Сегодня в Санкт-Петербурге завершают съёмки фильма «Василиса Кожина» о героине Отечественной войны 1812 года. Несмотря на «столичные» старт и финиш съёмочной работы, псковичи по праву могут считать будущую ленту своей, ведь значительная часть сцен, как лирических, так и батальных, была «сработана» в Новоржеском районе, где киношники выстроили целую деревню, и в Пушкиногорском районе, где съёмки проходили частично – в музеях-усадьбах, а частично – в окрестностях Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское».
Достоверным изложением исторических событий кино, посвящённое 200-летию победы русского оружия, не является – о смолянке, старостихе и предводительнице партизанского отряда Василисе Кожиной сведений сохранилось крайне мало. Поэтому и сценарий фильма явился скорее моделированием возможных событий начала XIX века.
Добавим, что многие сюжетные линии этого сценария-реконструкции (и прежде всего – лирическая линия: от романа смолянки и вымышленного офицера французской армии в первоначальной его версии до любви Василисы и героя Отечественной войны, дворянина Ивана Рокотова – в последней его версии) по ходу работы претерпели значительные изменения,
Съёмочную часть работы над лентой завершил режиссёр Антон Сиверс, известный российскому зрителю по ряду фильмов и сериалов, среди которых «Дом на обочине», «Поцелуй бабочки», «Охота на Золушку» и другие (напомним, что начинал работу над «Василисой Кожиной» режиссёр Дмитрий Месхиев).
Главную роль в фильме исполняет известная российская актриса Светлана Ходченкова. По словам самой актриы, она была рада роли, в которой ей пришлось учиться обращаться с оружием, овладевать навыками верховой езды, – в противовес предыдущим работам, когда героини Ходченковой были сплошь хрупкими, подчёркнуто женственными. Заняты в ленте и другие известные российские актёры: Дмитрий Соломыкин, Алексей Барабаш, Андрей Ильин, Ирина Кожина и другие, – а также ряд французских актёров.
Съёмочные «киносезоны», прошедшие в Псковской области, в нынешнем году частично совпали с туристическим сезоном, поэтому музеи-усадьбы «Тригорское» и «Петровское», а также музей «Пушкинская деревня» в Бугрово на несколько дней, по заранее согласованному графику пришлось закрывать для туристов, заблаговременно оповещая потенциальных посетителей через агентства и на официальном сайте музея.
В «Михайловском» корреспонденту Псковской Ленты Новостей рассказали, что съёмочный процесс проходил очень интенсивно, особенно в период белых ночей, когда работа на площадке порой затягивалась до утра. Старинные деревья в усадебных парках вновь услышали французскую речь. Как интересную деталь участники съёмок отмечают и то, что на площадке почти постоянно находились два специалиста-лингвиста: по французскому языку и по русским смоленским говорам XIX века.
Вячеслав Козмин, хранитель «Пушкинской деревни», где в «белой» избе снимали, в частности, сцену совета в Филях, а в избе, которая топится «по-чёрному» – избу Василисы, также немного «актёрствовал» в эпизодах, но – более всего присматривался к работе художников по интерьерам. Ряд приёмов, которыми пользуются кинематографисты, считает хранитель, могли бы быть полезны и в работе интерактивного музея, каким, по сути, является музейный комплекс в Бугрово – воссозданная на пушкинское время типологическая усадьба зажиточного крестьянина Псковской губернии. «Остаётся только додумать, как корректно совместить «киношный приём» с музейной этнографической точностью» – размышляет хранитель.
Планируется, что фильм, снятый по популярной в современном кинематографе схеме «1 + 4» (когда одновременно делают и кино для показа на большой экране, и мини-сериал для телевизионной демонстрации), выйдет на экраны уже в конце текущего года.
Алина Егорова
Фото с сайта www.rumenews.com и Николая Алексеева