Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Диванная политика». Напомним, программа Юрия Моисеенко выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове».
Новостей, достойных обсуждения нашими доморощенными экспертами, в последнее время навалилось столько, что без бутылки, как говорят народные политологи, не разберешься. Взять хотя бы недавнее сообщение о том, что участникам скандальной подростковой секс-вечеринки предъявлено обвинение. Напомню, в конце сентября прошлого года отдохнувшие и загорелые отроки и отроковицы решили потусоваться у своего приятеля на квартире. Купили водки, напились ею и ну давай претворять в жизнь все то, что насмотрелись в интернете. Сейчас «вьюноши» взрослеют рано, и что у них творится в голове – одному Богу известно. А тут некстати одной из участниц этого сабантуя стало плохо. Короче, передавать далее словами все то, что происходило после, признаться, не хочется - это было мерзко и отвратительно, хотя некоторые отечественные СМИ, не отягощенные моральными принципами, поспешили растиражировать наиболее пикантные фото и видео этого междусобойчика. И это еще одна его особенность. Может быть, все так и осталось бы делом внутренним - квартирным, если бы эти обормоты не выложили свои, скажем так, чудачества, в сеть. Любителей позырить на скандальное home-video нашлись тысячи, и Псков в очередной раз прославился на всероссийском уровне. Не могли пройти мимо этого факта и правоохранители, которые немедленно приступили к расследованию происшествия.
А на днях стало известно, что двум участникам этих «посиделок» предъявлено обвинение в «насильственных действиях сексуального характера, совершенных группой лиц, в отношении несовершеннолетней, которая находилась в бессознательном состоянии». Максимальное наказание по данной статье может быть назначено до 10 лет лишения свободы. Понятно, что компания была большая, но на скамью подсудимых пойдут лишь те, кто достиг возраста, после которого наступает уголовная ответственность. Чем судья «сердце успокоит», покажет время, но уже сейчас можно сказать точно: этот случай долго будет аукаться наставникам юношества, которые в силу своих профессиональных обязанностей должны учить подрастающее поколение великому, доброму, вечному. И что же выясняется? Вдохновляющие примеры из родной литературы не работают, а стихи классиков из школьной программы, из которых можно почерпнуть некие моральные принципы, сегодня - в эпоху тотальной вседозволенности - оказались просто непонятыми.
В этой связи вспоминается и другой случай, когда судили парня лет 23, который через интернет соблазнил девочку-подростка. По словам следователей, местный казанова так и не понял, за что его судят: она ведь сама пришла! М-да… видно не читал парень письмо Онегина к Татьяне, а ведь там (если разобраться с точки зрения сегодняшней ситуации) точно такая же история. Увы, но теперь руководством к действию во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной являются похабные фотки, которые выкладывают нашенские поп-звездочки, чтобы продемонстрировать свои отрихтованные пластическим хирургом формы. Однако то, что можно, допустим, Наташе Королевой, которая вполне себе жена собственного мужа, и мечтает скабрезными снимками вернуть себе популярность (а вместе с ней, естественно, и доходы). И совсем непозволительно сие несовершеннолетнему «воинству», которому теперь этот поступок будет аукаться все оставшуюся жизнь. Такая она, наша диванная политика с аморальным уклоном.
Есть и еще одна тема, которая не дает спокойно жить трудовому классу. На этот раз она взрослая и не могла пройти мимо диванного ареопага. Вопрос, озвученный нашим экономическим экспертом Кузякиным, был поставлен ребром: будет ли жизнь у псковских профсоюзов, если с поста председателя регионального Совета «уйдут» Ульяну Михайлову? Найдется ли вождь, который возглавит протестное движение, и не за страх, а за совесть станет защищать права всех угнетенных членов профсоюза Псковской области? Пусть пока этот вопрос повисит в воздухе, потому что тут же следует напомнить, что скандал вокруг имени вышеупомянутого деятеля возник не вчера и на почве, казалось бы, меркантильной. Как хозяйствующий субъект, облсовпроф владеет недвижимостью. Он ее сдает, продает - делает все, что хочет. Вот и решил он пару месяцев назад отказать одному спортивному клубу в аренде помещения - не возбраняется законом. Но арендатор неожиданно поднял шум: за что? Да ни что, а за красивые глаза! - сказали ему в профсоюзах: плату вы вносите не вовремя, помещение запустили, не ремонтируете, сами кое-какие комнатки сдаете в субаренду и имеете с этого свой скромный, но вполне приличный бакшиш. К тому же мы нашли другого арендатора - трезвого поведения, готового тоже заниматься спортом в этих стенах, но для начала намеренного провести в них ремонт. И что тут началось!
Митинги, протесты, обвинения в презрении заповедей самого Владимира Владимировича, который по-отечески советовал всем (и профсоюзам тоже) заниматься спортом. Далее, по законам драматического жанра, защитники всех спортсменов и угнетенных вспомнили детей, которые бесплатно занимаются в зале - есть на Руси такая древняя традиция: когда платить надо, а не хочется, всегда обязательно кивают в сторону обиженных и угнетенных. И так далее и тому подобное… Тем не менее после неделикатной борьбы их все-таки выдавили с насиженного места, а Ульяне все покою нет - впереди областная конференция, где ей, как уже каркают пристрастные наблюдатели, якобы, обещают припомнить все. И этот злосчастный спортивный клуб в том числе… Усидит ли депутат в занимаемом кресле? Гадать по этому поводу не станем, а вспомним лишь опыт… поведения американской военщины в Сирии. Как только наши бомбы ложатся точно на голову их союзникам-террористам, так начинается информационный шум. Сразу находятся десятки проплаченных экспертов, которые с умным видом критикуют, предрекают, грозят всеми мыслимыми и немыслимыми карами - создают информационный шум, цель которого в том, чтобы самолеты больше не бомбили. Так и тут. Профсоюзы - не доллар, и всем нравиться не могут. Кстати, не так давно подобные страсти бушевали вокруг помещений, расположенных по адресам: улица Ленина,1 (Псков), улица Ленина, 23 (Великие Луки). В обоих случаях имущество отстояли, но и тогда, и сейчас причина возникающего противостояния очевидна – профсоюзы, дескать, гнут не туда. Ну не совпадает их генеральная линия с ультра-либеральной – гайдаровской - политикой, проводимой на местах под диктовку задыхающейся от зелени правительства г-на Медведева. Касается ли это защиты прав ветеранов педагогического труда или вполне успешной предновогодней попытки установить так называемую «социальную справедливость» по части отплаты коммунальных услуг. Другими словами, на профсоюзы сейчас давят: незримо, но довольно решительно, и хрен его знает, что из этого получится. Поэтому вопрос: будет ли в регионе профсоюзная жизнь во всей ее кипучести и непредсказуемости после, допустим, грядущей конференции – вопрос далеко не риторический.
Если же посмотреть на эту проблему с точки зрения главного пункта программы любой диванной партии, то и ее нельзя считать по-настоящему значительной в сравнении с событием по-настоящему эпохальным: встречей Патриарха Кирилла и Папы Римского. Мы посмотрели на это историческое сближение конфессий с нашей колокольни, а точнее – с колокольни недостроенного католического костела Пресвятой Троицы, что на Плехановском посаде. Напомню, возведение здания началось еще в 2001 году. И все время, пока рыли котлован и клали стены, патриархальный Псков сотрясали возмущенные возгласы адептов истинного православия. Они были решительно настроены против того, чтобы у католиков появился свой дом. Не лишнее замечание: первый костел был открыт в Пскове в 1803 году по именному указу Александра I. Однако мы отвлеклись…
Более того, в боевом рупоре местной Епархии газете «Благодатные лучи» появилась даже статья Владыки Псковского и Великолукского, митрополита Евсевия, в которой он заклинал и паству, и власти приостановить святотатство. Потребовалось вмешательство столичных инстанций, чтобы строительство прихода Пресвятой Троицы было благополучно закончено. Сейчас на самом берегу реки Псковы высится большое крестообразное (вид сверху) здание костела, которое, видимо, как и прежде не дает покоя блюстителям чистоты веры. Нашлись таковые и в городской администрации, потому что 20 сентября 2011 года на имя настоятеля костела, отца Кшиштофа Каролевского пришло письмо из городской администрации. В нем сообщалось, что муниципалитет «отказывает приходу в продлении разрешения на строительство здания Римско-католического храма. Основание - несоблюдение п.20 градостроительного кодекса РФ». При этом авторы этого грозного письма не могли не знать, что еще 18 августа 2007 года архитектором Пскова г-ном Славинским был утвержден проект территориального землеустройства границ земельного участка, где были отмечены границы самого храма. С начала истории прошло 15 лет, и все это время отец Кшиштоф не раз стучался в соответствующие инстанции (в том числе и в государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям) с просьбой о содействии в решение земельного вопроса, но безуспешно. На все запросы чиновники ему неизменно отвечали: молитесь и ждите. И нетерпение святого отца объяснимо, потому что 22 декабря 2010 года в приход поступило письмо от областного комитета по имущественным отношениям, где говорилось, что «строительство католического храма на указанном земельном участке не предусмотрено». И это несмотря на то, что сам митрополит Римско-католической Архиепарии Божьей Матери в Москве архиепископ Павел Пецци лично приезжал в Псков (это случилось 7 декабря 2010 года) и просил руководство области о содействии. В ответ папский легат услышал от высокопоставленных чиновников уверения, что все решаемо, а задержка вышла из-за нерадивого работника областного комитета по имущественным отношениям, допустившим волокиту.
Есть такое подозрение у наших диванных политиков, что стрелочник был придуман, дабы пустить пыль в глаза недотепам-иностранцам, которые не понимают генеральной линии нашей партии. Чтобы пустить их по ложному следу, потому что с тех пор ничего так и нет произошло. А точнее вопрос о земле под католическим храмом остается не решенным и формально он как бы подвешен в воздухе: здание принадлежит церкви, а земля – стране. И эта самая «страна» - читай, чиновники - в упор не понимает, в чем проблема. С нашей же диванной точки зрения, очевидно, что потепление отношений между двумя ветвями христианства, могло бы коснуться и псковских окраин. А жестом доброй воли стало бы разрешение (как и было обещано еще шесть лет назад!) земельного вопроса. Мы, конечно, сильно сомневаемся, что к нашим доморощенным аналитикам прислушаются, но посмотреть, что будет дальше, впишутся ли в общую тенденцию местные православные -оченно даже будет интересно.
И теперь по традиции об искусстве… Слушатель, привычный к нашим прыжкам от темы к теме, сразу поймет, что речь сейчас пойдет о Пушкинском фестивале, который только-только завершил свою работу в областной столице. Встречали гостей изо всех волостей и пиарили, как из ведра! Право слово, было за что! К нам приехали такие имена и коллективы, которые без всяких скидок составляют цвет театрального искусства России. И неизбалованный псковский зритель мог насладиться (за свои кровные) пиром духа, который целую неделю продолжался в Псковском Академическом. О самих спектаклях умолчим – мы тут не критики и тягаться с ними не будем, чтобы сравнивать в анализе сверхзадачи, решаемые режиссерами. Другой вопрос нас взволновал: а чего это псковичи так робки оказались на этом театральном ристалище? И вообще, откуда в нынешней клаке-тусовке мнение о том, что наш театр сейчас велик как никогда, а раньше был полный отстой. Позвольте возразить.
Раньше, например, народный артист России Вадим Радун ставил спектакли практически к КАЖДОМУ фестивалю, и у него таковых было на счету больше десятка – 13 штук, если быть совсем точным. К слову, с одним он только не совладал: с «Медным всадником», о чем потом откровенно труппе и признался. Зато его другая постановка «Россия, встань и возвышайся!» (по пушкинской «Полтаве») была очень тепло встречена и критиками, и прессой. В последние годы творческое руководство театра сильно не светится на подобного рода мероприятиях – выступили с «графом Нулиным» и, слава Богу, что никто теперь никто не вспоминает. А нынче даже не посчитали нужным просто поприветствовать гостей фестиваля. По неписанным законам гостеприимства сие вообще-то недопустимо. Или - проще говоря – банальное неуважение и никакими творческими дерзаниями его ни объяснить, ни оправдать нельзя.
Нынче за всех отдувался руководитель Театрально-концертной дирекции Дмитрий Месхиев. Он и цветы преподносил, и дипломы вручал – молодец, но вот спектакли ставить (и тем более к пушкинскому фестивалю) явно не его работа. По всему видно, что нынешнее творческое руководство еще продолжает определяться с тематикой, размышлять, что тоже можно считать работой. Не будем и мы на диване возражать против такого времяпрепровождения, потому что сами вечно в раздумьях мучаемся. Единственный вопрос все-таки у нас остается: созреют ли они в своих творческих исканиях к следующему году, порадуют своих – хочется верить – земляков и поразят ли коллег дерзновенными духовными откровениями? Оставим эти вопросительные знаки висеть в воздухе и закончим нашу сегодняшнюю программу.
Всех благ и всем удачи.
Юрий Моисеенко