Мировые новости с прогнозами глобального продовольственного кризиса (читай, голода) из-за дефицита пшеницы и роста на нее цен заставляют обывателя вздрогнуть и пересчитать пачки с макаронами в домашних запасах. Надо ли срочно пополнять припасы и чем? Обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера поговорила с местными производителями еды. Она выяснила, правы ли те, кто утверждает, что свинокомплексы избавляются от поголовья из-за нехватки кормов, чем закончилась посевная на картофельных полях, из-за чего образовался дефицит малины и будет ли все-таки хлеба в достатке.
По интернет-пабликам несется информация о скором фатальном подорожании свинины. Якобы из-за дефицита импортных кормов производители уничтожают поголовье. Поэтому мяса на рынке много. Но как только резать станет некого, холодильники опустеют, и цены улетят в космос.
Руководитель свинофермы «Идаванг» из Островского района Татьяна Шарыгина говорит, что эта дезинформация «абсолютно не соответствует действительности». И подтверждает, что свинины в самом деле переизбыток. Но дело не в кормах.
«"Импортные корма" - смешно звучит. Есть премиксы, маленькие добавки с витаминами и минералами, - объясняет аграрий. - Они иностранные, но их можно заместить. Национальный союз свиноводов на недавнем совещании подтвердил, что Россия обеспечена свининой полностью. Более того, есть некоторый избыток, который раньше направлялся на экспорт. То есть можно говорить о перепроизводстве. Скорее, есть опасения, что придется работать себе в убыток из-за затоваривания».
Питаются островские свиньи местным кормом. В прошлую уборочную «Идаванг» вошел в тройку лидеров по производству зерновых и масличных культур вместе с пушкиногорским «Тригорским» и соловьевским «ПсковАгроИнвестом». Масличные культуры - это рапс, вместе с пшеницей он составляет основу рациона хрюшек. Татьяна Шарыгина отмечает, что продовольственную пшеницу, то есть такую, из которой можно испечь хлеб, в Псковской области в теории можно вырастить. Для этого нужно жаркое лето, вроде прошлогоднего. Угадать невозможно, поэтому Псковская область традиционно специализируется на животноводстве, а зерно фермеры растят фуражное, то есть кормовое.
Хозяйство «Витязь» в Печорском районе продает картофель и в магазины, и напрямую едокам. Посевную в этом году завершили на площади 400 га, все еще продают остатки прошлогоднего урожая.
«Будет-будет картофель, не волнуйтесь. В этом году точно будет, если природных катаклизмов не случится, - делится осторожным прогнозом Галина Вороненкова из «Витязя». - А в следующем году или через два-три нужно волноваться о запчастях и оборудовании в хранилище».
Урожай этого года продавали от 10 до 40 рублей за кило. Сколько будет стоить сетка картошки нынешней осенью, производитель предрекать не берется.
«Все работают в рынке, у нас уже давно капитализм, - напоминает Галина Вороненкова. - Если не зафиксируют на продовольствие цены, они будут рыночные. А какой будет рынок, никто вам не скажет».
Выходит, что мясо и картошка в Псковской области будут. А что с хлебом? Раз сами мы не выращиваем продовольственную пшеницу, значит, хлебозаводы работают на ввозном сырье. В конце мая в ООН заявили, что мировых запасов зерна хватит на 10 недель. Что дальше? А дальше уборочная, новый урожай к концу августа уже созреет. На основе данных о посевной президент России Владимир Путин допустил, что будущий урожай станет рекордным.
«В этом году ожидается хороший урожай. По оценкам специалистов, конечно, это предварительные оценки, но все-таки, сбор зерна может составить 130 миллионов тонн, в том числе 87 миллионов тонн пшеницы, - сказал глава государства. - Если так произойдет, а мы будет рассчитывать именно на это, то это станет рекордом за всю историю России. Это позволит не только с запасом обеспечить внутренние потребности, но и нарастить поставки на глобальный рынок для наших партнеров, что очень важно для мировых продовольственных рынков».
Эксперты предрекают голод, в первую очередь, в Африке, где пшеница не растет. Дефицит подогревает не только невозможность поставок из Украины (выходы из портов заминированы, российская сторона заверяет, что не может добиться от украинской начала работы по разминированию), но и засуха во Франции (один из крупнейших мировых поставщиков) и в Индии (поставщик некрупный, но вместо экспорта страна сама начнет ввозить зерно). Пока что запрет вывозить зерно из России действует до 30 июня. Премьер-министр Михаил Мишустин обосновал его потребностями внутреннего рынка.
«Никакого кризиса по хлебу не наблюдается, - рассказывает, как обстоят дела на местном производстве, Любовь Котова, замдиректора Псковского хлебокомбината. - У нас нет критической ситуации по сырью, об этом можно говорить на два-три месяца вперед. Думаю, пугают беспочвенно».
Она не рекомендует делать домашние запасы муки:
Хорошо, с хлебом тоже разобрались. Что насчет пирожных? Руководитель сети кондитерских и бистро «Миша» Михаил Пасько говорит о совершенно неожиданном дефиците: пропала малина. Из восьми десертов с этой ягодой в меню заведений остался один. Неурожай прошлого года, плюс санкции нынешнего — на рынке остались только ягоды из Китая по цене 1000 рублей за килограмм против прежних 500.
«Если будут возможности по хранению, купим ягоды в сезон, - делится Михаил Пасько стратегией предстоящих действий. - Мы с клюквой так уже делали, брали 300-400 кг в сезон по 120 рублей, а она сейчас в районе 200. Чтобы удержать цены, ищем новые говяжьи части вместо вырезки, она уже вместо 1000 рублей стоит 1800 или 2000. Мы не можем отказаться от основных продуктов: масла, муки, сахара, шоколада. Цены подняли на несколько рублей в конце февраля, за два дня до всех событий. В итоге, не смогли перекрыть подорожание продуктов, а дальше поднимать цену некуда, останемся без посетителей. Чтобы не потерять гостей, теряем прибыль».
Он не видит большого смысла в личных продуктовых резервах и напоминает, как запасливые россияне обрушили цены на сахар. Сначала они взлетели до небес, потом сладкие кристаллы и вовсе пропали с полок. Вернулись по сниженной цене, но не к прежним цифрам.
Как дорожают продукты, лучше всего знают те, кто их продает. Дефицита не предвидится, а рост цен заметный, подтверждает Ольга Дубровская, замдиректора компании «Ивица».
«Производители мясных консервов вчера прислали уведомление о росте на 30%, - рассказывает она, как на глазах меняются ценники. - Но они с начала года держались, не повышали, а другие по 5-10% регулярно добавляли. Пока вообще не подорожали только макароны одной марки, все остальное поднялось на 20-30%».
Пугающие заявления политиков - во многом голодные игры на эмоциях обывателей. Продукты будут. Но цена на них, действительно, под вопросом. Так что если на фоне глобальных новостей резко захотелось наполнить чем-нибудь кладовку, стоит держать в голове несколько вещей: голод отменяется, а большой экономии на паре пакетов риса и банок тушенки ждать не приходится. Нервы такая закупка, может, и успокоит, но это и весь эффект.
Юлия Магера