Новости партнеров
Культура

О «трагическом подсвечнике», французских скандалистках и Ахматовой

26.09.2013 20:22|ПсковКомментариев: 0

Французский сентябрь в Пскове продолжается. 26 сентября ознаменовалось в нашем городе как День французской культуры. На встречу с «псковской интеллектуальной, читающей публикой», как выразились в областной библиотеке, из Парижа приехала старая знакомая – писательница Элизабет Барийе, которую на Псковщине должны помнить по курскому дедушке. Пару лет назад на встрече в Псковской областной библиотеке Элизабет рассказывала о своих русских корнях и о посвященной дедушке Георгию Федоровичу Сапунову книге. Тогда она пообещала вернуться сюда вновь со своими новыми работами и сдержала слово.

На фото: Элизабет Барийе (фото mvestnik.ru)

Представил гостью директор Французского института в Санкт-Петербурге, атташе по культуре Мишель Гранж. По его словам, институт связывают с Псковом давние отношения, хотя и весьма редкие. Сам Гранж впервые в нашем городе. Договоренность о проведении в Пскове Дня французской культуры была достигнута после встречи с губернатором Андреем Турчаком. «Цель нашего визита – знакомство псковичей с французской культурой. Кроме того, мы хотели спровоцировать встречу двух культур. Вот, например, у Элизабет есть русские корни, и она ими очень интересуется. В конце концов, знание культуры другого человека помогает его понять. Мы, французы, когда начинаем понимать русскую культуру, лучше воспринимаем и свою», - отметил Мишель Гранж.

Анна Ахматова

«Говорить о том, что всех нас сближает» продолжила французская писательница, которая, между прочим, родилась в самом сердце Парижа – напротив собора Парижской Богоматери. С тех пор, как она побывала в Пскове, стала лучше говорить по-русски, хотя писательница ограничилась лишь приветствиями на русском, а разговор об искусстве продолжила на французском. Главная тема – Париж 1910 года, который во время природных и культурных потрясений посетила в рамках своего свадебного путешествия поэтесса Анна Ахматова. Новая книга Элизабет посвящена как раз загадочной встрече в Париже Ахматовой и Модильяни. Но тот Париж уже исчез, поэтому для наглядности писательница привезла псковичам старые снимки, открытки и репродукции картин.

Амедео Модильяни

Анна Ахматова застала французскую столицу во время природного катаклизма, когда из-за непрекращающихся дождей Сена вышла из берегов и затопила весь Париж. «Тогда город очень сильно изменился, 50 тысяч парижан остались без крова», - рассказала Барийе. Несмотря на то, что XX век начался с порыва оптимизма, это наводнение напомнило людям об их слабости. Поэтому в искусстве того времени, как и прежде, прослеживается пессимизм.

Натали Барни

Большое внимание в своей работе Элизабет уделила известным женщинам-писательницам того времени, о которых говорили все. «Это так называемые скандалистки, которые старались быть чем-то похожими на мужчин», - уточнила писательница. Одной из таких особ была Натали Барни – создательница известного литературного салона «Храм дружбы», остававшаяся в тени своего мужа писательница Колетт, которая издавалась под именем супруга - писателя, журналиста и музыкального критика Анри Готье-Виллара. После развода она стала известна еще и как популярная артистка мюзик-холла, которая выступала практически обнаженной.

Колетт

Рассказала Элизабет Барийе и о парижском Бальмонте – Монтескье, о Русском балете в Париже. Неожиданно во французской речи прозвучало приятное слуху имя Коко Шанель. Именно французский модельер раскрыла секрет успеха Русского балета во Франции. «Дягилев (Сергей Павлович — русский театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева» - прим. С.А.) придумал Россию для иностранцев и, конечно, иностранцы в нее поверили», - сказала писательница. По ее словам, он смог представить страну такой же привлекательной для французов, как в свое время сделал красивой для россиян Францию Александр Дюма. А самой большой картиной Пикассо, например, стал занавес для выступлений Русского балета.

Настоящей русской деревней назвала Монпарнас - район на юге Парижа, на левом берегу Сены – гостья из французской столицы. Одним из обитателей этой деревни стал в свое время художник Марк Шагал, который как раз прибыл в Париж в 1910 году и поселился в так называемом общежитии художников. Мастера работали в ужасных условиях – без света, газа и воды. Ранее, в 1907 году, во Францию приехала по стипендии Академии изящных искусств Санкт-Петербурга Мария Васильева. Сначала она думала, что проведет в Париже не более 2 лет, но осталась на всю жизнь, открыла русскую академию искусств в Париже. Сейчас там находится музей Монпарнаса, и Элизабет Барийе советует всем псковичам, которые побывают в Париже, непременно его посетить.

Не обошлось и без la tour Eiffel – знаменитой Эйфелевой башни, которая также связана с Анной Ахматовой. Она появилась на свет в том же году, в котором родилась известная писательница. В начале XX века установка башни вызвала огромную полемику, многие горожане, по словам Элизабет Барийе, находили ее некрасивой и даже называли «трагическим подсвечником». Подобная ситуация сложилась и тогда, когда в Лувре появилась пирамида. Сама же коренная парижанка говорит, что достопримечательность практически не замечает и, в общем-то, никак к ней не относится. «Единственные, кто находили ее красивой, - художники. Поэтому, особенно в кубизме, появилось так много картин, ей посвященных», - рассказала гостья.

«Это был еще старый Париж, довоенный, когда были живы современники, которые вскоре будут убиты», - закончила Элизабет Барийе свое выступление словами Анны Ахматовой. В начале 2014 года книга о загадочной встрече Ахматовой и Модильяни в Париже, о прекрасном городе и его талантливых обитателях, вероятнее всего, будет опубликована. Возможно, тогда француженка приедет в Псков в третий раз – раздавать автографы.

Светлана Аванесова 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 109 человек
Лента новостей