Всего-то месяц остался до очередного празднования вот уже третий год как главного псковского праздника - Масленицы. С легкой руки «карнавальных дел мастера» Игоря Гаврюшкина языческие проводы зимы в Пскове с 2010 года наречены «всероссийскими», подо что и получают ежегодное многомиллионное финансирование из областной казны. И это - самый лучший маркетинговый ход для продвижения праздника «на внутреннем рынке»! Как-никак, тысячи любопытных приходят поглядеть хотя бы на то, «куда вбуханы деньжищи», - дабы затем еще месяц-другой рядить-судачить в курилках, на интернет-форумах, кухнях и прочих завалинках, стоило ли те самые мильёны оприходовать.
Из стана критиков дружным хором раздаются неудобные вопросы: если «Всероссийская Масленица» объявлена «нашим всем» в битве за туристов, то где же результат? Ведь соцопросы показывают, что - в основном - на местной масленице гуляют сами псковичи, да еще немножко посетителей приезжают из столиц - белокаменной и белоночной.
Организатор первых двух маслениц г-н Гаврюшкин отбивался от этих нападок интересными аллегориями: мол, это как английский газон, который надо стричь и поливать 200 лет - зато потом великолепный результат… Что ж, говорят же: если долго мучиться - что-нибудь получится.
Глупо спорить, что, если наша область хочет вернуть себе хотя бы позиции советских лет в области туризма, необходимы многолетние целенаправленные усилия по раскрутке местных «турбрендов». И последние года два это, слава Богу, вроде бы делается. Областные власти расширяют и уплотняют событийный туристический календарь, финансируют крупные проекты во главе с пресловутой «комоедицей» (как иначе называется масленица). Но тут нужно определиться с главным - а тот ли сорт газона посажен? Масленица ли - лучшая идея для приложения сил и вложения средств, чтобы туристы бронировали номера в псковских гостиницах за пару месяцев - «пока еще есть свободные»?
Как почти во всем и всегда, однозначного ответа тут нет. Зимний праздник, чтобы «пиариться» на всю Россию, выбран не случайно. В «низкий сезон», который на Псковщине занимает более полугода, критично важно «подкидывать дровишек» в местный, как сейчас модно говорить, туристский кластер - чтобы отрасль развивалась и не так страдала от сезонности. Иначе - если по полгода музеи и гостиницы стоят полупустыми - ни низких цен, ни хорошего сервиса, ни современных технологий в этой сфере у нас не будет, сколько миллионов не вкладывай. Так что в этом смысле «Масленица» важна - и еще как! И «дивиденды» тут глупо считать тем, сколько безделушек на ней было куплено, и на сколько рублей пива выпито да шашлыков съедено.
С другой стороны, раскручивать бренд праздника, который отмечают в любой захудалой деревне, применительно к какому-то конкретному городу - как минимум трудно… В тех же столицах тоже устраивают массу не менее масштабных празднеств. Да еще и Ярославль не к месту вдруг вспомнил, что раньше Пскова «занял тапки» «главной масленицы страны» - и нынче намерен у скобарей звание «всероссийского» праздника отобрать.
Тут, как раз, и автор идеи г-н Гаврюшкин «поливкой газона», видимо, решил не заморачиваться: не благодарное это дело, только знай хают в интернете. Тем паче к 1150-летию Изборска готовиться надо… Как заявил председатель госкомитета региона по культуре Александр Голышев, организатором Всероссийской Масленицы в Пскове-2012 будет Псковский областной центр народного творчества, а главным режиссером, соответственно, представитель этого центра - Лидия Чечельницкая. Это значит, что на псковской масленице, скорее всего, будет еще больше всевозможных «забавных» и «зажигательных» выступлений местных народных коллективов вместо каких-то неожиданных и современных представлений. Тогда, спрашивается, зачем туристу ехать в Псков, если и у него в городе этой «развесистой клюквы» - вагон и маленькая тележка?
Бюджет масленицы нонеча - 7 миллионов, как и в прошлом году (это если верить официальным заявлениям - потому что, как правило, работы по подготовке и проведению праздника разбиваются на несколько конкурсов).
Для сравнения - на эти деньги можно проводить сразу 7 праздников формата, например, того же «Дня Скобаря». Который, если верить соцопросам и отзывам СМИ, оказался очень успешным. Вот, например, аналитики из «Института регионального развития» отмечали: «Такие мероприятия, как «День Скобаря», гораздо меньше по бюджету (по сравнению с Всероссийской масленицей – прим. авт.), но они создают так называемый календарь праздников, которые могут стать традиционными и системными». И, добавил бы я, они, в отличие от Масленицы, «продвигают» Псковскую область как турбренд: незачем ехать в регион «столицы Масленицы» в январе или летом, зато если это какая-нибудь «кузнечная столица» с интересным музеем и возможностью самому «скобу сковать» - то поездка всегда уместной будет. Зимой, кстати, «кузнечная» тема уместной была бы очень даже - в кузне же, ведь, всегда погреешься…
И вот если каждый из 7 месяцев (с октября по апрель) «низкого сезона» в регионе будет проходить какое-нибудь интересное мероприятие, то и газон стричь не придется… Тем паче, что один голый газон быстро приедается - как овсянка.
Сергей Вик. Васильев