Карликовые политические партии на выборах в Псковское областное Собрание не смогли проявить себя
Подошла к своему завершению избирательная кампания по выборам в Псковское областное Собрание депутатов. Через два дня мы узнаем, каким он станет, обновленный состав регионального парламента. Как минимум половина этого состава будет партийной (конечно, если учитывать одномандатников-партийцев, которым улыбнется удача, то больше). 22 мандата получат политические партии, принявшие участие в выборах. Таковых в Псковской области оказалось семь: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, СЕПР, «Патриоты России», ДПР и «Справедливая Россия». СПС и «Яблоко», хотя и желали участвовать в кампании, но их списки не были зарегистрированы.
В общем и целом заявленные на выборах партии по-разному провели месячник наглядной и другой агитации за себя любимых. Мы решили проанализировать, как это у кого получалось, и какой следует ожидать «выхлоп» на избирательных участках 11 марта.
«Позишн намбер уан»
Безусловным лидером кампании стала «Единая Россия». Только слепой или глухой не знает, что «единороссы» принимают участие в псковских выборах. Даже с чисто обывательской точки зрения совершенно очевидно, что «Единая Россия», как выражается Интернет-молодежь «рулит». В феврале-марте Псков посетили руководитель ЦИК партии Андрей Воробьев, председатель комитета Госдумы по делам материнства и детства Екатерина Лахова, вице-спикер Государственной думы Олег Морозов, лидеры партии Сергей Шойгу и Борис Грызлов. Псковские «единороссы» успели провести целых два съезда сторонников партии: один в Великих Луках, другой в Пскове. Причем на последнем в качестве поддержки выступила знаменитая группа «Любэ». Под эгидой и при непосредственном участии «Единой России» состоялось и самое массовое спортивное мероприятие зимы – «Лыжня России-2007».
Да и вообще достаточно пройтись по улицам Пскова и других городов и поселков, чтобы ощутить, что наглядной агитацией «единороссы» занимались очень серьезно и объемно. Это же касается радио и телевидения. Причем, стоит отметить, что кампания «ЕР» четко структурирована и позиционирована. Лозунги – понятны и практичны. Хотя, существует точка зрения насчет того, что с наглядной агитацией «Единая Россия» даже перестаралась. Что в свою очередь может сказаться на числе их сторонников, считающих, что «дело уже сделано». Несомненно, конечный процент, проголосовавших за «ЕР», будет зависеть от того, насколько сторонники Президента смогут самомобилизоваться в день голосования.
Тише едешь, дальше будешь?
Одну из самых «тихих» кампаний провели коммунисты. КПРФ действует по старинке, надеясь исключительно на силу своего бренда. Учитывая персональный состав партийного списка, это, в общем-то, понятно. За пять лет, прошедших с момента последних выборов в областное Собрание, псковские коммунисты так и не решили проблему, на которую указывали абсолютно все эксперты, - проблему партийных кадров. Обком КПРФ так и не смог обновить эшелон первых лиц партийного населения, несмотря на то, что молодые коммунисты, способные «подтянуть» партию, есть. Неэффективность деятельности и зацикленность на использовании в работе КПРФ одних и тех же приемов - одно из следствий отсутствия притока «свежей крови».
Другим фактором, повлиявшим на ход кампании КПРФ, конечно же, можно назвать отсутствие финансовых средств. И это опять подчеркивает слабость нынешнего руководства псковских коммунистов в области фандрайзинга, то бишь поиска этих самых средств. Удивительно, что бизнес, интересующийся политикой, упустил свой шанс. Ведь при благоприятном стечении обстоятельств инвестирование в КПРФ могло принести неплохие дивиденды. Даже банальная жесткая оппозиция «партии власти». Коммунисты вполне могли бы монополизировать эту нишу, а не пускать «козлов в огород» («Справедливую Россию» и «Патриотов»). Но для этого были необходимы зримые усилия. А так КПРФ просто «плыла по течению», рассчитывая на незыблемость своих избирателей. Если в этот раз коммунистам и удастся занять второе место, то на следующих выборах, такой «халявы» уже точно не будет.
Именем вождя и не только
Третьим крупным политическим игроком на региональном поле все еще остается ЛДПР. Хотя, естественно, лучшие времена либерал-демократов на Псковщине миновали. Это 10-14 лет назад партия стараниями Владимира Жириновского набирала по 40% голосов и смогла усадить в губернаторское кресло своего человека. Время тех процентов и того губернатора безвозвратно ушло.
Видимо, учтя опыт прошлой провальной кампании по выборам в депутаты областного Собрания (2002 год), на этот раз местные либерал-демократы попытались исправить свои ошибки. Они не только рассчитывали на федеральное имя Жириновского, но и постарались предложить псковскому избирателю местный материал. Нельзя сказать, что рекламно-агитационные мессиджи ЛДПР были не заметны. Однако насколько они были удачными, покажут результаты выборов. По предварительным оценкам, они – то есть результаты – должны быть для ЛДПР положительными.
Не победить, так согреться
Честно говоря, не совсем понятно, на что рассчитывают представители Демократической партии России и Социалистической единой партии России. По большому счету никто о них в области ничегошеньки не знает.
ДПР – чисто местечковый проект с ярко выраженным великолукским акцентом – почти все члены этой партии жители славного города на Ловати. Совсем анекдотичным выглядит и тот факт, что на предвыборном счету ДПР задекларировано всего пять тысяч рублей.
СЕПР же теоретически имеет прописку в областном центре. В смысле своих сторонников и членов. Но их количество настолько мало, что, наверное, будь в регионе создано региональное отделение Партии любителей пива, то в одночасье оно бы заткнуло этот СЕПР за пояс.
Может быть, псковские лидеры ДПР и СЕПР преследуют какие-то свои меркантильные цели или хотят выслужиться перед московским начальством? Впрочем, в случае и положительного, и отрицательного ответа на этот вопрос, суть дела абсолютно не меняется: шансы этих партий преодолеть семипроцентный барьер близки к нулю.
Запоздалый марш патриотов
«Патриоты России» после обновления руководства регионального отделения вправе были рассчитывать на успешность своей кампании. В отличие от своих ближайших конкурентов, «Патриоты» на российском уровне имели солидную наработанную документальную базу, вплоть до программы альтернативного социально-экономического курса России.
Однако по сравнению с другими партиями-участницами псковских выборов «Патриоты России» существенно запоздали со стартом избирательной кампании. Первая предвыборная агитпродукция появилась только две недели назад. Таким образом, одна из первоначальных основных задач кампании – познакомить избирателей с партийным брендом и закрепить его, начала выполнятся с запозданием. Хотя, надо отдать должное, сейчас «Патриоты» стараются, как могут.
На «мозоли» «Патриотам» наступили и «эсеры», которые, как и «Патриоты», стали использовать желтый цвет в качестве одного из своих основных цветов, чем существенно осложнили восприятие «Патриотов» как отдельной партии.
Отчасти, ситуацию может спасти начавшаяся несколько дней назад акция «Патриотов» по сбору подписей за остатку министра соцразвития и здравоохранения Михаила Зурабова, одного из самых нелюбимых россиянами членом российского правительства. Инициатива «на ура» была воспринята пожилыми жителями области. Однако, выступив с ней всего за неделю до даты голосования, «Патриоты» рискуют не успеть набрать нужных оборотов.
Очевидно, что основным оппонентом «Патриотов России» на этих выборах являются не коммунисты, выходцем из которых стал лидер партии Геннадий Семигин, а мироновская «Справедливая Россия». Если за оставшуюся неделю «Патриоты» сумеют переориентировать на себя часть избирателей, то они вправе рассчитывать на 5-7% голосов, что является критическим порогом для попадания в областное Собрание.
Справедливость, которой нет
С одной стороны, у «Справедливой России» в начале кампании вроде бы были неплохие шансы выступить достойно. Если иметь в виду брэнд новой партии, как таковой. Однако изначально, с момента создания регионального отделения, которое было весьма скандальным («Партия Жизни» узурпировала власть, «кинув» «Родину» и «Партию пенсионеров»), все пошло наперекосяк. Прежде всего, многочисленные аналитики утверждают, что кандидатура лидера Псковского регионального отделения «СР» была выбрана крайне неудачно. «Брячак и «справедливость» - понятия несовместимые», - заявил один из экспертов.
Может быть, это достаточно резкое высказывание, но в нем есть доля истины. Слишком неординарный шлейф из разного рода слухов и домыслов тянется за г-ном Брячаком. Все-таки он занимается таможенным бизнесом, который, по словам президента России Владимира Путина, является одним из самых криминогенных. Не говоря уже о всевозможных связях Брячака (То он присутствует на похоронах псковского криминального авторитета Гапона, то людей из его окружения находят с пулями в голове).
Да посмотрите, кто еще кроме Брячака стал «лицом» «эсеров» в Псковской области? Сенатор Миронов и фигурист Плющенко - больше предъявить оказывается нечего. Слоган «Партия, которую вы ждали» больше подходит для раскрутки нового спортивного бренда, нежели чем для партии, которая заявила претензии на главенство в политпространстве страны
Между тем, денег у «эсеров» в Псковской области много: по официальным данным - 8 млн. рублей – более чем достаточно для удачной кампании. Но ее ведь нет и в помине. Избирательная кампания псковских «эсеров» во главе с Брячаком вызывает у наблюдателей недоумение: куда «зарыт» огромный избирательный фонд?.
Визуализация агитационных материалов и их содержание сразу наводит на мысль: «Где-то мы это все видели». Цветовая гамма – от «Патриотов России», содержание – отовсюду понемножку вне зависимости от политического уклона – от «Единой России» и КПРФ, от СПС и ЛДПР. Фактически «Справедливая Россия» - это своего рода компот из разного рода ингредиентов, но в целом – несъедобный.
Таким образом, говоря о шансах «Справедливой России» на выборах в Псковское областное Собрание, уместнее сравнивать их с шансами отстающих от основных претендентов партий, то есть с СЕПРом, ДПР и «Патриотами России». Конечно, «эсеры» смогут получить результат, который суммарно будет больше, чем у остальных лузеров, но для преодоления 7-процентного барьера кампания «Справедливой России» явно недорабатывает.
Вячеслав Самохвалов, Московский Комсомолец в Пскове и Великих Луках
Фото: bigfoto.ru