Новости партнеров
Экономика

Сергей Биговчий: Без помощи администрации типографии не выжить

19.04.2011 19:53|ПсковКомментариев: 175

Чуть больше недели назад Сергей Биговчий официально был назначен временно исполняющим обязанности руководителя Псковской областной типографии. При этом о его - тогда еще неофициальном - возвращении в типографию после 6-летнего перерыва стало известно еще в начале марта. Сергей Биговчий дал эксклюзивное интервью корреспонденту Псковской Ленты Новостей, в котором рассказал о реальном состоянии дел в типографии, причинах упадка отрасли в Пскове и планах по спасению «тонущего корабля».

«Область может лишиться своей типографии»

- Почему вы согласились вернуться?

- Не знаю, мне просто это интересно. Хотя, я, честно говоря, ожидал, что предприятие немножко в другом состоянии. Если говорить прямо, на сегодняшний день она в предельно критическом состоянии.

Фактически, на предприятии сейчас работают порядка 100 человек. Собственник в лице администрации Псковской области озабочен сложившейся ситуацией, поэтому твердо обещает оказывать поддержку для его спасения.

Потому что в противном случае область может попросту лишиться областной типографии, которая существует с 1803 года – именно тогда появилась первая губернская типография, историческими правопреемниками которой мы являемся.

Без процедуры финансового оздоровления и без помощи собственника предприятие не заработает. Но даже если мы получим помощь, нам понадобится минимум 2-3 месяца, чтобы «Псковская областная типография» смогла нормально работать.

- А областная администрация уже выразила готовность оказать прямую финансовую поддержку?

- Сейчас изучаются механизмы и финансовое состояние, которое, повторюсь, удручающее. Я надеюсь, что рано или поздно будет серьезная проверка. Хотя здесь были достаточно квалифицированные проверки - но это были проверки бухгалтерские. А утечку, скажем, в 40 тонн бумаги может увидеть только человек, работающий в отрасли. Я, например, отчетливо вижу, где могли быть допущены злоупотребления, о чем и готовится доклад руководству. В формате «борьбы с коррупцией», я думаю, оно обязательно примет надлежащие меры.

- В каком состоянии сейчас находится производство? Оно практически остановлено?

- Нет, мы работаем – но приблизительно на треть от нормальной загрузки.

Минимальный объем производства в месяц, чтобы мы могли оплачивать все наши регулярные траты – порядка 3 млн. Хорошо – 4 млн. Теоретически, в будущем можем выйти миллионов на 5, но при благоприятной конъюнктуре.

- Какие первые шаги будет необходимо предпринять?

- Сначала нам надо отремонтировать оборудование и как-то выйти на карту Псковской области. На сегодняшний день – вдумайтесь – областная типография не выполняет никаких (!) псковских заказов, как это не удивительно. То есть, типографии нет на карте псковской промышленности - исчез весь этот пакет заказов: газеты, карты, схемы, планы, бланки, рекламные буклеты. А это все то, что раньше кормило предприятие.

Ну а, помимо ремонта, надо, конечно, сейчас попросту выплатить людям зарплату, заплатить налоги, а дальше уже оглядеться и развиваться - смотреть стратегически.

- А если «взглянуть стратегически»: какое оборудование в первую очередь придется докупать, какую линию запускать?

- Не нормальная ситуация сложилась, когда практически все местные газеты печатаются не здесь, а – кто в Питере, кто в окрестностях Псковской губернии. Поэтому мне, естественно, хотелось бы установить, в первую очередь, хорошую современную цветную газетную печатную машину, соответствующую потребностям местных изданий. Да, на сегодняшний день типография не готово это сделать. Но реально – это такой проект будущего.

«Книга вынашивается как ребенок – 9 месяцев»

- Если говорить о заказах и заказчиках: кто-то из «ваших» бывших клиентов вернулся в типографию сейчас, после новости о вашем возвращении?

- Понимаете, какое тут дело… Разрыв между тем, что сегодня может делать типография, и тем, что нужно сегодня заказчикам, - чудовищно огромный. Какой-то пакет заказов московских я, допустим, принесу, но… прежде надо отремонтировать оборудование. Потому что сейчас типография попросту не в состоянии повторить то, что делала 6 лет назад. Она сосредоточилась на производстве фактически нескольких типов достаточно простой продукции.

Я не буду сейчас осуждать по этому поводу бывшее руководство – возможно, у него конъюнктура рынка была такая. По сравнению с временем середины 2000-х ситуация вообще глобально изменилась.

Да, может быть удобно, когда ты молотишь в неделю 20 тонн бумаги. Но тут есть стратегическая опасность: в один прекрасный момент издательства, которые тебя загружали активно, выключают рубильник заказа и начинают типографию банкротить. А ты беззащитен, потому что выстроенная стратегия предприятия не позволяет перестроиться быстро: выключили «рубильник», и через месяца 2-3 все начинает сыпаться – с другими заказчиками отношения испорчены, или просто оборудования нужного и специалистов нет. Такие механизмы были опробованы там, в Москве, и в других регионах.

Ну хорошо, что тут собственник – государство. И никто не захочет связываться с государством и затевать схему запуска процесса искусственного банкротства. Но немало подмосковных типографий подобным образом прибрали к рукам мегамонстры издательства.

На сегодняшний день типография очень уязвима вот этим зацикливанием на одном сегменте продукции, которую она может делать. Из-за чего посыпалась советская промышленность? Она была немобильна: делали люди автоматы, а вдруг понадобились кастрюльки – и все эти предприятия посыпались.

У нас сегодня такая же проблема: типография фактически может делать только брошюры. И, как правило, их у нас сейчас заказывают издательства, выпускающие образовательную литературу. А там тоже сейчас происходит некая ломка. Так что конъюнктура для нас неблагоприятна.

Но ничего – попробуем выжить.

- Раз уж вы упомянули Москву: расскажите, чем там занимались?

- Я был заместителем директора издательства «Молодая гвардия».

- Курировали больше производственную или издательскую линию?

- Издательскую.

- Какие книги вам интереснее всего издавать?

- Как любой издатель, я хотел бы быть оригинальным, и, отчасти, первооткрывателем. В плане – ввести в оборот какие-то культурные слои, неизвестные на сегодняшний день. Например, открыть какого-то интересного писателя, или обнародовать интересные исторические документы, или опубликовать какие-то новые важные исследования.

Пункт второй – хотелось бы, чтобы твои книжки были узнаваемы, чтобы они имели свое издательское лицо (а оно у нас было).

Ну и, в-третьих, конечно, хотелось бы и заработать денег. Издательство и типография – это не только культурный центр, но прежде всего коммерческое предприятие. Правда, как правило, культурные книжки, которые покрывали хотя бы свои затраты, уже можно считать успешными. А зарабатывать можно на полиграфии для индустрии туризма. Насколько я знаю, и администрация области ставит во главу угла развитие туризма, и я считаю, что областная типография для этого очень понадобится региону. Обязательно будем активно участвовать в подготовке юбилея Изборска.

- Я слышал высказывание одного из столичных издателей, который так определил свое издательское кредо: «Наиболее успешные издатели – это те, кто делает книги для людей своего круга со сходными интересами». Это всегда так?

- Нет, это, конечно не во всех случаях верно – но мне эта позиция дорога и я ее разделяю.

Большинство потребителей интересует насилие, секс, безопасность… На этом можно заработать быстрые деньги, но мне это издавать неинтересно. Крупные издательства, которые возникли в последнее 20-летие России, издавали в основном малокультурные книжки. «Книжные» состояния зарабатывались на «чернухе». Я знаю только одного крупного издателя, который создал свой холдинг на компромиссах между культурными и массовыми книгами, – это Сергей Кондратов, издательский холдинг «Терра».

- Не так уж давно вернувшийся – так же, как и вы - на свой прежний пост председатель областного госкомитета по культуре Александр Голышев перед стартом книжного форума «Русский запад» заявил, что он связывает ваше возвращение с возрождением псковской книги. Есть ли у вас в планах возрождение издательской традиции «Псковской областной типографии»?

- Мы в свое время выпустили в Пскове 80 книг. Это были 80 самостоятельных проектов. Иногда их издание финансировала администрация области – как правило это были издания, связанные с большими культурными событиями: 200-летие Пушкина, юбилей Пскова… Но большая часть этих проектов была совершенно самостоятельной. Мы их выпускали, и они делали имя типографии, имя области. Это, без хвастовства, был самый известный в России региональный книжный проект.

- Так он может повториться, продолжиться?

- Он может повториться при условии, если мы нормально заработаем через 6-9 месяцев. А в целом книжка вынашивается 9 месяцев – как и ребенок. Странная закономерность, но я ее наблюдал не одну сотню раз.

- Если предприятие встанет на ноги и будет готово к изданию собственного проекта через 6-9 месяцев, то что это будет за книга?

- Планов особых у меня – пока - нет. На сегодняшний день я занят мыслями о том, что надо выплатить людям зарплату, отбиться от налоговой, и нормально работать, уже не так беспокоясь о том, что тебе оставили «в наследство» многомиллионную задолженность.

Сейчас я бы, наверное, решился развивать – и это было бы, думаю, успешным как с издательской, так и с коммерческой точки зрения проектом  - продолжение серии «Псковская историческая библиотека».

Если говорить еще более конкретно, то есть такой исследователь хороший – Андрей Михайлов. Вот если бы у него было что-то готово… И потом, в Пскове есть замечательные историки – Владимир Аракчеев, без пяти минут доктор наук, ученый уровня Московского университета. То есть интеллектуальные силы, как собственно и литературные, в области есть.

Я, кстати, работая в «Молодой гвардии» поддерживал связь с Владимиром Аракчеевым. Он, правда, был сильно занят написанием докторской диссертации, но у него лежало – и до сих пор лежит – предложение написать «Бориса Годунова» в серии «ЖЗЛ».

- После того, как вы поработали в Москве в «Молодой гвардии», какие-то ваши прежние решения, стратегии, идеи переосмыслили? Сейчас, уже с новым опытом, что-то в прежних своих решения на должности директора псковской типографии изменили бы? Из Москвы что-то увиделось иначе?

- Ну да, московский опыт, конечно, бесценен. Вопрос интересный – я его себе иногда задавал. И, честно говоря, в тех же условиях я бы даже с новым опытом поступил по-прежнему. Ну, может быть, просил бы у собственника чуть больше денег на развитие производственной базы. Но тогда просить их было сложно. Потому что, скажем, 2004 год – это было еще время лишь накануне «тучных лет».

А вот сами эти «тучные годы» типография, увы, пережила не самым лучшим образом. Придется наверстывать!

Беседовал Сергей Васильев

Справка ПЛН: Сергей Александрович Биговчий родился 29 марта 1964 года в городе Артемовск Донецкой области. В 1996 году работал в избирательном штабе кандидата на должность главы администрации Псковской области Евгения Михайлова. После победы последнего на выборах Сергей Биговчий возглавил пресс-центр администрации Псковской области. С 1998 года – председатель комитета по СМИ и связям с общественностью. В 2000 году переведен на должность руководителя Главного архивного управления Псковской области. С 2001 года по 22 февраля 2005 года был директором ГП «Псковская областная типография». В 2003 году награжден юбилейной медалью за активное участие в подготовке и проведении1100-летия первого упоминания Пскова в летописи; в 2005 году награжден Почетной грамотой администрации Псковской области «За добросовестный труд и большой вклад в развитие областной типографии». После отъезда из Пскова работал в Москве, в частности, в издательстве «Молодая гвардия».

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей