Сегодня: Среда, 22 Февраля    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Все на масленицу в «Покровский»! Январский топ продаж в магазинах «Соловьи» Ежик в тумане Сплошные праздники Кинокайф «Кубок Ростелекома» Patron - товарная марка, которой можно доверять Лучшая интерьерная печать в Пскове  Европа Плюс - радио №1 в России
Великолукский драмтеатр возглавит заслуженный работник культуры РФ Валентина Зандер

Великолукский драмтеатр возглавит заслуженный работник культуры РФ Валентина Зандер

Великолукский драматический театр возглавит заслуженный работник культуры РФ  Валентина Зандер. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе администрации г. Великие Луки, представляя коллективу драматического театра нового...41



Работники искусства и науки просят Патриарха Кирилла защитить памятники архитектуры и монументальной живописи

03.03.2010 15:02 ПЛН, Псков

Работники искусства и науки написали открытое Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В письме, опубликованном в «Независимой газете»,  речь идет об активно обсуждаемом во властных структурах и СМИ законопроекте «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Псков

«Передача Русской Православной Церкви многочисленных храмов и монастырей, многие из которых по-прежнему находятся в запустении, вызывает безусловную поддержку у любого культурного человека. Однако новый закон предполагает также передачу религиозным организациям памятников истории и культуры, признанных общенациональным и мировым достоянием.

Число этих памятников невелико и на общем фоне составляет доли процента, но их значение невозможно переоценить. Эти памятники представляют собой хрупкие организмы, и за ними требуется постоянный уход, который возможно осуществлять только в режиме музейного хранения. В первую очередь это касается тех храмов, где сохранились росписи и иконостасы XI – XVII вв. В большинстве из них, к сожалению, до сих пор не закончена реставрация, которая требует вложения больших средств и привлечения высококвалифицированных специалистов, что под силу только государству и, как правило, осуществимо только в режиме музейного хранения. Такое положение вовсе не означает, что в этих храмах никогда нельзя проводить богослужения. Мы имеем ряд положительных примеров, когда в церквах, находящихся в ведении музеев, ведутся богослужения, режим которых заранее оговорен соглашением с представителями епархий.

Помимо недвижимых объектов к таким памятникам относятся произведения, являющиеся важнейшей частью государственных музейных собраний, библиотечных и архивных фондов. Они составляют основу культурного богатства страны и, в конечном счете, определяют наше национальное самосознание.

В каждой стране отношения между государством, церковными властями и обществом складываются по-своему, но последствия этих отношений всегда, так или иначе, отражаются на культуре. История России в этом отношении особенно трагична. На протяжении одного лишь XX столетия были утрачены тысячи выдающихся памятников церковной архитектуры и монументальной живописи, сотни тысяч древних икон и предметов литургического обихода. Происходило это не только во время революций и войн, но и в мирные годы – в период антицерковных кампаний 1920 – 1930-х и 1950 – 1960-х годов, а также во время ликвидации «неперспективных сел».

В те страшные годы, когда у Церкви не было сил противодействовать уничтожению атеистическим государством основ национальной культуры, этому противостояли ученые, реставраторы и музейные работники, спасая от гибели памятники церковного искусства, изъятые или брошенные на произвол судьбы в закрытых храмах. Именно благодаря их беззаветным трудам и личному мужеству были спасены, отреставрированы и восстановлены тысячи памятников, собраны по частицам и крохам потрясающие музейные коллекции, в которых были явлены культурные и духовные сокровища, ранее не известные никому в мире, в том числе и самой Церкви.

Сложившаяся еще в дореволюционное время практика помещения древних икон и других памятников церковного искусства в стенах музеев вопреки бытующему ныне мнению не противоречит православному учению об образе и традициям Церкви. Хорошо известно, что Церковь никогда не запрещала нахождение икон вне стен храмов. Еще отцы Седьмого Вселенского собора постановили «полагать святые иконы… в домах и на путях… Ибо чем чаще через изображение на иконах Спаситель наш Иисус Христос, и Богоматерь, ангелы и все святые бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним». Не случайно с незапамятных времен существует традиция создавать списки с древних чтимых образов, в том числе и чудотворных. Она восходит к постановлению того же Вселенского собора, провозгласившего, что «поклонение воздается не дереву, но тому, что созерцается на дереве и что вспоминается».

Большинство икон, находящихся в настоящее время в музеях, давно уже перешагнуло тот «порог ветхости», при котором их было принято изымать из богослужебного употребления и заменять новыми. Ветхие иконы либо уничтожались, либо сохранялись в специальных кладовых-«рухлядных» при храмах и монастырях. Из таких ветхих икон и формировались во второй половине XIX столетия частные коллекции иконописи, собрания церковного искусства в епархиальных древлехранилищах и государственных музеях. Они-то и стали основой современных музейных собраний. Еще во второй половине XIX века возникают такие крупные собрания христианских древностей, как Церковно-археологический музей Киевской духовной академии, Церковно-археологический музей Общества любителей духовного просвещения в Москве, Музей Санкт-Петербургской духовной академии, Музей древнерусского искусства при императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, московские Публичный и Румянцевский музеи и многие другие епархиальные и губернские музеи и древлехранилища (в Туле, Вятке, Владимире, Рязани, Новгороде, Ростове и др.).

Древние и ветхие иконы искали и спасали отечественные исследователи и в конце 1910-х – начале 1920-х - еще до того, как началось массовое закрытие храмов и изъятие церковного имущества. И находили они их чаще всего не в самих храмах, а в рухлядных, и даже в помещениях, вовсе не приспособленных для их хранения – так, общеизвестен факт обнаружения знаменитых икон преподобного Андрея Рублева в монастырском дровяном сарае в Звенигороде.

Как и наши великие предшественники – митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Порфирий (Успенский), историк и собиратель древностей М.П. Погодин, архимандрит Амфилохий (Сергиевский), архимандрит Леонид (Кавелин), создатель Исторического музея профессор И.Е. Забелин, профессор Ф.И. Буслаев, академики Н.П. Кондаков и Н.П. Лихачев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н.В. Покровский и многие другие подвижники музейного, архивного и библиотечного дела, – мы относимся к памятникам христианской древности как к общенациональным святыням, от которых берет свои истоки великая русская культура. Именно такое отношение и являлось основанием для помещения этих произведений искусства в церковные и государственные музеи, где для их хранения были созданы необходимые условия и где они стали доступны для всех людей, независимо от их конфессиональной принадлежности.

Находясь в музеях, памятники религиозной художественной культуры выполняют важнейшую миссию, являясь своего рода посланниками Церкви в миру, оказывая повседневное благое действие на души людей. Они по-своему служат столь дорогому и важному для Вашего Святейшества делу духовного просвещения народа России. Как в прошлом, так и сегодня многие люди через созерцание истинного облика древних икон, явленного в музеях, приходят к вере. Не менее важно, что памятники религиозного искусства в музеях, как никакая другая форма духовной жизни, способствовали и продолжают способствовать утверждению авторитета и ценностей православия во всем мире. Собранные музеями коллекции русского церковного искусства представляют собой цельный пласт православной культуры, который неизбежно потеряет силу своего воздействия в случае рассеяния этих коллекций по сотням и тысячам храмов. Как только это произойдет, сама Церковь утратит осуществляемую через них невидимую, но прочную связь с жизнью общества. Необходимость существования такой связи остро осознавали самые просвещенные представители русского духовенства конца XIX – начала XX века, к числу которых, как известно, относился и Cвятейший Патриарх Тихон.

Лишение древних памятников их музейного статуса будет означать отказ от признания церковного и шире – религиозного искусства неотъемлемой частью великой культуры России и в итоге приведет к разделению народа исключительно по конфессиональному принципу. Это породит в душах людей вместо любви, гармонии и мира, беспокойство, раздражение и взаимную вражду.

Мы понимаем озабоченность Русской Православной Церкви и других конфессий судьбой религиозных святынь и признаем, что существуют определенные проблемы их хранения и экспонирования. Но эти проблемы надо решать путем взаимно уважительного и конструктивного диалога, в соответствии с действующим законодательством. В вопросах, затрагивающих судьбу национальной культуры, практика принятия радикальных «революционных декретов» неприемлема. На этом пути, как уже много раз было проверено, нас ожидает не созидание, а только разрушение.

Мы надеемся, что именно Ваше Святейшество своим авторитетом сможет остановить поспешные и непродуманные действия властей, которые могут привести к безвозвратной потере нашего национального достояния – теперь уже под благовидным предлогом «восстановления справедливости». Под угрозой оказываются выдающиеся памятники архитектуры и монументальной живописи, а также – музеи, архивы и библиотеки, десятками, а то и сотнями лет спасавшие, собиравшие, хранившие и изучавшие культурное наследие народов России.

В качестве первой меры, ведущей к нормальному диалогу и цивилизованному решению накопившихся проблем, мы рассчитываем на обращение Вашего Святейшества к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с просьбой приостановить уже запущенный процесс подготовки закона о передаче имущества религиозного назначения. В сегодняшней его версии, разработанной в основном Министерством экономического развития, присутствуют положения, прямо противоречащие ряду норм действующего законодательства и угрожающие сохранению основ национальной культуры. К памятникам искусства нельзя относиться как к простому имуществу. Ни Церковь, ни учреждения культуры не должны стать заложниками текущей политики, а возможно, и чьих-то личных интересов.

В разработке закона наряду с представителями Церкви непременно должны принять участие ученые, реставраторы и музейные работники, и составлен этот закон должен быть так, чтобы не угрожать ни сохранности памятников церковного искусства и архитектуры, ни целостности существующих музейных коллекций. В настоящее время религиозные организации и музеи в большинстве случаев мирно сосуществуют друг с другом, причем нередко и закономерно – сосуществуют под одной крышей. И в наших силах сделать так, чтобы это сосуществование превратилось в сотрудничество, равно благотворное для обеих сторон и для отечественной духовной культуры в целом. Традиция подобного сотрудничества, возникшая еще в XIX веке, поддерживалась Церковью и в послереволюционные годы. Так, в 1918 году члены Комиссии по реставрации памятников старины под председательством И.Э. Грабаря, готовясь к экспедициям для изучения древних произведений русского иконописания, получили напутствие Святейшего Патриарха Тихона: «Желая успеха этому полезному для святой Церкви начинанию, призываю благословение Божие на тружеников науки».

«С глубоким почтением и надеждой на помощь и участие» Патриарха Кирилла письмо подписали более 30 деятелей искусства и науки. В их числе директора музеев, ректоры и преподаватели вузов, архивные и научные работники, художники-реставраторы, искусствоведы.

Ранее сообщалось, что в последние месяцы в Псковской области развернулась ожесточенная дискуссия между представителями музейного сообщества и церковью, связанная с предстоящей передачей на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь иконы «Спас Елеазаровский» (или «Спас Вседержитель»). Решение о передаче иконы было принято по инициативе губернатора Андрея Турчака во время визита в Псковскую область министра культуры РФ Александра Авдеева, который состоялся 25 июля 2009 года. Эта новость получила широкий резонанс. По одну сторону баррикад оказались культурные деятели и представители общественности, а по другую - представители власти  и церкви. Первые убеждены, что передача иконы может привести к ее физической утрате, вторые уверены, что место икон в церквях и монастырях. Ранее на пресс-конференции губернатор А. Турчак высказал мнение, что дискуссия по поводу передачи иконы в монастырь не профессиональна.

Однако тема противостояния между музеем и церковью к настоящему моменту приобрела общероссийский масштаб. Так, в начале 2010 года стало известно, что почти готов проект закона по передаче РПЦ имущества религиозного значения, отобранного советской властью. В частности, Новодевичий монастырь в Москве передадут уже в течение 2010 года. В конце 2009 года большую огласку получила история с передачей иконы Богоматери в церковь при элитном подмосковном поселке. Против передачи музейного имущества церкви ранее выступил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его мнению, идея передачи церкви объектов, находящихся в госсобственности, могла прийти в голову людям, которые «воспринимают материальную культуру как недвижимость, а духовную - как имущество» и считают музеи «складом, полезным для удовлетворения разных своих амбиций и интересов». По словам директора Эрмитажа, «музеи и церковь делают одно общее и важное дело» - «хранят и развивают духовное наследие народа и человечества».

Источник: Псковская Лента Новостей



cюжет:
Спас Вседержитель: монастырь или музей?


 

Как вы относитесь к идее правительства ввести продуктовые карточки для малоимущих?














Loading...


Голосование

Как вы относитесь к идее правительства ввести продуктовые карточки для малоимущих?














Календарь

«« 2017 г.
«« февраль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28