Майскую сессию Псковского областного Собрания депутатов задолго до ее проведения окрестили «знаменательной» и «судьбоносной». Как-никак решалась судьба человека, да не просто человека, а Человечища с большой буквы. Как бы кто по-разному не относился к персоне Михаила Гавунаса, отрицать того, что последние 15 лет – это была действительно фигура на псковском политическом небосклоне, нельзя. Однако о судьбе опального олигарха местного значения уже сказано предостаточно, поэтому сосредоточусь только на ходе сегодняшнего театрально-политического действа.
В общем и целом, ожидания от сессии не обманули. Давненько я не видел такого веселенького «парламентского часа» в исполнении народных избранников земли псковской. Не прав был экс-спикер Грызлов, ныне ставший экспонатом музея современной политической истории России: парламент – место для дискуссий. Причем весьма забавных. В конце концов, депутатов-то мы избирали, и если они помимо непонятной, а иногда никому не нужной деятельности, радуют нас такими шоу, может, в этом их предназначение?!
То ли оппозиционные депутаты, ожидая большого числа зрителей, подготовились заранее, то ли запах крови поверженного врага настолько возбудил их, но началась сессия с внезапных атак коммунистов. Вождь псковской КПРФ Александр Рогов потребовал включить в повестку дня вопрос о приостановке депутатских полномочий Бориса Каракаева. Видимо, воодушевленные окончательной победой над «всемогущим Гавунасом», - ведь, кашу с ним они заварили – представители компартии решили «под шумок» нанести еще один удар по оппонентам из «Единой России». Несмотря на то, что решение суда по Каракаеву неокончательное, и расследование выборного «гоночного инцидента» между ним и великолукским коммунистом Олегом Козырем будет продолжено.
Собственно, базируясь на этой точке зрения, парламентские единороссы и избрали свою оборонческую стратегию, блокируя включение неудобного вопроса в повестку. Борис Полозов заявил о том, что «не знаком с обстоятельствами дела», и надо бы подготовить необходимые документы. Алексей Севастьянов выразил обеспокоенность по поводу душевного состояния жителей Великих Лук в случае, если полномочия депутата Каракаева будут прекращены. «Мы ставим под удар избирателей. Они будут лишены возможности встречаться со своим депутатом», - отметил г-н Севастьянов. Председатель облизбиркома Николай Цветков, имевший определенное отношение к печальной для коммунистов рокировке Козырь-Каракаев, стал поучать, что рассматривать это дело – вовсе не задача депутатов на этой сессии.
И тут на авансцену вышел независимый предприниматель, демократ в душе и коммунист по списку Игорь Савицкий со своим мешком камней в огород партии власти. «Меня пугает, что фракция ЕР в Собрании ничего не знает о самом грандиозном скандале тех выборов», - эмоционально возмутился Савицкий. По его мнению, народнофронтовец Каракаев сам должен написать заявление о сложении полномочий. За партию и отсутствующего коллегу вновь вступился г-н Севастьянов. «Я знаю многое, что происходит в области», - многозначительно произнес Алексей Анатольевич. Так многозначительно, что подумалось, а ведь действительно что-то знает! «Ставится под сомнение работа окружной комиссии, а не порядочность депутата Каракаева, - продолжил г-н Севастьянов. - Он что должен явиться и сдаться?» Вопрос был риторическим.
Замечание «яблочника» Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) о том, что «выборы не закончены, пока не закончен последний суд», не возымело на большинство депутатов никакого действия, и случай с Каракаевым решили не рассматривать. Более 20 минут – так долго в областном Собрании повестку дня давно не обсуждали.
После парочки технических вопросов сразу перешли к «десерту». Говорить начал заместитель прокурора Псковской области Андрей Неговора. О чем – понятно. Г-н Неговора еще раз привел доводы прокуратуры, доказывающие наличие двойного гражданства у г-на Гавунаса, из-за чего он не может являться депутатом.
Возможно, обсуждения особого и не требовалось. Многие из депутатов уже озвучили свои позиции и в СМИ, и на комитетах, и внутренних партийных сборищах. Если б не оставшийся на авансцене г-н Савицкий. Известный своей взрывной моторностью ветеран псковских политических дискуссионных площадок решил «тряхнуть стариной», создав пару ярких перформансов.
Его громкая речь зашкаливала микрофон. Игорь Николаевич припомнил Гавунасу все. «В 1996-м году он приехал в Псков бедным, а через четыре года стал самым богатым человеком в области! – громогласно вещал г-н Савицкий. - Мы все знаем и про «Псковалко», и про Мелькомбинат, и про Керамкомбинат, и про базу в Молочково! Знаем, как это все приватизировалось!» Рассказывая о «деяниях Гавунаса», он указал на присутствующего в зале экс-спикера Юрия Шматова, «который реально потерял здоровье». Не забыл политический шоумен и про себя, напомнив, что «неоднократно поднимал все эти вопросы, но получал отписки от правоохранительных органов».
В том, что так происходило, г-н Савицкий, в том числе, обвинил президиум Собрания (там сидели Борис Полозов, Елена Бибикова, Виктор Антонов, Александр Котов и Валентин Каленский). «Это вы осуществляли политическую поддержку и прикрытие. Вы его покрывали. Как будто никто и не знал, что он конченый вор?! - разбушевался не на шутку г-н Савицкий. – Десятки миллионов долларов украдены у Псковской области! И президиум должен нести политическую ответственность!» Апофеозом выступления стало предложение Игоря Николаевича членам президиума написать заявления об отставке, покинуть сцену и «пересесть на галерку».
Косвенно, в поддержку идеи высказался лидер фракции ЛДПР Сергей Макарченко. «Когда людей выбирали в президиум, нас уверяли, что все они уважаемые люди. Оказывается, не все», - кивнул г-н Макарченко на пустующее кресло Гавунаса.
Вызов «на батл» от Савицкого продолжал держать Алексей Севастьянов. «Я сижу тут 5 лет и не разу не слышал, чтобы вы вопросы по Гавунасу поднимали», - заявил он, подчеркнув, что «Единая Россия» вовремя рассмотрела в Савицком перебежчика и избавилась от него.
Но заведенного г-на Савицкого было уже не остановить. «И по вашим деньгам будут разговоры! И по поводу вашего гражданства я сделаю запрос! А то, что вы были шестеркой Гавунаса, и так все знают», - сделал он очередной выпад в сторону г-на Севастьянова.
Внешне лицо г-на Севастьянова осталось спокойным. Он назвал все обвинения в свой адрес необоснованными. «Я публично заявляю, что, несмотря на то, что я из Эстонии, гражданином другой страны не являюсь», - отчеканил г-н Севастьянов. В зале тут же нашлись остряки – «недавно тоже тут один публично клялся». По поводу же оскорблений г-н Севастьянов попросил для начала разобраться комиссию по этике. «Да я за свои слова отвечаю. Готов встретиться с вами хоть в суде», - не унимался г-н Савицкий.
Надо отметить, что неоднократно в течение «горячих выступлений» Игоря Николаевича, некоторые из его коллег призывали вести себя поспокойнее. За «говорящую звезду» своей фракции вступился г-н Рогов. «Чем вам эмоциональность Савицкого не нравится? У нас, что в уставе записано, что депутат должен говорить уныло и тихо? Давайте внесем тогда изменения, и будем говорить тихонько-тихонько», - на этих словах глава КПРФ демонстративно перешел на шепот. А чуть позже - уже во весь голос - поблагодарил прокуратуру и лично Тимура Кебекова за то, что довели дело до конца вопреки мифу, согласно которому правоохранительные органы в подобных ситуациях часто «спускают на тормозах». Особо г-н Рогов отметил роль администрации области и лично губернатора Турчака, принявших в решении проблемы деятельное участие.
Итоги тайного голосования по делу Гавунаса ни для кого не стали откровением. Из 40 парламентариев только двое проголосовали «против», а один «воздержался». Все остальные дружно лишили бывшего соратника по парламенту депутатских полномочий. Сегодня урна для голосования оказалась Михаилу Савельевичу неподконтрольна…
Алексей Голубев