Не о монументальном — о самом добром событии минувшей недели нужно написать здесь в первых строках: в Великих Луках, в выставочном зале «Мир искусств» открылась выставка работ Алексея Большакова и тех, кто старательно учится у мастера.
Путь мастера
Самый простой мир на полотнах Алексея Большакова удивительно красив и чуточку печален, поэтому, рассказывая о художнике, так и хочется вначале процитировать Булгакова — «трижды романтический мастер». А потом уже перечислять: петербуржец, студент Академии художеств; солдат Великой Отечественной, кавалер орденов Красной звезды и Отечественной войны II степени, многих медалей; театральный художник-декоратор» заслуженный художник России, кавалер золотой медали Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство», — эту награду по праву считают одной из самых почётных наград для русских художников…
В эту пятницу в Детской художественной школе города Великие Луки, которая носит имя Большакова, 91-й день рождения Алексея Алексеевича отмечали, как и положено: большой выставкой. В экспозицию включили 19 полотен патриарха псковской живописи и работы школьников — лауреатов семь лет назад учреждённой в ДХШ премии Алексея Большакова. Лауреат этой премии получает право на персональную выставку, и значение такой награды для молодого художника, право, трудно переоценить. А ещё лауреат может бесплатно учиться в школе в течение года, и звание это присваивают не только похвалой Алексея Алексеевича, но решением художественного совета — рассказала заведующая выставочным залом Ирина Корнюшкина. В школе при этом учитывают не только художественный талант воспитанника, но и его усердие, трудолюбие, верность выбранному пути художника, человеческие качества, — всё то, что Алексей Большаков, на которого вольно или невольно равняются ученики ДХШ, ставит превыше всего. В нынешнем году звания лауреата премии Большакова, например, удостоена ученица 6-го класса, 15-летняя Екатерина Косырева, умница и труженица.
Екатерина Косырева
—А что касается того, хвалит ли он работы, так Алексей Алексеевич — художник строгий. И к себе, в первую очередь, и к другим коллегам, и хвалит не часто», — рассказывает Ирина Корнюшкина.
Диссиденты времён Годунова и другие герои отечественной истории
Такого же особого внимания, — как явление не громкое, но резонансное по своей сути — заслуживает череда книжных презентаций в Пушкинском Заповеднике. Первым в этом ряду, напомним, стал разговор о вышедшей в серии «Псковская историческая библиотека» книге москвички Дарьи Тимошенко «…От судеб защиты нет» — о событиях и людях в «Михайловском» в 1934—1941 годы. Встреча с автором книги в заповеднике состоялась как раз в день рождения музея (и это тоже, кстати, был 91-й день рождения…).
На этой неделе в музее провели вторую такую встречу, — на этот раз с Владимиром Аракчеевым — известным псковским историком, доктором наук, преподавателем Псковского университета. В серии «Псковская историческая библиотека» в конце прошлого года вышла книга его очерков об истории и культуре Псковской земли в XIII—XIX столетиях — «Власть прошлого». Начинающаяся с очерка о Ледовом побоище, книга подводит к писаному на псковском городище Воронич пушкинскому «Борису Годунову». Мнение о том, что трагедия по тем временам была чуть ли не крамольной, — общепринято, — констатирует Владимир Аракчеев, — но если задуматься, что тут такого уж крамольного? Да, пушкинский Юродивый осуждает не монархию, а преступный путь царя Бориса к власти, для чего в годы царствования Годунова, конечно, требовалась немалая смелость. Но со времени канонизации царевича Дмитрия осуждение Годунова стало общепринятым, версию о том, что Дмитрий был убит по приказу Бориса, разделяла церковь, и воспроизвел в своей истории «государственник» Карамзин.
Где же здесь крамола? — задаёт вопрос псковский историк. И выдвигает предположение, что неожиданным для современников поэта было отношение поэта к самозванцу — явно сочувственное. «В сценах, где фигурирует Лжедмитрий, — акцентирует Владимир Аракчеев, — явственно доминируют мотивы политического побега и гонения, и на сцену является целая плеяда политических эмигрантов из России или их потомков». Кроме того, по мнению псковского историка, «непредвзятый анализ текста пушкинской трагедии показывает, что «народ» в «Борисе Годунове» — это отнюдь не крестьяне, страдающие от крепостного права, а, во-первых, служилые люди, большей частью помещики, и, во-вторых, — посадские люди Москвы, всегда игравшие особую роль в политической жизни страны…»
Не удивительно, что презентация книги в «Михайловском» получилась насыщенно-современной и интересной. Не менее интересной обещает быть и третья в этом ряду творческая встреча — на этот раз с доктором исторических наук Андреем Михайловым, который сейчас живёт и работает в Санкт-Петербурге, но связи с Псковом — с псковскими СМИ, с библиотеками города, родным истфаком — поддерживает самые тесные. Совсем недавно в свет, всё в той же серии «Псковская историческая библиотека», начатой в Пскове ещё в 2004 году, вышла книга Андрея Михайлова «Псков в годы Первой мировой войны». Судьба прифронтового города, мужество его людей — вот о чём хотелось прежде всего рассказать псковичу Михайлову: «Эту войну всегда рассматривают как империалистическую, как прелюдию к социалистической революции, и меньше всего вспоминают о патриотизме, о героизме солдат и об их подвигах, которые были ничем не менее значимы и ярки, чем подвиги героев войны 1812 года». Презентацию книги Андрея Михайлова в Государственном Пушкинском Заповеднике назначили на ближайшее воскресенье, 31 марта.
День рождения Коломбины
Пока одни интересуются войной, другие… играют в куклы, что, кстати, на поверку оказывается не менее, а может и более значимым для истории человечества. Большой выставкой авторских кукол и книг отпраздновали в Пскове, в городской библиотеке на Конной Международный день кукольника и Всемирный день поэзии, которые в календаре почти соседствуют со Всемирным днём театра, — всё разом. Кукольники, как известно, в Пскове — цех романтически настроенный и при этом профессионально мощный, дружный и дружелюбный (чего не скажешь, увы, о некоторых других творческих когортах), поэтому праздник получился милый и, как шкатулка цветными камнями, «инкрустированный» хорошей музыкой и даже театральным представлением…
Впрочем, главными действующими лицами праздника стали всё же куклы. В прелестной тесноте в стеклянных витринах разместились традиционные авторские куклы, театральные куклы и куклы-картины Марии Воробьевой, Галины Лукьяновой, Галины Изотовой, Ирины Виноградовой-Лебедевой. А ещё — куклы на фотографиях Татьяны Даниловой. А ещё — антикварные игрушки прошлого и позапрошлого века.
На большом и шумном празднике снова были высказаны надежды всех псковских «людей играющих» — о том, что в нашем городе когда-то будет большой Музей кукол. Его, а ещё, например, фестиваль, на который могли бы со всей Европы съезжаться многочисленные мастера-кукольники и театры кукол — и профессиональные, и любительские — вполне готовы обустраивать члены творческого объединения «Псковский кукольный дом».
— Куклы так похожи на людей, — сказала, представляя выставку, автор идеи Мария Воробьева, — что глядя на них, мы можем, по сути, посмотреть на себя со стороны. Посмотреть и удивиться…
Лидия Токарева — специально для Псковской Ленты Новостей.
Фото Елены Ковалёвой.