Как интересно совпало: стоило сегодняшнему президенту Сбербанка (который перестал быть Сбербанком России, став просто Сбербанком) и экс-министру правительства (которое пока еще правительство России) Герману Грефу сделать заявление о необходимости радикальных реформ в отечественном образовании, как почти тут же Общественная палата страны доложила о наличии ошибок в школьных учебниках.
Очень хочется надеяться, что события эти - не результат начавшегося где-то наверху окончательного наступления на остатки нашей образовательной системы. Было бы куда лучше, если бы это стало результатом противоположных процессов. Например, государство решило, наконец, нужны ли ему вообще детские сады, школы и вузы. Пока ответ совсем не очевиден, а с точки зрения рядового воспитателя или преподавателя, скорее нет, чем да. Если же все-таки государству зачем-то нужны все эти учреждения, то в первую очередь хотелось бы знать, зачем. При этом слова вроде «модернизация», «оптимизация», «интернационализация» и т. п. нужно сразу опустить. Как и разные объяснения из чисто экономического лексикона.
Пока наше образование больше зависит от громких заявлений людей типа Грефа, которые сегодня занимаются прожектами в правительстве, а завтра управляют чужими деньгами, нежели от аргументов ректоров ведущих вузов и ученых. Последние - вообще люди весьма скромные. Вряд ли возможна ситуация, чтобы господин Садовничий, или господин Алферов, стали бы столь авторитетно и категорично высказываться о состоянии банковской системы России или о том, чего от нее больше: пользы или вреда.
Если же обратиться к словам самого Грефа, то они, как и многие громкие заявления, страдают, по моему мнению, не просто непоследовательностью, а бессмысленностью. Итак, один из создателей «государства-дауншифтера» (по мнению Грефа, это и есть Россия) заявил, что «мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний».
Здесь президент банка абсолютно неправ. В России нет и не предвидится советской системы образования. Первая причина самая банальная - доступность. Образование и в СССР не было бесплатным, так как каждый выпускник обязан был отработать по распределению несколько лет там, где скажут. Детские сады и даже часть школ финансировались предприятиями и отраслями. Но всё это было весьма рационально устроено, по крайней мере, управлялось разумно, и хотя бы по этому показателю на голову превосходит современную систему администрирования и финансирования образования. Что во многом и определяет доступность.
Кроме того, советская система ничего в детей не напихивала. Разве что идеологическую нагрузку. Впрочем, не Грефу на это пенять: слово «дауншифтер» - чистой воды идеология. Как раз здесь почти стопроцентное сходство «негодной советской» и современной российской ситуации: если дипломированные инженеры и кулибины-самоучки тогда и оставались в тени, то вовсе не из-за плохого образования, а из-за усилий различных функционеров, вполне безответственно решавших что нужно, а что не нужно советскому обществу. Современный нюанс лишь в том, что на место функционеров пришли профессиональные чиновники и банкиры, которые руководствуются не партийной дисциплиной, а соображениями выгоды, рассчитываемой в самом коротком временном отрезке.
Даже если вдруг согласиться, что в детей напихивали огромное количество знаний, то напихиваемое не изобиловало таким количеством ошибок и пустоты, какие дают современные учебники, а язык, которым излагался предмет, был чрезвычайно понятен. Сейчас же родителям приходится проверять учебники на ошибки. В некоторых, правда, изъяны найти крайне сложно. Но это или из-за жуткого языка изложения, или, как в случае с «Окружающим миром» для первого класса (программа «Школа России»), потому что там вообще почти никаких знаний не содержится, вода водой.
Кстати, утечка мозгов, на которую сетует экс-министр, является косвенным подтверждением, того, что отечественное образование не отправилось ко дну, несмотря на все эксперименты министерств и ведомств. Без некоторой помощи даже самая светлая голова скорее всего угаснет или хотя бы израсходует уйму сил на преодоление того, что вовсе и не нужно. Например, тех же лишних знаний.
Отечественному образованию знаний-то как раз и не хватает. Причем знаний самых простых и фундаментальных. Ведь в отличие от «негодного советского» (а также его прародителя - образования Российской империи и еще дальше - германской системы науки и образования), сейчас в школе настолько увлеклись методикой преподавания, что на сами предметы времени практически не остается. В вузах ситуация похожая - обучение все больше идет по вторичным источникам: методичкам, презентациям и т. п.
Не хватает в образовании и дисциплины. Из-за финансового фактора сейчас не то что в школе неуспевающих проблематично отчислить, но и в вузах. Хотя еще лет пять - семь назад со студентами такой проблемы не было.
Трудности и с родителями. Если раньше на тех, кто плохо следит за учебой своего детища существовали четкие меры воздействия, теперь ничего подобного нет. Больше того, достаточно грамотно устроить скандал, и лентяй и балбес вдруг делается середнячком и хорошистом.
Старое понятие честь, которое во времена СССР было заменено той же партийной дисциплиной, сейчас полностью вытеснено отчетными показателями, прежде всего финансовыми. Выпускник-бездарь или выпускник-двоечник никого ничуть не смущает.
Ну и конечно засилье канцеляризма и чиновничества в образовании просто всепоглощающее. Это - бич сегодняшнего дня. Как говорил Иван Василевич Бунша, «Вот закончится квартал, тогда и разводитесь, сколько вашей душе угодно», происходящее по существу не то чтобы не интересует администратора или менеджера, на разбирательство в этом у него не хватает ни базовой подготовки, ни, главное - времени, да и результат его работы измеряется совсем в другой - количественной, - плоскости.
Вот если б Герман Оскарович за эти вопросы взялся, цены б ему тогда не было. Но это не его размер, наверное. Масштаб не тот, слишком рутинно.
Поэтому приходится нам, как бы радикально нас не реформировало.
Константин Шморага