Блоги / Константин Калиниченко

Задача не имеет правильного решения

29.10.2020 18:22|ПсковКомментариев: 4

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

«Если задача не имеет очевидного решения, выход только один. Выбирать вариант с наименьшими потерями. Принять как данность, что потери неизбежны, смириться с ними. И поменьше рефлексировать. Это единственный путь. В ином случае, пытаясь усидеть на всех стульях, вы рискуете потерять все…»

Майкл Льюис, финансовый аналитик

Давайте сегодня поговорим о том, что более-менее понятно каждому. Но люди стараются об этом не говорить вслух – то ли стесняются рассуждать об очевидном, то ли им просто страшно. Потому что, судя по всему, мы все оказались в ситуации, из которой нет нормального выхода.

Источник: motivators.ru

Ответственные чиновники сегодня в крайне непростом положении. С учетом квалификации многих из них, оно кажется совершенно безвыходным. Суть его том, что управлять процессами приходится в условиях очень нетривиальной дилеммы: чем пожертвовать – экономикой или здравоохранением и, в известном смысле, здоровьем людей. Жесткие ограничения ожидаемо ведут к неизбежному экономическому коллапсу. Прежде всего, в бедных дотационных регионах, таких, как Псковская область. Здесь и без всяких ограничительных мер экономика – это скорее фигура речи, некое собирательное название различных способов выживания наиболее активных граждан. Государству всегда было плевать, есть экономика в Псковской области или нет, от слова совсем. Экономика Псковской области – это получение заработной платны сотрудниками разных погонных структур с последующей тратой получки в магазинах. Поэтому экономически активное население в нашем регионе – это что-то сродни вирусу, экономическая аномалия. Здесь если у кого-то получилось стать успешным бизнесменом, то это не благодаря, а вопреки и лишь до тех пор, пока государство не вмешалось.

Однако же другой экономики у нас нет, потому хотелось бы ее как-то сохранить.

А на другой чаше весов – здоровье людей и система регионального здравоохранения. Справедливости ради, о системе здравоохранения в Псковской области можно говорить с той же условностью, как и об экономике. Государство на протяжении десятилетий думало лишь об одном – что бы еще такое оптимизировать, дабы жизнь людей расцвела всеми цветами радуги? В направлении системной ликвидации нормальной медицины наше государство показало невероятную, почти стопроцентную эффективность. Сегодня нам только и остается, что пожинать плоды этой деятельности. Кстати, я далек от мысли вину складывать на областных организаторов медицины – не сомневаюсь, они прекрасно понимали, куда плывет эта лодка. Но не в их воле было что-либо изменить. Оптимизация медицины – это большой государственный нацпроект, и все вопросы следует адресовать в Москву.

Что нам сегодня говорят чиновники? А они говорят, что нам угрожает коронавирус, идет рост заболеваемости, может, это уже вторая волна, а, может, еще первая – да какая, в общем, разница. Где-то там в параллельной реальности верховная власть изобрела вакцину или даже три. Сильные мира сего наперегонки ринулись прививаться, но для простолюдинов пока только маски и сказки… простите, перчатки. Насчет вакцины пока толком ничего непонятно, но давайте в нее хотя бы верить, руководствуясь логикой философа Тертуллиана «верю, ибо абсурдно».

Если посмотреть на сухие цифры статистики, то ничего страшного в этом коронавирусе нет. Ну, давайте будем честными: 70 умерших за 9 месяцев – это что, признак грядущего апокалипсиса? Давайте посмотрим тогда, сколько нас в ДТП за аналогичный период погибло. Да и смерть от сезонных респираторных заболеваний – это, в общем, обычное дело. Согласно официальным данным ВОЗ, ежегодно только от сезонного гриппа в мире умирают в среднем 650 000 человек, при этом до 5 миллионов человек болеют гриппом в тяжелой форме. Десятки тысяч людей ежегодно умирают от пневмонии. Но никто не требовал остановить по этому поводу мир. Даже сегодня, при отсутствии четкого понимания этимологии и генезиса COVID-19, более-менее понятно, что судьба заболевшего в большей степени зависит от его иммунитета и крепости организма. Мы каждый день читаем новости про спортсменов, подхвативших коронавирус, но я не слышал, чтобы кто-то из них от этого сильно пострадал.

Среднемесячная смертность от пневмонии в России (источник: znak.com)

Тогда почему так сильно нервничают чиновники и ограничивают активность граждан? Единственный разумный аргумент – тотальное недоверие отечественной медицине. Ведь все всё понимают. Это на экранах федеральных телеканалов можно похваляться нашими бесчисленными чудо-вакцинами, гениальными учеными-вирусологами и прочей «Гамалеей». В реальности, особенно в глубинке, большинство болезней вынуждены лечить активированным углем и цитрамоном. По сравнению с подорожником, кровопусканием и изгнанием бесов это тоже прорыв, но объективно радоваться тут нечему.

Долгие годы государство обращалось с медициной, как с заключенным в концлагере, пытаясь понять, как долго он еще сможет протянуть на хлебе и воде? И что будет, если пайку хлеба в очередной раз уполовинить? Теперь мы имеем то, что имеем.

Кстати, довольно грустно смотреть, как это же самое государство ринулось исправлять свои многолетние «достижения». Долгие годы псковские врачи буквально ломились в стену, пытаясь пробить для региона новые лечебные учреждения, в том числе инфекционную больницу. У нас уже все главврачи в законодательную власть перешли, в областном собрании впору фракцию главврачей организовать. И ведь они там не молчат. Но разве к ним прислушались хоть раз?

Зато теперь авральными темпами строят «ковидарии» – и сразу откуда-то на это деньги нашлись, и военные в кои-то веки для дела сгодились.

Новая инфекционная больница в Пскове

Жаль только что лечат людей не новые стены, а пока еще врачи. А с ними беда – неоткуда им взяться, тут уж государство на славу постаралось. И если корпус больницы можно возвести за пару месяцев, то врача за такое время не подготовишь.

Вот и нервничает российская власть: не столько потому, что болезнь страшная, сколько от бессилия отечественной провинциальной медицины. Понимает, что отмена ограничительных мер приведет к ураганному росту числа заболевших коронавирусом. От которого вылечиться смогут только сильные иммунитетом, а медицина будет в этот момент просто наблюдать, беспомощно стоя где-то в стороне.

Но увы, чем дольше мы сохраняем ограничения, тем больше убиваем региональную экономику. Точнее то, что от нее осталось. Уже сегодня важные секторы псковской экономики – туризм и общепит – находятся в предсмертном состоянии. То, что они как-то работают, не должно вводить в заблуждение. Вся их нынешняя активность напоминает выброшенную на берег рыбу – вроде трепыхается, воздух ртом хватает, но это все ненадолго.

Мораль в этой истории печальна. Потому что уравнение, которое пытаются решить наши чиновники, пытаясь одновременно спасать экономику и людей, на самом деле решения не имеет. Итог будет такой, что экономику мы, скорее всего, таки угробим, сколько бы там государство не раздавало свои меры поддержки. Потому что экономика – это наука зарабатывания денег, а не сидения на дотациях из бюджета.

Ну, а насчет сохранения людей? Тут как раз все просто: кому суждено пережить коронавирус, тот его переживет, что бы там не думала отечественная медицина.

Константин Калиниченко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 397 человек
Лента новостей