Так уж повелось: в Пскове культура – это политика. Основной ее объект и основное содержание...
Оттого ли, что в пору своего расцвета город в междуречье Псковы и Великой был форпостом русской православной культуры на границе с враждебными ему рыцарскими католическими землями, а потому особенно оберегал, хранил и кристаллизировал ее всем своим существом (и при этом, конечно, диалектически впитывал культуру европейскую)?..
Оттого ли, что собственно политика в Псковской губернии еще со времен заходившего в местный почтамт гражданина Ульянова (Ленина) по большому счету «и не ночевала»?.. (Нет, ну, конечно, мышиная околовластная возня в любом, поди, населенном пункте имеется – вчерашнее нападение на главу Опочки тому пример, - да вот только любые телодвижения в гулких коридорах администраций интересны и значимы лишь для членов небольшого «закрытого клуба по интересам».)
Так или иначе, но в псковских горячих головах разномастных оппонентов кровь начинает по-настоящему пульсировать лишь когда дело касается местной истории и культуры. Что, конечно, подтверждает очевидный факт: культура и история – единственная реальная наша ценность и «капитал»…
Достаточно вспомнить затяжные бои администрации региона с профсоюзами за здание Консистории, «битву» за Золотую набережную, за Площадь Десантников без высоченного дома, скандалы в связи с подготовкой юбилея Изборска, скандалы в Себеже из-за Замковой горы… И, конечно, последняя «пища для дискуссий» - баснословная по финансовым меркам реконструкция набережной Великой в областном центре, которая стала притчей во языцех еще на стадии разработки проекта за полтора десятка миллионов…
На прошлой неделе в топку подбросили дровишек. За забором, которым пытались прикрыть от любопытных взглядов реконструируемую набережную, строители начали раскапывать памятник истории – Покровский бастион. Депутат и зампредседателя ВООПИиК Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) это заметил – и понеслось… Закрытое совещание с губернатором, затем уже открытая пресс-конференция – все, чтобы погасить конфликт: строители, де, напутали, и будут наказаны. Но было уже поздно – г-н Шлосберг каким-то образом получил почти полный пакет рабочей документации по проекту и обнаружил там массу огрехов, начиная с того, что Покровский бастион вообще не был обозначен как охраняемый объект: холм как холм… Заодно он к тому времени уже успел пройтись по «стройплощадке» с фотоаппаратом и запротоколировать, что возле крепостной стены спилено множество лип и вязов регулярной посадки 60-х годов, тогда как в проекте они значились обычным самосевом тополей, подлежащих сносу…
И пока в столице «рассерженные горожане» выходили навстречу ОМОНу из-за политики, в Пскове прошла своя «контрольная прогулка» - уже по «культурно-историческому» поводу. Давеча группа «неравнодушных граждан», среди которых местные общественники, блогеры, журналисты – всего около 30 человек – устроила променад по набережной, чтобы еще раз подтвердить: деревья спилены, в проекте это были тополя – на деле вязы…
Инициатор акции, создатель сайта «Разумный Псков» Юрий Стрекаловский пояснял: участники «похода» не против реконструкции - они против спила нормальных деревьев. В памяти тут же всплыла история года 2010-го, когда скандал разразился по подобному же поводу – но в Детском парке…
Во всей этой истории смущает одно – большой скандал возникает уже всего из-за нескольких погубленных деревьев. И не каких-нибудь совсем уж мемориальных «великанов» наподобие дуба в Тригорском, и не какого-нибудь «дендропарка» вроде Химкинского леса – а, в общем-то, из-за спила обычных «зеленых насаждений», взамен которых все равно собираются посадить новые. Отчего тогда столько шума?
Корень всех этих проблем в том, что градостроительной политики, на которую столь часто ссылаются и «защитники старины», и «сторонники прогресса», в Пскове de facto просто не существует. Есть «исторически сложившаяся» основа, защищенная частоколом «охранных грамот» - с одной стороны, и есть желание властей привлекать инвесторов и пополнять бюджет – с другой.
А вот цельного видения, каким должен быть город, ни у кого нет: потому что равно как нельзя считать таким видением планы по «капремонту» города под нужды туриндустрии, так нельзя считать целостной концепцией и идею «оставить все как есть».
Да, когда инвестор или чиновник считает, что нет ничего дурного в том, чтобы выстроить очередной новодел напротив седых псковских стен - сразу вспоминается Есенин, которого после поездки в Америку и смешило, и коробило от признания тамошнего «аборигена» о том, что у них свой Парфенон есть – «гораздо новей и лучше!» Но и когда поднимается крик из-за нескольких спиленных вязов, то это выглядит как «протест по определению».
Совершенно очевидно, что при таких диаметрально-противоположных «вводных» диалога между оппонентами быть не может в принципе – как говорили римляне, «Contra principia negantem disputari non potest» («С отрицающим основы не спорят»).
Сравните: еще в прошлом году был скандал из-за того, что на месте «Танкового училища» (здания бывшего психдиспансера) хотят создать гостиничный комплекс с общественными пространствами и кафе. Тогда псковские археологи и архитекторы на совете при губернаторе подвергли проект страшной обструкции, напомнив инвесторам, что при всех охранных зонах, действующих возле Покровского угла, здание даже реконструировать нельзя – можно лишь дождаться, пока оно обветшает и превратится в руины. Duralex, но – закон…
В ответ появился новый проект охранных зон, в котором защитники исторического облика Пскова усмотрели не то что лазейки – лазеищи! – для того, чтобы инвесторы все же могли умудриться «поработать» в историческом центре города. Да еще и сити-менеджер Петр Слепченко не так давно объявил о планах администрации превратить Окольный город Пскова в нечто, напоминающие районы «старого города» в Риге и Праге. А для этого, мол, вполне возможно целый квартал в районе главного здания ПсковГУ (вероятно – место, где сейчас располагается единственный псковский рынок) отдадут под «комплексный инвестиционный проект»: даже представить страшно, сколько споров и скандалов будет, если «руки дойдут»…
В общем, нашла коса на камень – с одной стороны требования рынка и экономики, с другой – мотивы охраны исторического наследия. Запрячь в одну телегу «коня и трепетную лань», как известно, «не можно»… Вот и губернатор Санкт-Петербурга Полтавченко это признал: на недавнем отчете перед депутатами тамошнего ЗакСа он заявил: «Исторический центр Петербурга не должен быть одновременно и центром деловым»: необходимость вывести зону деловой активности за пределы исторического центра связана, по его словам, с тем, что авторы большинства бизнес-проектов в этом районе города «уже совершили в прошлом немало градостроительных ошибок».
«Генеральный план должен быть законом, он не может быть либеральным. Рынок хорошо расставляет всё по местам в экономике, но в градостроительстве мы не получили от рынка ничего, кроме градостроительных ошибок», - заявил на той же встрече с парламентариями Полтавченко.
И все же, и все же… Коварные свойства сельскохозяйственного инструмента под названием «грабли» известны давно, но так уж устроены люди: сколько не слышат про это, а все-одно набивают себе шишки. Завтра в Пскове пройдет очередное заседание градостроительного совета города, которое, можно смело утверждать уже сейчас, в очередной раз напомнит анекдот про Фурцеву советской поры (где - «Зачем Советскому Союзу министерство культуры, если самой культуры нет?»)
Пока в споре между «инвестициями» и «аутентичностью» в деле развития города, как туристического центра, власти и общественники не найдут золотую середину и не договорятся о компромиссах, местному гражданскому обществу будет, чем заняться. Помимо набережной, власти взялись за Детский парк, а недавно был представлен и проект реконструкции набережной Псковы от Советского моста до Финского парка включительно…. Там много деревьев!
Как говорил Сенека, кораблю, капитан которого не знает, в какой порт он путь держит, никакой ветер не будет попутным…
Сергей Вик. Васильев