Блоги / Константин Шморага

Параллели и закономерности

18.12.2014 08:24|ПсковКомментариев: 31

Судя по опросам в интернете, большая часть граждан России в драме «рубль падает» не участвует. Об этом свидетельствует например Mail.ru (на ПЛН, правда, картина будет другая). Как часть этого большинства подтверждаю, что валюта для человека живущего исключительно на рубли, да еще и на более чем среднее их количество, является чем-то сродни компьютерной графике в блокбастере – иллюзорность с ней растет на порядок, если не на два.

За все время нисхождения рубля ни на работе, ни на улице, ни в автобусе разговоров о денежных курсах не слышал ни разу. Правда, пару раз все-таки было, но люди, у которых голова служит подставкой под мобильник не в счет.

Но «не участвует» – не значит «ничего не знает», и об этом говорят те же опросы. Люди, необремененные хотя бы десятками и сотнями тысяч сбережений следят за ситуацией, но скорее из-за сострадания и обиды. Вроде как футбол с нашей сборной смотреть: и помочь не можешь, и отвернуться никак, и мысль от увиденного одна-единственная – «ну как же так-то?!».

Действительно, как же так-то, за неполную четверть века Россия переживает как минимум четвертое неожиданное потрясение финансовых основ государства. И каждый раз словно в первый. Каждый раз накануне обрыва нас убеждают, что ситуация у нас лучше всех, что все они вот-вот повалятся, а мы, мы одни сохранимся. А потом бамс… и падаем мы или в гордом одиночестве, или пробивая дорогу таким же как сами «развивающимся рынкам».

Впрочем правительство в нынешней ситуации не пинает только ленивый, а ряд аналитиков, причисляемых их коллегами к экспертам, говорят даже о темной роли некоторых госструктур в развернувшемся хаосе.

Здесь же задача совсем другая: посмотреть контекст постигших нас неожиданностей.

Итак начнем. 1991 год, СССР трещит по швам, но держится. 22 января премьер-министр Союза ССР Валентин Павлов проводит денежную реформу (изъятие банкнот в 50 и 100 рублей в ограниченный тремя днями период и замену их на купюры нового образца), по сути – изъятие денег у населения. Меньше чем через три месяца правительство заявляет о повышении сразу в два-три раза покупательских цен в стране.

Все это происходит на фоне межнациональных конфликтов в братских советских республиках Кавказа и Средней Азии, а также очередного подъема национализма в Прибалтике. Как пел тогда некто А. Макаревич: «то Армению, то Эстонию лихорадит уже в открытую. А мы все смеемся над Лёнею, потешаемся над Никитою». Кроме того, реформы Павлова (не его конечно, но крайним оказался он) случились почти что посередине между двумя событиями: подписанием 12 сентября 1990 года Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии ГДР и ФРГ (а также СССР, США, Францией и Великобританией), что бы там кто не говорил, но открывшем дорогу НАТО на восток. И выступлением Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19 августа 1991 года, положившему конец существованию СССР.

Год 1994, Россия борется с наследием коммунистического прошлого. 11 октября рубль упал к доллару на треть. Правда, довольно быстро отряхнулся - и уже 14 октября почти что вернулся на прежние позиции. Так же в октябре, но 1993 года состоялся разгон Верховного Совета РФ с расстрелом из танка Белого дома и многочисленными жертвами. Танк, бьющий прямой наводкой по зданию с людьми в центре Москвы стал гвоздем программы CNN.

Сам 1994 год известен крахом финансовой пирамиды МММ, завершением вывода бывших советских войск из Германии и началом первой чеченской войны. А еще убийством журналиста Дмитрия Холодова, весьма повлиявшим на ухудшение отношения к российской армии в обществе внутри России и за ее пределами.

В августе 1998 года Россия объявила о техническом дефолте, и курс рубля очень быстро упал в пять раз. Опять кризис, на борьбу с которым бросают правительство Примакова – Маслюкова, а в КВН появляется песенка «Гэкао-гэкао, гэкао-ко-ко. Гэкао-гэкао, гэкао-ко-ко…», которую поют от лица Бориса Ельцина. За полгода до дефолта вместо правительства Виктора Черномырдина к власти приходит правительство Сергея Кириенко, прозванного в народе «Киндер-сюрприз». В ситуации серьезных экономических проблем Россия встречает бомбардировку Ирака США, начатую Америкой вопреки всем международным нормам и процедурам. Плюс балканский кризис, где все мировое сообщество осудило Сербию за обращение с албанцами против международных норм и процедур. Через семь месяцев, уже в марте 1999, начнется вторжение НАТО в Сербию, ставшее первой войной США на территории Европы после 1945 года. Еще через полгода, в августе 1999, с похода ваххабитов на Дагестан началась вторая чеченская война.

Обвал курса рубля осенью-зимой 2014 года не был ни таким сильным, как предыдущие, ни таким уж внезапным. Курс рубля падал весь год, серьезно ускорившись к концу осени. Да и то в худшие дни рубль терял не более 10 % стоимости. Кроме того, небывалое повышение довольствия для некоторых категорий госслужащих (депутаты, министры и т. п.) в 2012–2013 годах тоже наводило на мысль «А чегой-то вдруг?», ведь экономические успехи страны в последние годы были не слишком выдающимися. Да и руководство страны регулярно сетовало на опасность нефтяной иглы и необходимость как можно скорее с нее слезать.

Наконец, опасность, о которой правительство и президент сами себя предупреждали последние десять лет, стала реальностью. После известных событий февраля-марта сего года нефть подешевела и выяснилось, что это то немногое, что у нас есть, а к голосу государства не сильно-то и прислушиваются. Вот в тех же Штатах любой резкий всплеск на бирже, способный серьезно зацепить интересы других игроков, не говоря уже о государстве, находится под строгим надзором соответствующих служб. И не дай Бог, если их подозрения подтвердятся. У нас регуляторы и контролеры – пока просто мебель, причем выполненная из ДСП и подобных материалов. Вот свежая история, отмеченная на многих интернет-ресурсах: управляющий директор Московской биржи по срочному рынку Роман Сульжик – сторонник и участник киевского евромайдана, отметившийся там личной беседой с сенатором и известным ценителем России Джоном Маккейном. Сам Сульжик, представленный на майдане как рядовой киевлялин, во-первых, москвич, да еще и гражданин США. Работал в JP Morgan Chase с 2000 года и помог банку заработать пять миллиардов долларов на финансовом кризисе в США, но потом почему-то сменивший JP на Deutsche Bank в Москве. И уже оттуда в 2012 году он перешел в Московскую биржу заниматься долларом и рублем. Так вот, когда Центробанк попросил ввести ограничения по торгам рубль-доллар, его просьбу выполнили лишь частично и ненадолго, сославшись на отсутствие технической возможности.

А потом Центробанк жалуется на давление извне. Да, кстати. Кому они все жалуются и зачем? Ну можно подойти и по голове погладить, в лоб поцеловать, утешить. Поможет это стране?

Проблемы с нефтью и валютой начались у России на фоне еще двух событий. Одно из них – это скрипучий, но старт Таможенного союза, а также формирование Евразийского союза, многими воспринятые как угроза и проявление имперских амбиций Кремля.

Подводя итог, воспользуюсь цитатой из недавней статьи Захара Прилепина: «Да, кризис, да заслужили. Никакой паники. Это неизбежно случилось бы. Это обязано было случиться. Это закономерный финал не "крымнашисткого" марша, а всего того, что началось в 1986 году и стало новым законом в 1991 году».

Константин Шморага

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 92 человека
Лента новостей