Новости партнеров
Культура

Икона губернатора Турчака как образ времени

01.06.2010 16:24|ПсковКомментариев: 36

Эдуарду Шарипову свойствен дуализм, который художник встречает на каждом шагу и, разумеется, в себе самом, воплощая эту диалектику самыми внезапными и удивительными способами: на старой двери, на куске металла или на деревяшке необычной конфигурации.

Постмодернистский прием «украденного объекта», возвращенного затем в мир предметов в преображенном качестве «вещи-в-себе», открывает бесчисленные возможности для творческого поиска. Но философия жизни, которая выстилает подобные эксперименты, последние года три одна и та же: мы все переживаем сейчас моменты перехода в какое-то иное качество существования. В общем, матрица мутирует, парадигма наползает на парадигму. Вы что-нибудь понимаете? Я – нет.

«Образы времени» – выставка неожиданная, поскольку размещена в фойе Пушкинского театра, там, где облупленный гипсовый Пушкин и неприглядные туалетные двери напротив окон, да и смонтирована всего за пару дней, после форс-мажорного ангажемента, поступившего художнику от театра. Не странно, а закономерно, что выставка столь органично вписалась в убогий интерьер. Работы Шарипова «дружат» с родственным интерьером, свободно вмещаются в него, хотя, допустим, на фоне белой евростены они смотрелись бы гораздо эффектней.

Вернисаж был приурочен к очередной премьере на псковской сцене – знаменитому «Жаворонку» по пьесе Жана Ануя в интерпретации питерского режиссера Семена Верхглядского, постановки заведомо публицистической, даже политически ангажированной. Ни один другой псковский художник не согласился сделать экспозицию в пандан к спектаклю, а Шарипов рискнул, хотя успеть сложить выставочный замысел за двое суток даже технически сложно, а здесь ведь речь идет о концепции, о сверхзадаче целого.

Но лично я не сомневался в успехе художника.

Потому что на протяжении почти года видел, заходя в гости Дома купца Сафьянщикова, где обитает Шарипов, как вроде незаметно, будто сама собой, но постоянно движется творческая мысль. Воплощается новый цикл (а художник привык работать циклами, представляя свою мысль в развертке), происходит явление тех работ и объектов, которые сегодня и составили «Образы времени».

Название выставки, как обычно бывает у философа Шарипова, отсылает сразу к нескольким значениям: времени как категории метафизики, и к живому, актуальному настоящему.

А «Образы» из эстетического понятия переходят еще и в «образА», то есть получают религиозную трактовку, в смысле «окон» или «дыр» в другой мир, в Вечность или, быть может, в Чистилище.

Программная работа этой концептуальной двойственности собственно «Образы времени», двойной портрет – некий условный чиновник, чел без лица, и темный лик чудотворца. От обоих тянет какой-то инфернальной пустотой и страшным откровением: нимб святого не только противопоставлен «нимбу» чиновника, но и рифмуется с ним: эти двое – заодно.

Псков

Публицистический посыл понятен: как часто мы видим первых лиц государства с ритуальными свечками в руках в православных храмах, а ведь теми же самыми руками, коими держат свечи и молятся, они пилят бюджеты и загребают откаты, пока простой человек корчится в трансе безнадежного бытия. Такого корчащегося человека мы встречаем по соседству с картиной, давшей название выставки.

Псков

Мысль художника провокационна: эти двое, святой и святоша, - рядом, значит подобное положение, такая оппозиция - Богу угодна?

Вглядевшись в образ пристальней, вдруг осеняешь себя крестным знамением: Боже мой, а уж не вольная ли это цитата самой древней и самой знаменитой псковской иконы, «Спаса Вседержителя», которую нынешним летом с патриаршей помпой будут передавать из псковского музея-заповедника в монастырь на якобы временное хранение?

Еще внимательней всмотревшись, внезапно заметишь, что изображенный чиновник, хоть и изображен без лица, а удивительно как будто похож, ну да, «смахивает» на псковского губернатора?

Стоишь, смотришь, и врубаешься: да, блин, наш Турчак! Точняк - он, в таком же светлом костюме и всегда как бы на голубом.

Пусть ты трижды абстракционист, а все равно пишешь реальность, картинки из жизни, которые подчас точнее и выразительней любого кондового «натурализма». И вспоминается эпизод из советского фильма «Приключения принца Флоризеля», где группе разношерстных преступников показывают картину в стиле кубизма, и они все вскакивают от страха: «Клетчатый!».

Значит, я не один такой проницательный, и другие зрители за геометрией и цветом увидят конкретных субъектов, из странной комбинации которых на поверхности картины и рождается логическая цепочка: лик – лицо - без лица, каково, а?

Можно, разумеется, допустить, что никого конкретно художник не имел в виду, а изобразил условного российского чиновника и икону Христа, как ее ожидает видеть зритель, но истина - в глазах смотрящего, а интерпретатор никогда не увидит в картине того, чего сам художник, вольно или невольно, в нее не вписал. И получается, что, наряду с традиционными образами, художник создал как бы актуальную икону губернатора, и какой здесь открывается простор для смыслов: а что разве мало у нас людей, готовых молиться на такие вот современные иконы и готовых в экстазе молений лоб расшибить?

Тем и любопытно подлинное искусство, что зритель теряется в догадках и начинает мыслить, будто у него внутри черепа резко поднялось давление, и мысли забегали шустро, как тараканы: то ли я вижу, о чем подумал, то ли наоборот, подумал о том, что увидел?

Вот ковер под названием «Предстояние»: темные и светлые ангелы столкнулись рядом с телом светящегося ребенка с нимбом – новый Спаситель в мир пришел?

Псков

Вот «Рентген доктора Мясникова»: человеку больно, невыносимо; чтобы поставить верный диагноз, его пронзили, облучили вредными частицами до костей, но это не просто рентген, а и реализация давней метафоры про скелет в шкафу, который имеется у каждого, кто сделан из живого мяса.

Псков

Вот «Образ», увиденный художником во сне, глаза плачут под дождем вечности, но здесь можно усмотреть и аллюзию на заставку голливудской кинокомпании «Icon Productions».

Псков

Вот Шарипов по-своему переосмысляет Казимира Малевича, играет с феноменами признанных «икон русского авангарда» - черным и красным квадратами.

Псков

Везде темное и светлое бликуют, соприкасаются, переходят друг в друга, и не отличить уже, где сохранилось прежнее состояние космоса, а где проявилось новое его качество, - приход.

И воображается, и даже не кажется богохульством, что когда-нибудь, лет через тысячу, люди планеты Земля, обнаружив эти иконы повседневности где-нибудь в подвале Дома купца Сафьянщикова, под завалами ресторанного хлама и мусора, начнут молиться странным ликам Шарипова, как нынче молятся дома дешевым иконкам, отпечатанным типографским способом, или поклоняются Туринской плащанице.

Саша Донецкий

 

 
опрос
Пскову выделят 500 млн рублей из федерального бюджета на ремонт фасадов домов. Как потратить эти деньги?
В опросе приняло участие 566 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.