Сегодня мы предлагаем вам беседу с Валентином Каленским. Авторитетный руководитель предприятия, работающего в реальном секторе рыночной экономики, квалифицированный специалист в области бюджетной политики (Академия народного хозяйства при Совмине СССР), в ходе интервью высказал немало интересных мыслей по поводу бездефицитного бюджета Псковской области, утвержденного народными избранниками в этом году.
- Валентин Григорьевич, за последнее время только ленивый не представил на суд общественности своего мнения по поводу целесообразность принятия бюджета в таком виде. Эта тема до сих пор волнует умы многих аналитиков из различных периодических изданий. С другой стороны, с момента его принятия прошло уже более чем полгода и о некоторых результатах его реализации не грех и порассуждать. Вопрос можно сформулировать следующим образом: исходя из чего вы (областное Собрание) его утвердили?
- В первую очередь, данное решение было решением политическим. Конечно, многие рассуждают так: пришел новый губернатор, новая команда, решили показать, что они, мол... и т.д. Да ничего они не решили. Прежде всего, следует понять, что заставило людей пойти на этот шаг. А заставило несколько очень простых вещей. А именно: сумма накопившейся задолженности администрации области перед коммерческими банками была, без преувеличения, критической. Для примера - только в прошлом году в долг было взято до полумиллиарда рублей.
В этом году ситуация могла бы стать попросту необратимой, поскольку такой же объем средств потребовалось бы занять в случае принятия дефицитного бюджета. Ну и где же та критическая черта, за которую нельзя переходить? Полагаю, что губернатор совершенно справедливо решил, что она наступила. Еще немного, и область была бы объявлена неплатежеспособной по своим обязательствам.
Во-вторых, в свете того, что федеральные власти взяли неумолимый курс на максимальное сокращение количества дотационных регионов, следовало понять, сможет ли наша территория обходиться собственными средствами, с учетом, конечно, дотаций, «траншей», целевых программ и других источников дополнительного финансирования, которые закладываются в федеральный бюджет.
Ну а в-третьих, бюджет - не догма. Это живой организм, в котором постоянно происходят изменения. Происходили, происходят и будут происходить.
- Аргументы противников бездефицитного бюджета в основном сводятся к тому, что идет сокращение расходных статей бюджета. А поскольку он у нас социальный, то как результат закрываются объекты социальной сферы. Отсюда и заметный рост реваншистских настроений у некоторой части «политической элиты» области.
- Сегодня, как, впрочем, и всегда, есть определенное количество людей, которые не прочь поиграть в «политику». И в этой связи оптимизация расходной части бюджета составляет весьма лакомый кусок пиаровского пирога некоторых «политиков». Они говорят: как это так, Москва имеет дефицитный бюджет, Красноярский край, Кузбасс, да и многие цивилизованные страны первого мира. Но они не говорят о том, что все эти субъекты обладают серьезным экономическим и сырьевым потенциалом и в случае кризисной ситуации могут рассчитаться, конечно, не без труда, по всем имеющимся кредитам. Мы - нет. Поэтому нам такая тактика, не говоря уже о стратегии, не подходит. Впрочем, если мы собираемся жить в этой области последний год, то бездефицитный бюджет нам действительно не нужен.
- Однако исполнить такой бюджет очень сложно.
- Бесспорно. Жить в таком режиме сложно и ответственно. Следует постоянно возвращаться к бюджету с точки зрения меняющейся социальной, экономической и законодательной действительности.
- Валентин Григорьевич, насколько я понял, вы только что высказали свою гражданскую позицию и точку зрения руководителя, работающего в реальном секторе рыночной экономики. Ваша позиция как депутата, за которым стоят простые люди, которые могут стать «жертвами» сокращений, совпадает с вышеизложенными тезисами?
- Со стороны депутатов принятие такого бюджета было непростым шагом навстречу администрации области. Таким образом, мы выказали доверие исполнительной власти. Но мы оговаривали тогда и видим, что наши договоренности выполняются, что результатом данной политики не станет эскалация социально острых аспектов общественной жизни Псковщины.
Сегодня, исполнительная власть демонстрирует корректный и взвешенный подход в принятии такого рода решений. Другое дело, что, думаю, не ошибусь, если скажу, что этот год будет для всех тяжелый. Боюсь, не ошибусь, если скажу, что и следующий будет не из простых. Но как результат, мы увидим реальную картину экономического потенциала региона, на основе которой уже можно будет реализовывать реальную программу его развития. Это будет и честно и по научному верно.
- А что касаемо федерального «кошелька»?
- Работать с федералами следует. И в первую очередь в части федеральных целевых программ. Здесь никакой бездефицитный бюджет нам не помеха. Хотелось бы, чтобы в этом вопросе нам помогали депутаты Государственной Думы и Федерального собрания, которые представляют нашу область. В каждой федеральной программе наша область должна иметь свою «строку».
- Вы имеете в виду те «излишки» стабилизационного фонда, которые федералы обещают направить на развитие инфраструктуры?
- Именно. В частности, строительство и ремонт федеральных дорог. Сейчас, как известно, есть два возможных направления, по которым будет осуществляться финансирование. Это Санкт-Петербург - Москва и Санкт-Петербург - Киев. В какой этап мы можем попасть, если попадем вообще? Ведь федералы, проведя нехитрый анализ, могут сделать вывод, что дороги в нашей области весьма неплохие по сравнению с соседними. И это правда. «Боюсь», что наши дороги, даже одни из лучших на Северо-Западе. В таком случае мы можем ничего не получить. Наша же задача сделать так, чтобы область все-таки попала в один из федеральных проектов по реконструкции дорожного хозяйства. Исполнительной власти следует очень «плотно» работать и с Минэкономикой, и с Минфинансов.
- Другими словами, в оправданиях позиция исполнительной власти относительно бездефицитного бюджета не нуждается.
- Думаю, да. При социализме было очень много здравых вещей, но было и достаточное количество всяческого рода несуразиц, которые возникали благодаря тому, что власти предержащие из популистских соображений и вопреки здравому смыслу создавали некоторые весьма оригинальные социально-экономические конструкции. Как-то: по окончании хозяйственного года долги всем сельхозпредприятиям попросту списывались. И директора экономически успешных хозяйств, которые, ужимаясь весь год, достигали в результате неплохих экономических показателей, приходили в ужас от того, что на их глазах списываются долги соседям, которые, набрав кредитов, все проели-пропили и в «сухом» остатке имеют больного коня и ржавый трактор. К счастью для большинства и, увы, для некоторых, такие времена канули в Лету.
- Валентин Григорьевич, с вашего позволения хотелось бы порассуждать относительно грядущего 131-ФЗ. Просто беда какая-то. Никто не может понять его актуальность, а главное - смысл.
- Федеральная власть захотела привести уровень административного управления государства в соответствие с европейскими аналогами. А это в настоящий исторический отрезок развития нашего общества - нереально. Как всегда, не учли специфику. Современная Россия - это огромная территория, заселенная хаотичным образом, с практически вымирающим населением в сельской местности и очень низким уровнем образования в отдаленных районах. Потенциальных кадров для формирования представительных органов и исполнительной власти нет. Бюджеты формировать, кроме как ходить с протянутой рукой, не из чего. Межбюджетное законодательство - сырое, и отсутствуют необходимые нормативно-правовые акты.
Спрашивается, зачем же давать те права, которые не могут быть реализованы? Ни о какой самостоятельности и повышении гражданской активности и ответственности у населения речь идти не может, когда их права будут неизбежно делегированы на второй уровень. Одна путаница и лицемерие.
- Вопрос последний. На завершающей стадии первого парламентского полугодия наблюдатели констатировали некоторое весьма любопытное взаимопонимание между исполнительной и законодательной властью, которое они демонстрировали в ходе парламентских сессий. За исключением досадного эпизода с принятием поправок в Устав области. О чем это свидетельствует? О том, что исполнительная власть выработала эффективные механизмы взаимодействия с законодательной, о том, что ей удалось склонить на свою сторону большинство депутатского корпуса или о том, что предлагаемые ею новации настолько разумны, что у парламентариев просто нет аргументов им противиться?
- О том, что идет очень кропотливая работа двух ветвей власти в комитетах и согласительных комиссиях. На сессии, как правило, выносятся законопроекты, по которым достигнуто взаимопонимание. За исключением отдельных моментов, когда исполнительная власть не успевает, иногда в силу объективных обстоятельств, подготовить тот или иной документ. А что вас смущает? То, что мало парламентских дебатов? Ну, во-первых, их не так уж и мало, а во-вторых, это хорошо. Это означает лишь то, что в межсессионный период обе ветви власти занимаются делом.
Михаил Ермоленко, «Псковская правда – Вече», 4 августа 2005 года