26 сентября в Центральной городской библиотеке прошла молодежная акция «Я послал тебе бересту», посвященная 60-летию археологической находке в Пскове - первой берестяной грамоты, ценному историческому и лингвистическому источнику. Студенты и учащиеся школ писали краткие сообщения и размещали их в книгах, которые будут читать другие поколения читателей, сообщили Псковской Ленте Новостей в библиотеке.
60 лет назад, 26 сентября 1958 года, в Пскове неподалеку от церкви Михаила Архангела археологической экспедицией Ленинградского Эрмитажа под руководством Григория Гроздилова была найдена первая псковская берестяная грамота. Раскоп, где была сделана находка, находился в пределах стены посадника Бориса (1309 года) у здания старой почты на месте, где сейчас стоит жилой дом с адресом: ул. Советская, дом 5. Грамоту нашла 16-летняя ученица вечерней средней школы №1 Валентина Сергеева. Несмотря на то, что это был только фрагмент грамоты, на котором едва можно было прочесть только одно слово «солю», это стало большой удачей для экспедиции 1958 года, да и в целом для исследователей истории Пскова.
Сегодня лишь 12 древнерусских городов могут похвастаться находками берестяных грамот, кроме Великого Новгорода и Пскова, это еще Старая Русса, Торжок, Тверь, Смоленск, Москва, Старая Рязань, Нижний Новгород, Звенигород Галицкий (Украина), Витебск и Мстиславль (Белоруссия).
В Пскове за весь период проведения археологических исследований найдено 8 берестяных грамот, последняя из них обнаружена в 1988 году, тридцать лет назад. Две из восьми грамот хранятся в Государственном Эрмитаже, остальные - в Псковском музее-заповеднике. Датируются находки XII веком и серединой XIII - XIV веков.
По жанру - это деловые письма торгового содержания, запись о дарении, игровой, математический или гадательный текст; запись неизвестного назначения на берестяном кружке. Например грамота № 6 гласит: «От Кюрика и от Герасима к Онфиму. О беличьих шкурках: если (или: что) вы не стоговали (т.е. не запродали), то пришлите [сюда] немедленно, потому что у нас [здесь] есть спрос на беличьи шкурки. А о тебе: если будешь свободен, то приезжай (букв: будь) к нам – Ксинофонт нам напортил (нанёс ущерб, расстроил дела). А об этом человеке (т.е. Ксинофонте): мы его не знаем; а в том воля Божья и твоя…»
Письмо свидетельствует о торговле пушниной в средневековом Пскове, возможно, с ганзейскими купцами. Русская пушнина в XIII в. имела большой спрос в Европе, особенно в Англии. Псков был среди городов, на которые распространяется регламентация в торговле пушниной. Найденная грамота называет псковичей-торговцев этим товаром для XIII в. По-видимому, белка поступала к феодалам в виде оброка (натурального) и через них попадала на рынок. Онфим, адресат письма был, скорее всего, хозяином двора, в границах которого найдена грамота. Место отправления грамоты точно не устанавливается. Им могли быть места, куда имели обыкновение ездить для торговли русские - Новгород, Полоцк, Рига, Дерпт, Ревель, Феллин, Готланд.
Акцию посетила самый известный археолог Пскова Инга Лабутина, всю свою жизнь посвятившая любимому делу - изучению древностей Пскова, она рассказала о всех найденных в нашем городе берестяных грамотах и передала в фонд библиотеки список упоминаний о находках в письменных источниках.