Новости партнеров
Политика

Михаил Брячак: Политический окрас для меня особого значения не имеет

28.05.2013 16:52|ПсковКомментариев: 54

Вчера депутат Государственной Думы, справедливоросс Михаил Брячак побывал в Пскове и встретился сначала с губернатором региона, а потом с городскими парламентариями. Обозревателю Псковской Ленте Новостей удалось вклиниться между двумя встречами и поговорить с народным избранником о работе в Госдуме, триллионных недостачах в бюджете, отвратительных дорогах и губернаторских амбициях человека, который не единожды претендовал на пост главы Псковской области.

О плохом администрировании…

- Михаил Васильевич, добрый день. Вы приехали в Псков, в частности, и для того, чтобы встретиться с городскими депутатами. Это будет рядовая встреча или вы заинтересовались конфликтом, который разгорелся внутри гордумы, а также между региональными и муниципальными властями?

- Встреча с депутатами пройдет по приглашению Ивана Цецерского, она была оговорена еще более двух месяцев назад, когда никаких обострений и явно выраженных противостояний не было. Что касается конфликта, то мне кажется, он не носит принципиального характера, это рабочий момент между городом и областью. Так устроено законодательство, что в сфере распределения полномочий, в сфере бюджетных отношений формируются вот такие противоречия не по какому-то индивидуальному личностному характеру, а в силу служебных отношений. Они регулируются обычно, и здесь, я думаю, будет найдено такое решение. Вмешиваться в это, по-моему, каким-то сторонам и политическим силам нет никакого смысла. Все урегулируется само собой.

- А это не напоминает вам политические войны периода того же Михаила Хоронена, когда последний демонстрировал губернаторские амбиции, и руководство города и области боролись за влияние? Нынешнее противостояние не носит такой же четко выраженный политический характер?

- Я думаю, и в том, и в другом случае политическая составляющая присутствовала. С моей точки зрения, можно было значительно более конструктивно этот процесс вести, если не было бы политической составляющей и политических амбиций. Но это нормально, наверное, для руководителей и политиков иметь амбиции.

- Давайте теперь поговорим о вашей работе в Госдуме. У Думы был определенный тяжелый период с «исходами» народных избранников, лишениями мандатов, давлением на некоторых депутатов из «Справедливой России». Говорили даже о возможном самороспуске Думы. Сейчас есть ли такие настроения, как идет работа, оказывается ли давление на депутатов «Справедливой России»?

- Вы знаете, давление оказывается и оказывалось всегда. Оно везде оказывается на оппозиционные партии. Это устройство политической системы такое. Но такого запредельного давления сейчас не ощущается, и, надеюсь, этого не будет. Ну а то, что большинство всегда доминирует, это тоже понятно и свойственно любой политической системе. А мы как меньшинство – сопротивляемся, это тоже естественный процесс (смеется). В целом, если сказать по персоналиям, то все уже понятно: события, связанные с Болотной площадью… Наверное, в интересах стабильности, в интересах государства и политической системы какие-то законодательные корректировки нужно было внести, и они вносились. На сегодня мне представляется, что ситуация стабилизировались. С тем же Пономаревым (Илье Пономареву якобы незаконно фонд «Сколково» выплатил 750 тыс. долларов за курс лекций - Д.К.) она носит исключительно локальный характер.

Что в целом до Думы, то она работает и, я думаю, что значительно активнее, чем предыдущие созывы. Мы сейчас поднимаем вопросы не только пятого, но и третьего-четвертого созывов. Встречаются законы, которые не рассмотрены. Надо отдать должное Сергею Нарышкину, который постарался выстроить эту работу так, что оглядываться на политические, партийные приоритеты не приходится. Есть очень четко поставленный вопрос профессиональных значений, именно на это делается ставка. В частности, в комитете по транспорту, в котором я состою, мы, образно говоря, не знаем, кто в какой партии состоит. Есть профессионалы-транспортники, которые занимаются своими функциями… Я уже, видимо, упреждаю ваш вопрос, что, собственно, я там делаю?

- Да, это не только меня интересует.

- При распределении полномочий мне была определена функция внешнеторговых грузопотоков. На сегодняшний день в России очень активно работает экспортно-импортная кооперация. Формирование бюджета, обеспечение производственной сферы комплектующими, обеспечение бюджета во многом основывается именно на внешнеэкономической деятельности. До 70% всех товаров народного потребления – ввозные. Мы имеем от экспортно-импортных операций более половины поступлений в бюджет. Да, порядка 70% в бюджете – углеводороды, но они относятся к тем доходам бюджета, которые не надо администрировать, поскольку, как правило, это бизнес государственных компаний. Я не о них говорю. Администрирование внешнеторговых потоков по импорту – это колоссальная проблема. Мы совместно с Академией наук и профильными министерствами выяснили, что более трех триллионов рублей – вдумайтесь, от всех поступлений в бюджет, в том числе, шести триллионов от углеводородов! – это потери. Мы недополучаем в бюджет положенных по закону более трех триллионов рублей! Это результат нынешнего таможенного администрирования.

Мы представили эту информацию президенту и ведем активную работу с Эльвирой Набиуллиной как с его экономическим советником, с управлением администрации президента. Если эти цифры подтвердятся – а они получены в результате работы Институтом проблем развития рынка, Институтом естественных монополий и т.д. – то нам надо, ужаснувшись, немедленно менять систему таможенного администрирования. Нужно избавляться от очередей, простоев, элементов коррупции.

- Да, каков уровень коррупции в этой сфере?

- Ну да, это только прямые потери – три триллиона рублей. Есть и «косвенные» потери. Ну, например, комбайны итальянского производства, которые ввозятся в Россию, стоят 150 тыс. долларов. Чиновник от таможни определяет стоимость в 15 тыс. долларов. С 15 тыс. долларов собирается 20%, то есть не 30 тыс. долларов в бюджет, а 3 тыс. долларов. Куда идет остальное, мы с вами можем только догадываться, не так ли? Но это не единственный элемент, хотя и здесь потери очевидны и колоссальны. 

Поэтому новая система администрирования внешнеторговых грузопотоков – это глобальный государственный вопрос. Это и глобальные возможности по транзиту, на которые обратил внимание в своем послании президент: транзитный потенциал надо осваивать как приоритетное направление экономики. Это и есть моя работа. Создан специальный координационный совет - я как первый заместитель председателя комитета его возглавляю - куда вошли соответствующие представители комитетов Госдумы, Совета Федерации, министерств и ведомств исполнительной власти, общественных объединений. Мы работаем с Европарламентом по этому вопросу, боремся с коррупцией – уже три уголовных дела заведено в этой сфере, - мы вносим поправки в действующие законы и разрабатываем новые.

То есть если ты пришел в Думу и хочешь заняться полезным, нужным делом - у тебя все возможности есть, работай. А если кто-то не хочет… Можно ходить на Болотную, на площадь Сахарова, куда угодно, на пляжи ездить. А можно работать, как ваш покорный слуга. Я работаю, и очень серьезно. И я намерен существенным образом изменить систему таможенного администрирования. Мы на 163 месте из 180 государств по уровню международной торговли. Это дико! Это надо менять.

- Эти изменения как-то коснутся Псковской области?

- Безусловно. Это не только дополнительные поступления в бюджет… Ведь что такое три триллиона при десяти триллионах федерального бюджета? И каковы будут его возможности для поддержки регионов с учетом дополнительной одной трети? Но это только часть: как только будут выстроены цивилизованные правила таможенного администрирования, у нас в регионе появится целый ряд проектов по созданию логистических центров, складских комплексов, которые будут обеспечивать обработку торговых грузопотоков. На таможенном транзите, кстати, годовой объем оказываемых услуг – 850 млрд долларов. Это те деньги, которые сегодня могут просто уйти через Китай-Казахстан-Каспий в Европу. Этот маршрут очень активно разрабатывается, а наш «Транссиб» пока стоит. А что? Движение от Владивостока до Бреста – 7 суток и прохождение границы на Бресте – тоже 7 суток. А ведь транзит – это 12% валового мирового продукта.

Я не знаю, когда мы научимся делать такие машины, как в Германии, или выращивать такое поголовье крупного рогатого скота… Но то, что транзит у нас есть, я знаю. И я в Думе для того, чтобы этот транзитный потенциал реализовать в интересах государства.

- Для этой реформы потребуются расходы из государственного бюджета или в эту сферу бизнес придет сам?

- Здесь не нужно ничего – только принятие законов. Нужно изменить законодательство и подход. Наши службы не должны видеть в участнике внешнеэкономической деятельности в первую очередь преступника. И во вторую очередь – преступника. А потом уже «давай поговорим»… Отсюда у нас все беды.

Из-за несовершенства системы те грузы, которые могли бы идти через Псков, идут через Казахстан и Белоруссию. Мы теряем не только деньги, но и рабочие места.

…плохих дорогах…

- В Госдуме работают еще два депутата от Псковской области. С ними вы встречаетесь, решаете вопросы по Псковской области?

- Безусловно, встречаемся. Мы в большей степени контактируем с Александром Васильевым, потому что он тоже работает в комитете по транспорту. Он вошел и в состав координационного совета. С Владимиром Никитиным тоже контактируем, но в меньшей степени.

- У нас целых два представителя в думском комитете по транспорту, президент о псковских дорогах говорит, а в городе с дорогами что-то непонятное творится. Баннер даже недавно повесили с «приветом» губернатору. В чем проблема и как ее можно решить? И не назревает ли, по-вашему, в Пскове транспортный коллапс?

- Бюджетные возможности таковы, что те задачи, которые даже хотелось бы реализовать, сделать не представляется возможным. Несмотря на то, что на собираемых акцизах нам удалось большие суммы перечислять в фонды строительства дорог. Это вопрос скромных возможностей бюджета.

Я знаю, что Андрей Турчак – и мы стараемся его, по возможности, поддерживать – выходит на целевые программы, которые могут в области эту ситуацию изменить. Думаю, что согласование этих программ на следующий год дадут результаты. Как мы это уже видели в восстановлении и реконструкции на некоторых участках по направлению в Санкт-Петербург. Мы видим, как эта ситуация изменилась. Такой же этап будет, наверняка, в следующем году по направлению во внутригородском хозяйстве.

- В следующем году? Создается впечатление, что чем чаще выборы, тем лучше дороги. Как-никак, губернаторские выборы в следующем году. Может, каждый год их проводить надо?

- Я не думаю, что это связано с выборами. Здесь надо отдать должное работе властей: мы получили значительно больше, чем другие регионы и чем мы же получали в предыдущие годы.

- Так в том и вопрос: денег мы получаем больше, а дороги все хуже. Кризис, вроде, миновал, а дороги разваливаются по весне. Дороги объективно хуже, чем в прошлом и позапрошлом годах. Странно это.

- Кризис, может быть, и миновал, но бюджетные дела наши не улучшились. У нас бюджет по сравнению с предыдущим годом более строгий.

- Вы имеете ввиду региональный?

- Нет, федеральный, но это отражается и на регионах. Поэтому такая ситуация. К сожалению, она общая по стране. И дополнительных возможностей она представить не могла. Бюджет сегодня не дает возможности обеспечить необходимое. ЖКХ – разве это меньшая проблема? По программе расселения из ветхого жилья наши коллеги не выполнили вовремя необходимые требования и не вошли в программу. Тут надо говорить уже о том, кого мы избираем и куда назначаем.

- Мы затронули вопрос выборов, давайте поговорим о них более глобально. Власти вернули выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам и выборы губернаторов. Вы приветствуете эти изменения?

- Я думаю, серьезным образом новая система выборов депутатов Госдумы на процессе ее работы не отразится. Ведь нам никто не запрещает, выдвигая список, двинуть тех же самых кандидатов по одномандатным округам. Как правило, лучших вставляем в список и лучших же выдвигаем по округам. Избравшись по одномандатному округу, депутат выходит из списка… Что дальше – все понимают. Игрушка! Иванов-Петров-Сидоров – в какой бы конфигурации они не были расположены, они все равно пройдут. По большому счету, как это может отразиться на Думе? Никак.

- На активизации политической борьбы в регионах это может отразиться.

- Да, на регионах, наверное, может отразиться. Те свежие силы, которые не могут преодолеть партийные барьеры, могут в каком-то случае пройти лично. Яркие личности, безусловно, есть и могут иметь успех.

- Как работу фракции в областном Собрании оцениваете? Она работает продуктивно?

- С учетом того количества мандатов, что у нас есть (фракция эсеров насчитывает 4 человека – Д.К.), я думаю, что в пересчете на количество законодательных инициатив мы в лидирующих позициях. Другое дело, что мы не партия большинства и не все наши инициативы проходят, но по проработке предложений и по активности, думаю, мы в лидерах.

- Одним словом, является ли «Справедливая Россия» в областном Собрании оппозицией или это союзник партии большинства?

- Я уверенно вам говорю, что наша фракция действует в соответствии с нашей программой и идеологией. Вы не могли не заметить те законодательные инициативы, которые не нравятся областной администрации: они требуют бюджетных решений почти в каждом случае. Но мы продолжим вести эти вопросы, это наша социально-демократическая идеология.

 

…И хорошем губернаторе

- На губернаторских выборах в следующем году будет ли, по-вашему, конкуренция? До отмены выборов вы всегда были одним из основных кандидатов на пост, поэтому было бы логичным предположить, что и в этот раз собираетесь участвовать. Более того, сразу после объявления о возвращении выборов первым заявили о своем намерении. Или при нашей непредсказуемой политике не рискуете строить планы?

-  При всей непредсказуемости планы на выборы нам надо строить. Выдвижение кого-либо из кандидатов – это вопрос президиума центрального совета партии. Конечно, мы будем смотреть на других кандидатов в губернаторы. Безусловно, в первую очередь, на Андрея Анатольевича Турчака, если он будет выдвигаться как кандидат на следующий срок. Нам представляется, что тот период, который проработал Андрей Турчак, позволил ему получить опыт, понимание, обеспокоенность - только сейчас с ним общался. И второй срок может быть для него значительно более эффективным.

И если у него будет представлена понятная нам программа бюджетной политики, политики социально-экономического развития региона, если мы поймем, что он как губернатор делает с образованием, ЖКХ и другими отраслями, с бюджетной политикой в целом, то мы можем в интересах региона, невзирая на наши политические амбиции, рассмотреть и эту кандидатуру. Но это все на основе тех консультаций, тех документов, которые он как кандидат представит.

- Я понимаю, что глава региона – это, в первую очередь, глава исполнительной власти, но это же представитель совсем другой партии! Я хорошо помню, как вы всегда негативно относились к «Единой России», как боролись с ее представителями. Отношения с единороссами у вас не складывались…

- Вам, как наблюдателю, как человеку заинтересованному, придется согласиться: политический окрас для меня особого значения не имеет. Когда вместе с губернатором Евгением Михайловым приехала группа людей, которые стали откровенно мародерствовать на территории – не просто грабить, а мародерствовать – это меня и толкнуло в политику. Я с этим, как мог, боролся. Несмотря на то, из какой они партии – они просто разбойники.

Я могу напомнить фамилии: Дмитрий Дервоед, «Псковпрод» знаменитый. Эти и некоторые вице-губернаторы, за изнасилования посаженные, и некоторые, сейчас в бегах находящиеся… Вот, где проблема, а не в партийной принадлежности. Это жулики и мошенники, которые съехались в Псковскую область.

- А сейчас ситуация не такая, да?

- Сейчас – конечно. Андрей Анатольевич – человек образованный, с достоинством и самолюбием, с совестью и пониманием проблем. Это уже много для руководителя. Такой вакханалии, такого разбоя и грабежа он не мог бы допустить и не допустит. А некоторые его успехи мы тоже видим. Социальную сферу значительно защитил… Хочется больше, но это уже результаты, которые отличают его от философии предыдущей администрации: нет денег – ты должен умереть!

- Вот вы только что встречались с губернатором. О плюсах его вы только что рассказали, а об упущениях его команды задаете ему вопросы? О госдолге области спрашиваете? О политической войне с областным центром, которую он как губернатор с пониманием проблем должен был предотвратить? В конце концов, история с Ниццей – все это не очень позитивно складывается на имидже губернатора и региона в целом.

- Хорошо, давайте по всем трем примерам поговорим! Дефицит бюджета и госдолг: плохо это или хорошо? Было бы лучше, если бы он не кредитовался и не изыскивал возможности покрыть эти кредиты? Нет. Я считаю, что это – поступок руководителя, и он, конечно, с рисками, но это деньги, которые он как обузу себе нагружает. Это делается для области и для жителей области. Это заслуживает уважения, понимания и поддержки.

Что касается Ниццы. Когда формировалась администрация, этих требований не было. Они грянули только сейчас, и, возможно, если Турчаку или любому другому губернатору или министру, депутату было бы известно, что надо выбирать: либо домик в Ницце с семьей, которая должна в сухом климате жить из-за вопросов по здоровью, либо карьеру - человек, возможно, подумал бы: мне не нужна карьера, мне нужен здоровый ребенок. Но тогда-то этого не было! И вменять это в вину сейчас я бы не стал.

- Давайте закончим тему губернаторских выборов: я так понимаю, что возможна ситуация, при которой вы поддерживаете действующего губернатора…

- Вполне возможна, нам нужно понять ситуацию, которую предложит для области тот или иной кандидат. Но своего кандидата мы, естественно, тоже будем готовить.

- Возможен ли такой вариант, что участие в выборах будете принимать не вы, а Олег Михайлович Брячак, «восходящая звезда» псковской политики? Как вы, кстати, оцениваете его первые шаги на этом поприще?

- Я бы по понятным причинам не стал оценивать его работу, это должны сделать жители области и его коллеги-депутаты. А что касается перспектив… Не исключено, а даже вполне возможно, что партия – я повторяю, это вопрос президиума центрального совета – может рассмотреть его кандидатуру на выдвижение. Это соответствует духу времени, как раз это поколение мы сегодня видим в исполнительных органах власти.

- И что это будет, тренировка спарринг-партнера действующего губернатора? Или это реальная борьба за победу?

- Я думаю, это будет реальная борьба. Мы должны понять, повторюсь: если будет Андрей Анатольевич или какой-то другой кандидат, неизвестно откуда взявшийся, какой-то совсем великий с большими возможностями: ну, например…

  - …Нарышкин!

- Ну, например! И если мы увидим, с каким потенциалом Нарышкин идет в регион, мы не только бороться с ним не будем, мы ему дорожку постелем! Если мы не найдем идеологического понимания в программе Турчака или другого кандидата, мы будем выдвигать свою кандидатуру, безусловно. И это вполне может быть кандидатура Олега Михайловича. Противопоказаний таких нет, на эту роль может претендовать любой. И вы в том числе!

Беседовал Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 266 человек
Лента новостей