Новости партнеров
Культура

Нью-Йорк - Псков: мастер-класс великого маэстро

16.08.2007 17:38|ПсковКомментариев: 2

Композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Международных и Всесоюзных премий, член Союза композиторов,  Союза Кинематографистов, Союза Театральных деятелей и Союза Писателей.

Он - автор музыки к самым известным российским фильмам,   родоначальник  жанра мюзикла в России. Его спектакль «Орфей и Эвридика» занесен в Книгу рекордов Гиннесса за то, что уже 32 года не сходит с театральных подмостков,  даже «Кошки» Эндрю Ллойда Уэббера  продержались в Лондоне 18 лет. «Нью-Йорк таймс» сравнивала его с именитым американским композитором и пианистом Леонардом Бернстайном.

 Александр Борисович Журбин  специально прилетел из Нью-Йорка в Псков, чтобы дать мастер-класс победителю всероссийского конкурса «Наши родители» - духовому оркестру Псковского детского дома.

- Александр Борисович, что заставило вас преодолеть такие расстояния и примчаться сюда из Нью-Йорка?

- Да, вы знаете, действительно так получилось, что я приехал сюда из Нью-Йорка. Меня пригласили в Псков, в детский дом, это приглашение было для меня настолько важно, что  я   просто не мог не приехать. И прилетев в Москву, не проведя дома ни одной ночи, заехав туда буквально на час, чтобы просто переодеться, сразу же отправился в Псков.

Я считаю, что это мой долг, так как я не только композитор, но и общественный деятель  – я выступаю на телевидении, на радио, в газетах. Почему я это делаю? Да, потому, что хочу, чтобы в России была хорошая атмосфера, звучала красивая музыка. Я хочу, чтобы люди привыкали к высокому искусству и то, что делается здесь в Пскове, на мой взгляд, правильные шаги в этом направлении.

- Приходилось ли вам когда-нибудь раньше принимать участие в подобных встречах?

- Нет,  именно в таких мне не приходилось. Мне, конечно же, не раз приходилось, и выступать в детских домах, и принимать участие в благотворительных акциях, но вот в таких никогда.

- Вы очень много ездите по стране, скажите, а подобные детские коллективы вы еще где-нибудь встречали?  

- Нет, никогда. Точно могу сказать, что духовой оркестр в детском доме подобный этому я никогда я не встречал. Пожалуй, такой хороший и настолько качественный есть только один в России –  у вас в Пскове!

- Какие чувства вы испытывали, во время исполнения вашего произведения  нашими  оркестрантами?

- Ну, вы знаете,  всегда приятно, когда твоя музыка звучит, а тут еще и в исполнении детей. Вообще я очень много написал песен специально для детей, и когда-то они звучали на всесоюзном радио, их пел хор Попова и всякие знаменитые солисты. Сейчас, к сожалению,  детская индустрия практически не существует и, по-моему, это не правильно, ведь детей нужно воспитывать на чем-то специально написанном для детей и когда я услышал, как ребята играют, меня это очень-очень тронуло.  Хотя, было совершенно ясно, что они не готовы, песня-то, то в миноре, то в мажоре, а они пока освоили только минорную часть (смеется), ну, а до мажорной пока просто не дошли. Но я уверен, что ребята сделать полную аранжировку, и будут играть эту песню очень хорошо. Тем не менее, сегодня я понял, что  песня Тучи в голубом» просто создана для духового оркестра.

- Александр Борисович, расскажите о том, как родилась ваша песня «Тучи в голубом»?

Придумал само название и образ Василий Аксенов, который написал роман «Московская сага» и когда лет 12 назад я читал этот роман, то   увидел там стихи, которые назывались «Тучи в голубом». Когда начали снимать фильм, то режиссеры фильма мне сказали, чтобы я написал на эти стихи песню, но написать песню именно на эти стихи никак не получалась из-за того, что строчки в них были длинными, а фразочки какими-то короткими и поэтому песня никак не рождалась. И тогда я попросил своего друга поэта, написать другие стихи, но на эту же тему. Он написал стихи, которые и легли в основу песни. Сначала Аксенову  очень не понравилось, что изменили его стихи, понятное дело, задели авторскую амбицию. В общем, песню он не признал категорически, обозвав ее какими-то частушками. Но когда песня стала раскручиваться,  ее стали все петь и Кобзон, и Басков, и Гварцетели и все знаменитые эстрадные исполнители, в одном из своих интервью Аксенов сказал следующее: «Песня «Тучи в голубом» абсолютно гениальная, и стихи там мои гениальные, да и вообще, если честно сказать,  это я Журбину напел мелодию этой песни»  (смеется).  Хотя, он при этом даже не присутствовал. Но дальше была интересная другая история. Когда эта песня появилась, очень многие приняли ее как свою, особенно люди старшего поколения, более того, некоторые ветераны были абсолютно убеждены, что эта песня действительно существовала когда-то давным-давно. А в Интернете возникла такая легенда, что  «Тучи в голубом» появились еще в 1942 году, и когда она была написана, то автор этой песни, предложил ее Клавдии Ивановне Шульженко, ей песня эта сразу же понравилась, но песня  куда-то пропала и тогда Клавдия Ивановна была вынуждена  довольствоваться  песней «Синенький скромный платочек». А спустя много лет, Журбин, перерывая архивы, нашел этот старый клавир и возродил эту песню. Вот такая вот легенда, на самом деле ничего общего с действительностью не имеющая, существует. Но, тем не менее, мне очень приятно, что все считают эту песню очень старой.

- Вы живете в Америки уже более 10 лет, а как вы находите детские духовые оркестры?

- Вообще стоит отметить, что на Западе духовая музыка среди детей очень развита. А вот в России родители не любят отдавать детей в духовую музыку и, я считаю, что это не правильно, ведь самая прелесть и красота в звучании именно духовых инструментов, которые фактически являются продолжение голоса человека, вдувающего в духовой инструмент свое дыхание.  И то, что я увидел сегодня в Пскове, это в каком-то смысле возрождение духовой  культуры в России.

- Александр Борисович, а где вы сейчас живете?

- Вот, когда этот вопрос задавали Ростроповичу, то он отвечал: «Там, где у меня лежат чемоданы, а чемоданы у меня лежат в Париже!». Я могу сказать, что сейчас 80% времени я провожу в Москве и здесь я на расхват, а вот в Нью-Йорке или Майами я просто отдыхаю, ведь там-то я по сути никому не нужен.

- Почему вы решили заниматься журналистикой, одной музыки мало?

- Мне с детства было недостаточно только музыки, мне всегда хотелось высказываться в самом буквальном смысле, то есть словами, и поэтому я уже давно занимаюсь музыкальным писательством. Я уже выпусти четыре довольно толстые книги и все они посвящены моей жизни, а раз моей жизни, значит музыке. Кроме того,  на радио «Маяк» я делаю две программы, в которых я  просто болтаю на разные темы о жизни, о моде, о кино  и, самое главное, что многим нравятся мои программы, они мне звонят, пишут и для меня это важная часть жизни.

- Вы партийный человек?

Нет, я никогда не был членом партии, но я всегда на стороне прогрессивных дел, чтобы наша страна развивалась, и развитие шло именно в сторону демократии.

- Александр Борисович, что бы вы  пожелали  ребятишкам, которые сегодня вас так радушно встретили?

- Конечно же, чтобы они были счастливыми в самом простом человеческом смысле слова потому, что в их случае это наиболее труднодостижимо, все-таки дети без родителей  особенные, и мы все знаем как им трудно. Но, тем не менее, история полна примерами, когда сироты выбиваются в самые верхние слои общества и становятся великими музыкантами, бизнесменами, финансистами, политиками, актерами. Такое тоже бывает. Поэтому, я желаю, чтобы они были счастливы, а что касается музыки, то здесь, не главное станут ли они великими музыкантами, это, в общем-то, и не обязательно. На самом деле, музыкантов не должно быть много, они должны быть очень хорошими и только хорошие должны идти в музыканты, а вот играть должны все. То, что в детстве человек занимается музыкой – это колоссально его меняет и облагораживает.

Беседовала Юлия Красновская

Фото автора

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 299 человек
Лента новостей