиримову!

Но, похоже, что оцифровка автопарка была не просто нездоровой фантазией бывшего директора. Идея явно идет откуда-то сверху и личность того или иного руководителя предприятия играет здесь малую роль. Уже известно, что проект будет продолжен.

Об этом, в частности, рассказал на минувшей сессии областного Собрания вице-губернатор Александр Кузнецов. Доклад прошел в рамках парламентского часа и был посвящен как раз таки общественному транспорту в области. Там прямым текстом было сказано, что государственными предприятиями области при поддержке администрации ведется работа по внедрению системы автоматизированной оплаты проезда. 

Целью поставлено создание «бескондукторной» и «бестурникетной» системы оплаты. Для этого планируется «внедрить разветвленную инфраструктуру по продаже проездных карт в шаговой доступности». А ныне работающие кондукторы в составе 320 человек все будут переведены на должности контролеров. Дополнительно будут запущены два онлайн-сервиса. Один – это приложение для смартфонов, показывающее, когда подъедет очередной автобус, а второй – информационные табло на остановках, с той же информацией. Описывая эту цифровую картину, вице-губернатор прямым текстом сослался на опыт двух российских столиц. В Москве и Санкт-Петербурге аналогичные системы уже работают, а недавно их объединили, так что теперь питерцы могут ездить в первопрестольной по своим проездным. И наоборот

Иными словами, перспектива для будущих пассажиров псковского автопарка вырисовывается примерно такая. Сначала нужно где-то купить электронную карточку и положить на нее деньги. Будем считать, что благодаря «разветвленной инфраструктуре» сделать это можно будет на раз-два, и клиентам не придется ехать на Рокоссовского, чтобы там постоять в очереди. Затем для поездки нужно будет дождаться автобуса, глядя на показания цифрового табло. А потом уже в самом автобусе добраться до валидатора (к стене его прикрутят, что ли, как в старину компостер?) и оплатить поездку. Ну, а затем нужно будет еще выдержать штурм контролеров, которых станет в десятки раз больше, чем сейчас.

Очевидно, что во всей этой картине самое слабое место как раз процедура оплаты. Если сейчас в час пик по салону ходит только один человек, расталкивая пассажиров – собственно, сам кондуктор, то при внедрении новой системы псковичи будут вынуждены устраивать водоворот из тел, добираясь до заветного валидатора. Езда в час пик, и без того, способная доставить удовольствие только заядлому мазохисту, станет на порядок менее комфортна. Ради чего городить огород, тоже не понятно – кондукторов останется столько же, только они переквалифицируются в контролеров, столько же и водителей. Плюс будут нужны люди для ремонта и обслуживания табло и тех же валидаторов, программисты для поддержания приложения и прочие хакеры.

А теперь вот вам другая сторона проблемы. В докладе прозвучали две красноречивые цифры. На обновление автобусного парка предприятие получает в год 18 миллионов рублей, при том, что один автобус со сцепкой стоит 12 миллионов.

Выходит, что внедрение всех цифровых технологий, новых систем оплаты, приложений для «андроида» и информационных табло упирается все в тот же стремительно вырабатывающий свой резерв подвижной состав. Интеллектуальные системы будут следить за полусотней разваливающихся на глазах автобусов. Понятно, что можно нарисовать хоть десяток сайтов и разработать хоть сотню приложений, но, если не станет самих автобусов, давка от этого не прекратится, и люди на работу опаздывать не перестанут.

Не то ли ждет нас и со всей российской цифровой экономикой? К чему будут прикручивать нейроинтерфейсы и искусственные интеллекты? К ржавеющим заводам? К выработавшим свой ресурс теплотрассам? К аварийным домам? Увы, такого рода интеллектуальные штучки хороши, когда у тебя по полной программе работает производство, отстроена инфраструктура, есть в наличии множество компетентных специалистов и достаточно ресурсов для любого начинания. И вот тогда, чтобы выстроить взаимодействие отдельных отраслей друг с другом и потребителем, стоит подумать о некоей интеллектуальной надстройке.

Недавно вполне себе официальная «Российская газета» писала, что почти в 20 % российских квартир нет горячей воды. 11 % домов не обеспечены водопроводом, 12 % - канализацией. В 8% домов нет центрального отопления, а более 30% городского жилищного фонда до сих пор не газифицировано. Чем всем этим людям сможет помочь «цифровая экономика»? Сайты, что ли на хлеб мазать или смартфонами печку топить? Или уж сразу - в Матрицу, где умелый веб-дизайнер нарисует теплый туалет и горячую воду?

Илья Петров

 

 
опрос
Каким должен быть проектируемый «Народный парк» в Пскове (в границах берега Великой, застройки по ул. Подвишенской, ул. Кузбасской дивизии и стадиона «Электрон»)?
В опросе приняло участие 356 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.