2-4 апреля в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга состоялось заседание постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по местному самоуправлению – его координирующим органом является Законодательное Собрание Республики Карелия. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе Псковского областного Собрания депутатов, в заседании приняли участие представители 9 субъектов Северо-Запада России. Псковское областное Собрание депутатов представлял заместитель председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) .
Основным вопросом заседания стал вопрос «О финансовом обеспечении расходных обязательств бюджетов муниципальных образований».
В ходе дискуссии Лев Шлосберг отметил, что внесенные 136-м Федеральным законом изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поправки, резко сокращающие минимальный объем полномочий сельских поселений, привели к значительному сокращению финансовых основ сельского самоуправления, подтолкнули разрушительные процессы на уровне регионов, в частности, форсированное укрупнение сельских поселений, кратное снижение доли налога на доходы физических лиц в бюджетах сельских поселений, утрату поступления от продажи и аренды земли, и, как следствие, привели повсеместно к финансовому обескровливанию сельского самоуправления.
«К сожалению, субъекты Федерации не стараются компенсировать недостатки федерального законодательства, а, наоборот, пользуются им для сокращения значения и ресурсов сельского самоуправления, изъятия финансов из местных бюджетов», - поделился своей позицией Лев Шлосберг.
Члены комитета поддержали псковского депутата, обратившего внимание на возможные последствия для граждан и самоуправления в целом в результате «форсированного, бездумного укрупнения муниципальных образований на селе».
По итогам дискуссии депутаты постоянного комитета ПАСЗР по местному самоуправлению поддержали две инициативы.
Первая из них касается необходимости передачи в местные бюджеты ставки от налога на прибыль организаций в размере не менее 2 процентов в целях обеспечения финансовой самостоятельности местных бюджетов. Вторая – увеличения норматива отчислений в местный бюджет от налога на доходы физических лиц и закреплением за местными бюджетами части транспортного налога с физических лиц с зачислением поступлений в муниципальные дорожные фонды.
Обе инициативы поступят на рассмотрение Конференции ПАСЗР в первом полугодии 2015 года.
Законодательное Собрание Ленинградской области внесло на рассмотрение комитета вопрос о возможности введения самообложения населения, проживающего в сельских поселениях, на сходах граждан, и внесении соответствующих изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Лев Шлосберг выступил с критикой этой инициативы, отметив, что вопросы местных бюджетов и вопросы о самообложении могут рассматриваться и решаться на сходах граждан только в том случае, если сходы исполняют полномочия представительных органов местного самоуправления, что установлено Законом для поселений, численность жителей которых менее 300 человек.
Депутат обратил внимание, что основное население села – это пенсионеры, не имеющие иного дохода, кроме государственных пенсий, работающих жителей мало, их заработные платы низки и не позволяют финансировать решение вопросов местного значения.
«Сначала органы государственной власти урезали полномочия сельских поселений, затем резко сократили их доходную базу, оставив практически без бюджетных ресурсов, а теперь предложат самим гражданам скинуться на общие нужны – то есть на то, что отказался финансировать бюджет. Это недопустимо. Нужно менять саму систему налоговых основ местного самоуправления, насыщать его и полномочиями, и деньгами, возвращать местному самоуправлению ресурсы для развития», – сказал Лев Шлосберг.
Комитет не поддержал предложение депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области, а общую резолюцию дополнил положением о необходимости пересмотра финансовых основ местного самоуправления – как на уровне поселений, так и на уровне районов, с четким закреплением налогов за местным самоуправлением и гарантиями невозможности их умаления со стороны региональных органов государственной власти.