Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» о закрытии границ с Латвией и Эстонией. Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).
Почти 120 тысяч иностранцев въехали на территорию России через пункты пропуска в Псковской области с января по июль текущего года. Это в три раза выше аналогичного периода прошлого года. Происходит это из-за постепенного восстановления миграционных потоков, прерванных пандемией. Тем временем въезд граждан России в Прибалтику сократился в разы.
Латвия больше не выдает туристические визы россиянам, съездить туда можно только с гуманитарными целями, например - на похороны близких. Эстония с 18 августа закрыла въезд для граждан России с шенгенскими визами, выданными самой республикой. Запрет пока не коснется тех россиян, у которых есть родственники в Эстонии. Выдача новых эстонских виз приостановлена, ранее выданные визы могут быть аннулированы.
Помимо Эстонии, предложение запретить или ограничить выдачу виз (всех либо только туристических) поддерживают и другие, граничащие с Россией страны Евросоюза, в частности Литва и Финляндия.
Нужен ли симметричный ответ на недружественные действия наших Прибалтийских соседей? Может быть, пора закрыть границу для граждан стран Балтии? Или хотя бы приостановить выдачу виз? Должно ли посещение России стать привилегией для граждан недружественно настроенных государств? Сегодня об этом в программе «Дневной дозор».
Нет никаких причин, чтобы закрывать границы для граждан стран Балтии, считает президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов. По его словам, предприниматели Латвии и Эстонии видят возможности российского рынка, поэтому сохраняют свой бизнес в нашей стране.
«Я считаю, что закрытие границы - это недружественный шаг. Если они считают, что жители России опасны для Эстонии, для Латвии - это их проблемы. Я не вижу причины для того, чтобы закрывать границы. Поэтому Бог им судья, или кто их там судит. А нам нет смысла закрывать границы от предпринимателей, от тех, кто действительно видит в России свои дополнительные возможности. И я знаю, что предприниматели из Эстонии и Латвии видят возможности российского рынка. Они сохраняют возможность ведения бизнеса здесь. Пусть не афишируют это в средствах массовой информации, но выгода по Карлу Марксу заставляет их искать возможности для развития бизнеса на территории Российской Федерации. Поэтому я не считаю зеркальные меры необходимыми. Время все рассудит».
Российские водители на данный момент не могут получить рабочие визы Эстонии или Латвии, рассказал предприниматель Алексей Лосев, занимающийся международными перевозками. Однако в нашей стране почему-то не вводят симметричные меры, а прибалтийские перевозчики переманивают водителей из России на работу за границей.
«В то время, когда мы стоим, доходы у нас упали, иностранные перевозчики, наоборот, наращивают объемы перевозок в Россию, увеличивают свои доходы, переманивают наших водителей, и все у них там хорошо. Но в последние дни остро встала проблема получения для водителей шенгенских виз. Те, у кого визы уже закончились, не могут въезжать на территорию Евросоюза для того, чтобы попасть в Калининград. У нас перевозки еще какие-то остались. Мы можем ездить в Калининград, какие-то грузы еще возим. Но из-за того, что визы открыть не можем, даже такие перевозки осуществлять нет возможности. При этом Российская Федерация никаких ответных мер не вводит. Насколько известно, визы иностранным водителям для проезда в Россию как открывались, так и открываются. Без различных проблем».
Председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Псковского областного Собрания Алексей Севастьянов рассказал, что если правительство России закроет границу гражданам стран Балтии, то он отнесется к такой мере с пониманием.
«Я не сторонник таких мер вообще, но и если соответствующий орган - Министерство иностранных дел, правительство - решит, что это правильный шаг, я отнесусь к нему с пониманием и уважением. Я, к сожалению, не большой специалист в международных отношениях, но поступок Эстонии и Латвии, конечно, огорчает. Хотя бы потому, что мы соседи. Это некрасивый шаг с их стороны».
В последнее время из-за пандемии и так не было большого потока через границу с обеих сторон, объясняет глава Пыталовского района Вера Кондратьева. На ее взгляд, симметричные меры никак не повлияют на жителей приграничных территорий.
Фото: Вера Кондратьева / Telegram
«Наверное, не в моих полномочиях и компетенции этим вопросом заниматься. Но я хочу сказать, что до закрытия границ и запрета выдачи виз население нашего района пользовалось упрощенным вариантом, но не в массовом порядке. Это были единичные случаи. Поэтому ажиотажа не было и до этого момента. Ну а сейчас граница для нашего населения тоже не очень актуальна, потому что в экстренных случаях, если это похороны, если еще какие-то другие события экстраординарные, все равно человек сможет попасть. Массового такого выезда за границу, как раньше шопинги были, такого не наблюдается. Скорее всего, нет ажиотажа по причине того, что пандемийные два года нас уже отучили от этого. Поэтому, может быть, и возможна такая акция, но, честно говоря, для населения нашего района данный момент не совсем актуален».
В симметричном ответе нет смысла, уверен советник губернатора Псковской области по информационной политике Антон Сергеев. Ведь закрывая свои границы для россиян, Латвия и Эстония теряют огромное количество туристов из нашей страны, не стоит повторять их ошибки.
«На мой взгляд, это глупое действие со стороны Запада. По сути дела, они хотят не в полной мере, но частично повторить опыт Советского Союза и повесить «железный занавес». От этого они точно не выиграют. Мне, конечно, хотелось бы симметрично ответить. Но зачем? Мир изменился. Закрывать по какой-то странной, непонятной, надуманной причине границы - это глупо и бессмысленно. То, что они закрывают свои границы, они просто теряют огромный турпоток россиян. Известно же, что в мире самые большие путешественники – это немцы, их очень много, они постоянно ездят. И одна из самых путешествующих наций - это россияне. Поэтому они просто себя лишают большого достатка, я уж не говорю про другие составляющие. Но, если они так делают, это их большая проблема, и пусть они сами ее решают. К нам это отношения не имеет».
Возможно, стоит закрыть границы для граждан стран Балтии, предполагает член Общественной палаты Псковской области Юрий Бурлин. Но на приграничных территориях из-за этого могут возникнуть сложности.
«Я думаю, что в размере всей страны, наверное, это имело бы смысл, в размере приграничной территории - это большой удар для местных, межрегиональных связей, семейных. На уровне людей я не стал бы эту историю экспрессивно радикализировать. Учитывая, что у нас пограничная область, для нас это будет очень большой удар, по людям, по взаимосвязям между странами. Народная дипломатия работала всегда, даже во время "железного занавеса". Здесь такое неоднозначное мнение. Надо очень внимательно и взвешенно подходить к этому поводу».
Против закрытия любых границ выступает руководитель Псковского регионального отделения партии «Яблоко» Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) . По его словам, возможность пересечения границ — признак свободного общества.
«Я против закрытия границы, потому что люди должны иметь свободу перемещения. Это одно из базовых прав человека и для всего мира. Это особая ценность, которая стала почти всеобщей в XX веке. Это отражает уровень свободы общества. Общество с закрытыми границами не может быть свободным. Общество с открытыми границами - свободное».
Сегодняшние комментаторы осторожно отнеслись к идее закрытия российских границ гражданам Латвии и Эстонии. С одной стороны, хочется увидеть зеркальные меры. Потому что создается ощущение, что нам бьют по одной щеке, а мы подставляем вторую.
Но если задуматься, то обычные граждане не должны страдать от внешней политики. Многие россияне испытывают сложности в связи с закрытием границ с Латвией и Эстонией. Чисто с человеческой точки зрения не хотелось бы отвечать такой же мерой, тем более, что в Латвии и Эстонии проживает очень много наших соотечественников, оставшихся за рубежом после распада СССР.
Анастасия Сливинская