Машинист и депутат Верховного Совета СССР И. С. Внебрачный о себе, о стране и работе
Ивана Семеновича Внебрачного, в основном, помнят как народного депутата СССР последнего созыва. Однако, прежде всего, это был один из лучших машинистов нашего локомотивного депо. Передовик, новатор, кавалер ордена Трудовой Славы III степени, ударник 9-й пятилетки, обладатель знака «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км»… Даже в армии старший сержант Внебрачный так отслужил, что был награжден медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне». Стал инициатором вождения пригородных и сборных поездов одним человеком, на что откликнулось сразу 36 машинистов депо. Плановое задание 1988 года завершил уже 20 ноября. Досрочно. Да и депутатом он стал именно в силу своих профессиональных навыков. Стал как передовик производства и активный общественник. Стал естественно и логично, словно очередной паровоз или тепловоз в рейс провел.
Работал и служил
- Иван Семенович, давайте вкратце напомним биографию. Когда, считаете, начался ваш трудовой путь?
- Начнем тогда с Великолукского техникума железнодорожного транспорта. Когда-то его диплом приравнивался к вузу. Так мы говорили. В 1956 году я поступил в него и в 1960-м окончил. По направлению попал в Казахстан. Сначала в Алма-Ату, потом в Семипалатинск, а потом в Аягуз, есть такой город, и там начал трудовую деятельность. Работал помощником машиниста, потом машинистом тепловоза. Потом приемщиком, мастером. А в 1963 году вернулся в Великие Луки.
- Уже, наверное, легко было после солидной трудовой закалки в Казахстане?
- Как сказать. Здесь ходили паровозы, а я – тепловозник. Пришлось мне начинать с кочегара. Несколько месяцев был им, потом пошел помощником машиниста.
Призвали в армию. В армии тогда служили три года, моё время с ноября 1963 по ноябрь 1966-го.
- А какие войска?
- Танковые. Я механик-водитель тяжёлых танков и САУ по специальности после учебки. А, вообще, довелось заниматься политработой. Избрали секретарем комсомольской организации батальона. Четыре роты по 100 человек. Вспоминаю то время с благодарностью. Та работа позволила встречаться с многими известными людьми. Приглашали на встречи в рамках военно-патриотического воспитания многих прославленных венных, Героев Советского Союза. Помню, приезжал полярник, контр-адмиралом И. Д. Папанин. Частыми гостями у бойцов были и деятели культуры. В основном, из Ленинграда, так как служил в Сертолово. Э. С. Пьеха ещё с ансамблем «Дружба» приезжала.
- Получается, что в родной город вернулись в год его 800-летия?
- Празднование уже не застал, к сожалению. Устроился в родное депо машинистом, где так с тех пор и работал. Грузовые, пассажирские, скорые составы водил. Все до того, как избрали в Верховный Совет СССР.
За один тур
1989 год. Март. Первые альтернативные выборы в стране. Сейчас молодым трудно передать тот накал страстей, но выборы стали подлинным событием общественной жизни.
- Иван Семенович, зачем решили выдвигаться? Вас ведь никто не двигал и никто не заставлял?
- Я хотел доказать, что смогу сам победить. Раньше ведь партийные органы направляли, выделяли одного кандидата, представляли его коллективу, а здесь возникла альтернатива.
Сначала меня выдвигал трудовой коллектив депо. Там тоже у нас борьба была. Человек 11 на кандидатское звание претендовали. Все выступали на собраниях, за нас голосовали. Выбрали в итоге меня. Следующий этап, окружное избирательное собрание, в ДКЛК проходил. Были представители всех 7 районов избирательного округа и города Великие Луки. Делегаты определились с тремя кандидатурами для предстоящей агитации. Лидерами стали тогда директор Великолукского мебельного комбината А. А. Подкаура, главный зоотехник совхоза «Усвятский» Л. Г. Изотикова и машинист локомотивного депо И. С. Внебрачный.
- На агитацию у вас был месяц. Как его провели?
- Я подумал так: чтобы меня избрали, надо больше встречаться с людьми, и я составил график. Приходилось встречаться по 4 раза в день в разных районах. То есть провёл более 90 встреч за месяц. Устал.
- А еще мог быть второй тур.
- Хорошо, что победил в первом туре, набрал 53 процента. Иногда думал даже, что не пойду на второй тур, не могу больше. Но народ избрал.
- За вас проголосовало 102 075 человек, отрыв от ближайшего конкурента составил почти 60 тысяч голосов. Неужели сомневались в своей победе? До пути в народные депутаты СССР была ведь и XIX Всесоюзная партконференция. В общем-то, представляли, куда идете.
- На Всесоюзную партконференцию меня избрали на областной партийной конференции в Пскове. Но тогда, кого бюро обкома выдвинуло, тот и проходил. Действительно, перед Всесоюзной конференцией и после нее было много встреч в коллективах, предприятия, люди писали письма. Я тоже писал министрам и самым разным руководителям. И продолжал работать машинистом. Конечно, какая-то подготовка к будущей работе депутата присутствовала. Но, когда в марте 1989 года уже был избран в Верховный Совет СССР, все было все-таки впервые. И альтернативные выборы, и постоянная работа в Москве.
Самые разные вопросы
Выборы 1989 года были во многом экспериментальными. Трое депутатов от Псковской области прошли по избирательным округам. Еще четверо стали депутатами от общественных организаций. Плюс депутат от Калининского национально-территориального округа.
- То есть работу машиниста и депутатство уже не приходилось совмещать?
- Это уже была освобожденная должность. На съезде народных депутатов избрали в Верховный Совет членом комитента по транспорту, связи и информатике. И я там находился на постоянной основе. Поэтому почти три года машинистом не работал. Жил в гостинице «Москва» рядом с Красной площадью. Ходил на работу тоже через Красную площадь в зал заседаний. А комитеты находились на пр. Калинина, сейчас это Новый Арбат.
- Какие вопросы приходилось решать?
- Самые разные! Только по Великим Лукам просил профнастил для локомотивного депо. Писал Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II о возможной встрече для возрождения памяти о Патриархе Тихоне. С ним мы потом дважды встречались. Помню письмо об обеспечении Псковской области табачными изделиями, о чем просили председатель Великолукского горсовета А. П. Копосов и председатель горисполкома А. А. Мигров. Хлопотал за машину офсетной печати ПОГ-60 для Великолукской типографии. Управление образования просило выделить палатки и машины для лагерей. По письму Б. Ю. Ханина обращался в министерство обороны, делал всё непосредственно через Маршала Язова. Интересно, что когда я с ним говорил, он спросил: «Откуда?». Отвечаю: «Псковская область». «О, - обрадовался Дмитрий Тимофеевич. - Я там воевал!». И помог решить эту проблему. У меня, кстати, хранится вся переписка депутатская. Назвал сейчас только то, что сразу вспомнилось.
- Наверное, люди и лично в Москву приезжали для встречи?
- Да. Ждали у Спасских ворот, когда выйдут депутаты. Чтобы, как говорится, взять за рукав.
Обращались всегда
И постоянно И. С. Внебрачному давала силы его рабочая закалка. Когда нужно было идти и делать.
- Помогало в работе, что имеете профессию машиниста?
- Скорее, да. Во-первых, депо научило желанию обязательно сделать назначенное. У нас на железной дороге строгая дисциплина, это – полувоенная организация. Поэтому ни от кого не отмахивался, а шел и разбирался.
- Даже если вопрос был не профилю комитета?
- Конечно. Одна мать просила о пересадке сердца для сына. Тогда министром здравоохранения был Чазов, к нему обращался. Другой парень служил в секретных частях и ему по закону нельзя было выезжать за рубеж, а он хорошо учился и продолжать учёбу ему было нужно в Германии. Сначала пошёл к начальнику Генерального штаба Моисееву. Он по своим каналам проверил и адресовал к КГБ. Пришлось встречаться Крючковым. Посидели с ним, чаю попили. Пока мы сидели, они уже всё выяснили и дали ответ. Добывал машины для нашей швейной фабрики, котлы… Для «Лесхозмаша» кран специальный добывал. Фабрика валяной обуви просила помощи. Это не работа, конечно, депутата, но что делать?! Просили…
- «Спасибо» хоть говорили в ответ?
- Разные люди. Некоторые благодарят, некоторые недовольны. Не все же можно решить. Даже моё доверенное лицо был мной недоволен однажды. Ответ пришёл не в его пользу, а человек ждал другого ответа. Помню еще, как одно городское предприятие очень на меня обиделось, хотя ответ им дал сам тогдашний министр финансов.
- Еще тогда люди были недовольны, что вы их приняли в фойе гостиницы.
- Я тогда подумал, что в фойе мягкие диваны, столики и для встречи эта обстановка подойдёт. В номер вести к себе не мог, так как там ветеран войны находился. Просителей, правда, приходило очень много. Наверное, надо было мне великолучанам тогда лучше эту ситуацию объяснить. Во всяком случае, представители ВЗВА напрасно тогда обиделись, я, правда, сделал все, что мог.
Министра выбрали
В бытность депутатом И. С. Внебрачный прославился и своим голосованием против министра путей сообщений Николая Семеновича Конарева. Тогда эта история наделала немало шуму, депутату-бунтарю звонил лично бывший железный нарком Л. М. Каганович, который тогда еще находился в полном здравии. Лазарь Моисеевич не скрывал удивления: машинист, а голосует против министра. Не ругался, но был, минимум, озадачен.
- Иван Семенович, за что Конарев в такую немилость попал? Сейчас, по прошествии стольких лет уже, наверное, можно говорить подробнее?
- Мы тогда утверждали министров. И тогда случай был. Несколько депутатов сидело с министром Конаревым и позвонил председатель Совета Министров СССР Рыжков. Не знаю, стоит ли об этом говорить, но разговор не тет-а-тет происходил, поэтому скажу. Сейчас, наверное, можно это сказать. Министр приходил в комитет с нехваткой шпал, локомотивов, вагонов, добивался, чтобы мы через правительство помогали это все пробивать. А когда председатель правительства звонит, тот ему докладывает «Все нормально, Николай Иванович». Только что жаловался, что много чего «ненормально». И тут такой поворот! Это меня возмутило. Скажи прямо, если что не в порядке. Короче, на комитете и сессии выступил против его кандидатуры. Первый раз он не прошел. Рыжков с нами встречался. Спрашиваю: «Будете снова Конарева выдвигать?». С Горбачевым они уже тогда прохладно друг к другу относились. Отвечает: «Не знаю, что он (Горбачев – ред.) там придумает».
- И Горбачев выдвинул ту же кандидатуру повторно?
- Михаил Сергеевич был еще председателем Верховного Совета. Для продвижения своего министра он выбрал пятницу, последний день сессии. Билеты домой у многих куплены. Последний вопрос. Все равно обсуждение было бурным. Ельцин выступил за Конарева. Я выступал. Горбачев, понимая, что я против, прервал меня. По регламенту полагалось пять минут, я выступал не больше четырех, а он уже звонит, что время закончилось. В общем, утвердили министра.
Ради объективности к словам И. С. Внебрачного можно добавить, что Конарев был все-таки не самым худшим министром. Он и в Великие Луки приезжал, и за железную дорогу по мере сил душой болел. Другое дело, что рабочая прямота Ивана Семеновича тоже являлась аргументом в том давнем споре. Каждый выбирает по себе. И судьбу, и министров… А уж молчальником недавний машинист из Великих Лук никогда не был! Его выступления – это отдельная большая история. Упомянуть хотя бы о том, что на IV Съезде народных депутатов СССР были приняты две поправки И. С. Внебрачного к Конституции СССР.
И за включение в повестку дня вопроса о вотуме недоверия президенту Горбачеву великолучанин тоже голосовал.
Сыграла жажда власти
Депутатская карьера завершилась в декабре 1991 года. Вместе с кончиной Советского Союза.
- Как ваши полномочия закончились? Как это технически происходило?
- Вначале, еще до августовского путча, я перестал быть членом Верховного Совета, остался только народным депутатом.
- Вас заставили уйти из Верховного Совета?
- Мне не нравится слово «заставили». Сказал бы, что это произошло по моему личному заявлению в определённой ситуации.
- Но все-таки вас выжили из Верховного Совета или нет?
- Однозначно, оттуда я не сбежал, и если бы мог, продолжал трудиться и дальше.
- Ваше место тогда занял человек, против министров не голосующий. Кстати, был ли порядок ротации народных депутатов в ВС?
- Конкретно расписано ничего не было. С другой стороны, народным депутатом СССР я ведь остался, помогать людям по-прежнему мог. Другое дело, что до конца СССР оставалось всего ничего.
- Как относитесь к событиям августа 1991-го?
- Путч страшно возненавидел из-за того, что все усилия по сохранению Советского Союза пошли насмарку. Путчисты искренне хотели, наверное, сохранить страну, но это было уже невозможно. Можно много говорить о положении в народном хозяйстве, но говорить, что Горбачев один развалил Советский Союз – мощное государство – такого не бывает! Причины распада были заложены, начиная с образования Союза. С записи о праве республик на свободный выход из СССР. Это и случилось однажды! Те же прибалтийские республики давно об этом мечтали. Искренне против разрушения единого государства был, пожалуй, тогда один Назарбаев.
- А что скажете о Ельцине?
- У него жажда власти большую роль играла, если не главную. Противостояние между Горбачевым и Ельциным не на пользу нашей стране шло. Все думал и ждал, когда же они договорятся, пожмут друг другу руки. Не пожали.
После шока
Наступило время перемен, в которых никому не дай Бог жить. Страну лихорадило. Со страниц газет и телеэкран фигура И. С. Внебрачного постепенно пропала.
- Потом как у вас все складывалось, Иван Семенович?
- У меня был шок, конечно. Очень большой шок от распада государства. Когда выборы были в 1990 году Верховного Совета РСФСР, то туда явно проходили люди оппозиционно настроенные против союзных властей. А в 1991 году на выборы президента РФ пошёл Ельцин. При всем знании того, что он из себя представляет, думал тогда: неужели изберут?! Видно было, что мудрости государственного деятеля человеку не хватает. У него были жажда власти и напор, но это – качества разрушителя. В общем, снова машинистом работать сразу по возвращении в Великие Луки я не смог. Это все-таки достаточно нервная работа, требующая не только опыта, но и гармонии внутри самого человека. Пошел на частное предприятие коммерческим директором по обеспечению и по сбыту. Мне не понравилось там. Лично для себя работать, без коллектива – не мое. Вернулся в депо. После перерыва пришлось обкатываться, и до 1996 года, до пенсии работал машинистом в родном депо.
- И что потом?
- Потом в деревне на пустыре построил дом, баню, сарай, хлев. С тех пор там живу. Из депо приглашают иногда на какие-то мероприятия. Сам я не стремлюсь выпячиваться.
- А ведь могли бы квартиру в Москве иметь. Жили бы сейчас там…
- Мог получить квартиру. Но у меня дети здесь. Один в армии тогда только отслужил, другой учился, еще жена работала в Луках. Я не стал получать квартиру и перевозить семью туда.
Знаю, что многие мои коллеги сделали по-другому, а потом приватизировали эти квартиры. Я не жалею ни о чем. Это – моя жизнь. Жил, как считал правильным. Мог также выхлопотать себе льготы, так как был затронут ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, но как-то времени не хватило. То встречи, то письма, то совещания…
Только железная дорога
- Иван Семенович, какой всего пробег машинистом?
- Пробег у меня где-то 2 млн. км. Сам-то я его не учитывал, но от времени, когда знак о миллионе км вручили, потом прикинул.
- Почему пошли именно на железную дорогу? Как это решение появилось?
- Жил в Кунье ребенком, там поезда постоянно проходили. Один их моих дядек работал дежурным по станции и про машинистов рассказывал. И я уже говорил, даже еще когда маленький был и не понимал значения слова «машинист». «Кем ты будешь, Ваня?». «Машинистом!». Можно сказать, что я и не выбирал себе профессию. Она сама меня выбрала. В 1961 году сдавал на права. И начальник службы локомотивного хозяйства после дополнительных вопросов по билетам заметил: «Не дать права мы не можем, но мой вам совет не становиться машинистом пока». Говорит, у меня сын такого же возраста, 19 лет, я бы ни за что ему не доверил водить поезда. Но мы-то все амбициозные! Хотя это, конечно, кошмар – самостоятельно водить поезд в 19 лет. Потому что нагрузки психологические большие. Внимание на пределе. Было по-настоящему тяжело.
- А в родные места почему вернулись?
- Всегда на Родину тянуло. Истосковался в Казахстане по природе нашей, когда холмы, поля, леса, а там ведь одна степь бесконечная. Останавливаешься там на станции, а уже и следующая станция видна и даже следующая за ней.
В гармонии
На этой лирической ноте и хочется завершить разговор. Поскольку, наверное, в ней и заключается самое главное в Иване Семеновиче. Его сила в необыкновенной цельности и гармоничности. В гармонии с природой, с родной землёй, с людьми, с работой, с самим собой. Он такой, какой есть и не пытается казаться другим. В конце концов, если он неправ, то никто не мешает кому-то прийти и сделать еще лучше. Если сможете.
Андрей Канавщиков