Такого давно не было… Сегодняшняя (всего-то вторая в новом, пятом созыве!) сессия Псковской гордумы вызвала стойкое дежавю со временами противостояний городского парламента и мэров. А первые грозовые нотки надвигающейся бури на псковском политическом небосклоне эхом послышались вчера на координационном заседании под председательством главы города Ивана Цецерского, где обсуждался вопрос о том, что горадминистрация не известила депутатов о временном отстранении от должности начальника управления образования Пскова Геннадия Барышникова. Впрочем, обо всем по порядку…
Началась сегодняшняя - возможно, историческая - сессия гордумы вполне рутинно. Ну, с некоторыми оговорками: те, кто не вчитывался в повестку дня, могли слегка ошалеть от количества заявленных вопросов - 52! И еще 6 вопросов депутаты с ходу докинули в дополнительную повестку.
Еще больше ошалеть можно было через два часа хода сессии, когда перерыв утомившиеся депутаты объявили, заслушав всего 2 (из 58!) вопросов.
Впрочем, пообсуждать тут было что. Сессия началась с отчета начальника УМВД России по городу Пскову Сергея Сорокина о деятельности подотчетного ему ведомства за 2011 год. Заслушав напичканный цифрами и процентами отчет, депутаты наперебой бросились задавать каверзные вопросы.
Дмитрий Барабанов от КПРФ (не путать с очень похожим на него братом Сергеем, который – от ЛДПР) пытал вопросами про борьбу с игорным бизнесом. Сергей Сорокин в ответ пенял на судебную практику – полиция-то, мол, расследует и раскрывает. Еще один коммунист, Виктор Дуля, в очередной раз припомнил выемку в предвыборный период из местного штаба компартии тиража агитматериалов – в ответ он услышал, что все было законно: мол, суд подтвердил. Наконец, Иван Цецерский предложил «чаще встречаться», а затем поинтересовался, как же город уже месяц как живет без начальника ГИБДД и есть ли кандидатуры. Про кандидатуры Сергей Сорокин ему ничего конкретно не ответил, зато поделился занятной статистикой: без начальника, оказалось, псковские дорожные инспектора работают лучше. Вот так вот.
Затем решали с поправками в бюджет на этот год. Общий отчет решили не заслушивать, сразу перейдя к спорным вопросам, о которые ранее уже пришлось «побиться» чиновникам из администрации и депутатам на профильных комиссиях. Тут камнем преткновения стал вопрос о том, что из ранее запланированных сумм объемом под 100 млн рублей на ремонт дворов и дорог получается выделить пока лишь пятую часть: из-за этого дефицита депутаты решили посокращать многие другие предложенные администрацией расходы.
Впрочем, не все были с этим согласны: расходы-то резались в первую очередь на создание современного детского библиотечного центра (сейчас на него нужно около 10 млн рублей, затем понадобится еще порядка 30). Посему Дмитрий Барабанов, «как отец маленькой дочки», заявил, что он на своей машине готов ездить по недоремонтированным дорогам, обходить лужи и ямки – но чтобы его ребенок ходил в цивилизованный, современный библиокомплекс.
Затем, после перерыва, работа потекла в спокойном темпе, который хорошо представляет монотонная фраза «Нужен доклад-содоклад? Если нет, то голосуем за основу и в целом».
Были лишь некоторые всплески депутатской активности.
Так, Евгений Самуйлов в какой-то момент возмутился тем, что горадминистрация без ведома депутатов отказалась от субсидии в несколько десятков миллионов рублей «на осуществление функций областного центра». Но глава администрации Пскова Петр Слепченко пояснил, что те же деньги перечисляются по другим статьям – на ремонт дворов и дорог. Но у единственного справедливоросса в гордуме взыграл «принцип»: он пригрозил, что так (без ведома депутатов), администрация поступила «в последний раз».
Была и еще пара интересных дискуссий. Например, депутаты долго размышляли над вопросом, почему нужно давать права безвозмездной аренды здания клубу собаководства сроком на 10 лет. Звучали предложения ограничить срок 3-мя годами, или вообще брать с них плату: мол, они же какие-то деньги зарабатывают. В итоге выяснилось, что здание стоит рядом с кладбищем, и использовать его как-то прибыльно для города все равно вряд ли получится, здание требует такого ремонта, что деньги от аренды за 10 лет затрат не покроют все равно (а собаководы собираются найти спонсора) – да и социальную функцию клуб несет, проводя обучение собак, чтобы они были не опасны для людей. В итоге здание им на 10 лет дали.
Затем «выплыл» конфузный факт. Когда депутаты собирались проголосовать за награждение медалью «За заслуги перед Псковом» нескольких заслуженных граждан в обычном режиме (так делали, если не подводит память, весь прошлый созыв). Но Дмитрий Барабанов, ставший депутатом недавно и потому с более свежими воспоминаниями об уставе и регламенте гордумы, напомнил коллегам, что любые голосования по персоналиям должны проводиться тайно (то бишь с бюллетенями, ящиками для голосования и счетными комиссиями). Иван Цецерский согласился, что негоже нарушать собственноручно принятые думой нормативные акты, и поручил подготовить бюллетени под «наградных» кандидатов – помимо этого на сессии тайным голосованием должны были выбрать (и выбрали) замом сити-менеджера Сергея Сирого, а также продлить полномочия и.о. нескольким подведомственным муниципалитету руководителям.
Правда, когда обсуждали вопрос продления срока исполнения обязанностей директора МБУ «Жилище» Ольге Георгиевой, ее начали «срезать» знанием статистики подотчетного хозяйства, выпытывали, какие перед ней стоят самые серьезные проблемы - буквально ждали, чтобы она стукнула по столу, и потребовала сначала денег, а потом уже «спроса». Женщина растерялась от такого напора, а депутат Валерий Лесников еще добавил, что пора прекратить практику «условного» согласования кандидатур руководителей. Но все в итоге обошлось: пожурили, и дали время подготовиться к следующему такому согласованию через 3 месяца.
И уже лишь через 4 часа после начала сессии депутаты наконец дошли до, пожалуй, главного: вопроса об отстранении Геннадия Барышникова. История оказалась запутанной: звучали тезисы, что виной тут, почитай, прямое неисполнение указаний руководства. Высказались в очень напряженной атмосфере и многие депутаты, и сам г-н Барышников, и псковские «главы» - Иван Цецерский и Петр Слепченко. И впервые на публике их диалог был таким напряженным… Разлад случился и среди депутатов, которые спорили и между собой, и с главой города – спикером гордумы. Не случайно парламентарий Сергей Никифоров напомнил коллегам: мол, «мы сейчас загнали себя в такой угол, что непонятно, как из него выбираться». А Иван Цецерский, когда страсти разгорелись до предела, благоразумно предложил остановиться у черты: «нельзя переходить грань». Впрочем, еще неизвестно – не осталась ли эта грань где-то уже позади, за горизонтом…
В общем: это надо видеть и слышать. Чтобы не исказить позиции сторон, Псковская Лента Новостей предоставляет читателям возможность почувствовать себя свидетелями этой сессии, посмотрев видеозапись обсуждения.
Как говорится, no commets…
Сергей Васильев