Сегодня: Вторник, 12 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
«Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ ЖК «Спортивный квартал» от группы компаний «Стройиндустрия» Псковичи могут встретить Новый год в новой квартире Топ-3 зимней обуви Масло со скидкой! Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Доверие клиентов TeleTrade Европа Плюс бьет рекорды Лучшая интерьерная печать в Пскове Врачевание не просто работа



Модернизация по-простому

09.11.2011 18:47 ПЛН, Псков

Сергей Вик. Васильев

Я уже забыл, когда и какую книгу покупал в последний раз… Это было еще летом. Или даже весной. И газеты с журналами я сейчас тоже практически не читаю – не из-за советов профессора Преображенского, не потому, что мне лень дойти до ларька с периодикой или потому, что мне жалко пару десяток – и даже не из-за «просто: не хочу» того же персонажа булгаговской повести. Просто на все это мне банально не хватает времени.

Времени не хватает и на «ящик» (вот только по этому поводу, я, пожалуй, и не слишком расстраиваюсь: утренние семичасовые и вечерние одиннадцатичасовые новости удается поглядеть – и хорошо). Не хватает заветных часов и минут также на знакомство с местной культурной жизнью, какая бы она ни была, на общение с друзьями и даже на то, чтобы проведать маму, сестру, бабушку с тетей… Постоянно: или работа, или «халтура», или рутинные домашние заботы, от которых тоже не убежишь.

Но – парадокс! – все то, на что мне не хватает времени, вообще-то должно быть неотъемлемой частью моей профессиональной деятельности. Я должен быть в курсе не только общих политических, экономических, спортивных, культурных, криминальных и прочих новостей, ежедневно проходящих через горнило ленты новостей, но и того, что на бытовом уровне волнует общество, о чем говорят в умных и не очень ток-шоу или на кухнях, чем живут, в конце концов, мои близкие. То есть, не находя времени на досуг, я сам себе копаю ямку профессиональной профнепригодности.

Но ладно бы один я – на те же «симптомы» жалуются и многие из коллег и знакомых, кто умеет распределять свое время, думается, гораздо лучше меня, но кому все же не посчастливилось трудоустроится на работу «с гибким графиком» и уймой свободного времени.

При этом нет-нет да и пожалуются такие мои знакомцы на то, что некуда в Пскове сходить, нечего посмотреть, в книжных магазинах кроме детективно-беллетристического мусора – нечего купить почитать etc. (Все это неожиданно обнаруживается в тот момент, когда время свободное все же появляется - а такая карта, конечно, выпадает почти всем, просто слишком уж нерегулярно). И вот во время таких жалоб необходимо напоминать себе и окружающим основы экономической теории, по крайней мере основные постулаты которой не забылись еще с университетской скамьи. А именно - что спрос рождает предложение. Но кто же является основным потребителем всех тех интеллектуально-развлекательных услуг, как не те же коллеги-журналисты, дизайнеры, художники и музыканты, учителя и прочие представители «творческой интеллигенции»? И если они не могут обеспечить постоянного и регулярного спроса на всю эту культурную «дольче вита», то откуда ж ей в наших провинциальных северных широтах взяться?

В общем – замкнутый круг: или нет времени у потребителей – и, значит, нету рынка, или время у потребителей имеется, но тогда не достает денег – а рынка опять таки нет.

Между тем, заокеанские исследователи не так давно вывели понятие «креативного класса». Авторство термина, рушащего упрощенную классическую марксистскую схему и устаревшие идеи про движущую силу «среднего класса», принадлежит американскому социологу Ричарду Флориде. Профессор выделил новый «креативный» класс не по отношению к средствам производства и не по его потребительской способности, а по экономической функции, заключающейся в создании нематериальных активов, приносящих материальные дивиденды.

К представителям этого класса, по Флориде, относятся люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, которые создают новые идеи, новые технологии и продукты креативного содержания. Поскольку ученый рассматривает «креативность» (то бишь способность к созданию нового) как экономическую, а не социально-культурную функцию, к этому новому классу он относит и обширную группу специалистов, работающих в бизнесе и сфере финансов, юриспруденции, здравоохранения и других смежных областях деятельности – всех тех, кто занимается решением сложных задач, для которых требуются независимость мышления и высокий уровень образования. То есть сюда же относятся помимо представителей «традиционно» творческих профессий и инженеры, и IT-специалисты, и предприниматели.

Ученый не просто назвал интеллигенцию – гуманитарную и техническую – новым словом, включив в него еще и предпринимателей, но и провел масштабные исследования, которые показали неожиданные результаты. Так, увеличение доли креативного класса в общей структуре населения даже на один-два процента  через достаточно короткий промежуток времени приводит к заметному росту валового продукта региона. Причину этого феномена Ричард Флорида видел в том, что креативный класс как самая прогрессивная и притязательная часть общества изменяет окружающую их действительность и подталкивает пресловутую «модернизацию экономики».

Но это там – у них. Так что необходимо учитывать нашу «ментальную» разницу. В США, например, люди – тем более креативного класса – гораздо «легче на подъем» коллег из России, и готовы переезжать за рабочими местами из региона в регион: главное – туда, где им комфортнее жить. Важным показателем, при этом, является свобода (свобода вообще и по отдельности во всех возможных сферах), а также возможность (и, добавлю, потребность остального общества) в самовыражении «креативщиков». И вот Флорида, проанализировав, видимо, кучу документов и отчетов, пришел к странному выводу: там, за океаном, экономически успешнее – за счет увеличения доли креативного класса – те штаты, где законодательство и политика властей максимально либеральны и толерантны. Странным этот вывод для нашего брата делает только тот факт, что степень либеральности и толерантности ученый вычислял по лояльности к всевозможным «сексуальным меньшинствам».

Ну да не о причудах жителей звездно-полосатых штатов речь… У нас-то – свои причуды имеются. Например, что вопреки мировой практике, в России рубль, вложенный в нематериальные активы, приносит 4,16 рубля, тогда как в материальные - 9,04 рубля: в 2 раза больше!

Или вот еще одна – согласно данным того же Ричарда Флориды, Россия располагает вторым по численности в мире креативным классом - порядка 15 млн человек. Но по показателям, отражающим роль этого класса в жизни общества и экономике страны, мы занимаем в специальном рейтинге лишь 25-е место. И я сомневаюсь, что за последние 3 года государственного «курса на модернизацию» что-то принципиально изменилось. Разве что «чемоданное настроение» в среде «мозговитых» только усилилось – об этом сейчас не говорит и не пишет только ленивый.

Некоторые представители «креативного класса» и вовсе «отчалили» в другие страны в поисках лучшей жизни. «Что ищет он в стране далекой, что бросил он в краю родном?» Один из соотечественников - дизайнер (как раз – креативный класс), по примеру наших миллиардеров отправившийся на берега туманной Темзы, так описывает свой новый рабочий день: «Начинается не позже 9 утра и заканчивается ближе к шести, иногда раньше. Такие стандартные условия труда и порядок, дают приличную свободу по вечерам, кажется что день длится в два раза дольше. Как-то утром я получил мягкий выговор от директора одной студии, за опоздание на 15 минут. Смех-смехом, но ситуацию разрешили очень деликатно: я предложил с удовольствием потратить на обед 45 минут, вместо положенного часа».

Денег этому дизайнеру, судя по фотографиям в его интернет-дневнике, вроде хватает. Да и свободы творчества – а заодно и потребности в его работе – тоже. В общем, есть рынок, у него есть досуг, который этот человек тратит на прогулки по лондонским улочкам с фотоаппаратом, на посещение интересных заведений и туризм, на изобретательство…

А у нас по телевизору все про модернизацию, удвоение ВВП (вновь воскресшее было в СМИ), миллиарды, вложенные в какие-то туманные как Темза проекты и т.п. Все это уже подается – и, соответственно, воспринимается – как цель: модернизировать экономику, развивать нанотехнологии, компьютеризировать школы… Зачем это нужно - не говорят.

Ведь все это не может быть целью, потому что тогда это такой же бред, как искусство ради искусства, наука ради науки, а прогресс ради прогресса. Все эти глобальные и не очень задачи должны быть всего лишь средством для улучшения жизни каждого конкретного гражданина. Вот, если у нас в экономическом законодательстве уберут все те мешающие (как говорят) барьеры, и зарплаты поползут вверх – и тогда не придется сидеть на работе часами и браться за любые «халтуры», чтобы получать более-менее нормальную зарплату, – тогда я пойму, что вот она: модернизация и все остальные красивые слова.

Сергей Васильев

Источник: Псковская Лента Новостей





 

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Loading...


Голосование

За кого вы проголосовали бы на выборах президента?



















Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31