Предприниматель Михаил Кузнецов стал губернатором Псковской области в декабре 2004 года, победив на выборах Евгения Михайлова, руководившего областью с 1996 года. В течение последних четырех лет Кузнецов был самым серьезным оппонентом Михайлова и последовательно шел к поставленной цели. Кузнецов, успевший стать губернатором до отмены прямых выборов глав регионов, победил вопреки позиции Кремля, полпредства президента в СЗФО и "Единой России", поддерживавших Михайлова.
В карьере 36-летнего Кузнецова политика и бизнес тесно переплетены. Выпускник физического факультета МГУ в начале 1990-х годов занялся предпринимательством, стал одним из учредителей МДМ-банка. В 1995 году избран в Госдуму по списку ЛДПР, являлся заместителем председателя Бюджетного комитета. В 1999 году при поддержке администрации Михайлова победил на думских выборах по Псковскому одномандатному округу. В 2001 году Кузнецов, приобретя имущество находившегося в состоянии банкротства предприятия "Мука-Комбикорма", стал собственником и председателем наблюдательного совета ООО "Мелькомбинат Псковский" - одного из крупнейших предприятий региона. В это же время он перешел в оппозицию губернатору Михайлову. В декабре 2003 года Кузнецов проиграл выборы в Думу делегированному из Москвы представителю "Единой России".
Кузнецов не является харизматическим лидером в привычном смысле. Отмечаемые наблюдателями волевые качества и жесткость соседствуют с мягкой манерой поведения и недавно появившимся умением доброжелательно улыбаться на публике. Кузнецов ездит на внедорожнике Volvo, недавно приобретенном на "догубернаторские" доходы, пользуется самыми современными ноутбуками и телефонами, изредка курит голландские сигариллы. После службы в ВДВ профессиональные занятия парашютным спортом стали его хобби - он мастер спорта международного класса, серебряный призер Кубка Европы, бронзовый призер чемпионата мира 2004 года.
По масштабу проблем, которые придется решать губернатору Кузнецову, Псковская область является одним из наиболее сложных, "депрессивных" регионов (подробнее см. "Эксперт С-З" №42 от 8 ноября 2004 года). По многим показателям область занимает последние места среди субъектов Федерации на Северо-Западе (например, в прошлом году объем иностранных инвестиций составил лишь 11 млн долларов). Кузнецов понимает, что радикальных изменений к лучшему не добиться в короткие сроки. Сейчас его основная задача - продемонстрировать, что он может консолидировать вокруг себя элиты, обеспечить в области политическую и социальную стабильность, не допустить передела собственности. Наконец, Кузнецов должен изменить имидж местной власти и региона, сделать Псковскую область более привлекательной для инвесторов - именно это может стать главной предпосылкой дальнейшего ее развития. Показать себя в качестве эффективного менеджера, способного руководить не только частной компанией, но и регионом, важно для Кузнецова и с точки зрения выстраивания отношений с федеральным центром.
О своем подходе к решению многих актуальных для Псковской области проблем губернатор Михаил Кузнецов рассказал в интервью обозревателю "Эксперта С-З".
- Что вас более всего поразило после знакомства с полученным наследством?
- Сюрпризов не было. Я увидел все, что ожидал, по крайней мере на 95%. Никаких иллюзий я не питал.
Естественно, наиболее важная и острая проблема, с которой я столкнулся с самого начала, - выстраивание эффективной системы управления. Старые, в корне ошибочные подходы к управлению особенно чувствуются на уровне администраций районов и городов. Приходится преодолевать издержки менталитета управленцев и начинать с элементарных вещей. Например, вместо того чтобы здраво планировать на год вперед доходы и расходы, люди предпочитают плыть по течению: мол, хочется и одного, и второго, и третьего, если же не хватит денег, то их можно попросить у области. Такой подход приводит к иждивенчеству, не учит правильно организовывать расходную часть бюджетов и бороться за доходную. И неудивительно, что долг области почти сравнялся с собственными доходами бюджета за год (около 1,5 млрд рублей). Чтобы все начали наконец жить по средствам, я был вынужден в конце декабря 2004 года, сразу после вступления в должность губернатора, пересмотреть бюджет и сверстать его бездефицитным...
- Некоторые политики упрекают вас за подход к управлению регионом как крупной компанией...
- Я считаю, что это самый правильный подход. Я пытаюсь применять все основные методы руководства, которые использовал, возглавив четыре года назад "Мелькомбинат Псковский": они позволили достаточно быстро решить очень многие проблемы предприятия. Конечно, область - не предприятие, здесь все более сложно: управление регионом накладывает огромную ответственность за судьбы сотен тысяч людей. Любое, даже самое эффективное с экономической точки зрения решение может иметь колоссальные социальные и политические последствия. Кроме того, государственная система менее поворотлива и управляема. Но и она вполне подлежит рихтовке, с приходом новых руководителей многие сотрудники начинают работать по-другому.
- Удалось ли провести зачистку в администрации и удалить наиболее одиозные фигуры - явных лоббистов определенных бизнес-групп, и есть ли гарантия, что на их место не придут другие?
- Мы провели существенную зачистку и избавили администрацию от некоторых одиозных фигур. В частности, ушел вице-губернатор Яцинович, начальник Главного финансового управления Казанцев, заместитель губернатора по строительству Моисеев, руководитель Комитета по культуре. Покинули администрацию вице-губернатор, председатель КУГИ Кушнир и заместитель губернатора по экономике Дробжев - к ним особенно много претензий. Мы считаем, что отдельные операции они проводили с точки зрения личной выгоды, имеются факты, которые говорят о подлогах документов. Удалось освободить Управление сельского хозяйства от вице-губернатора Тулькина с его командой, можно сказать камарильей, - надеюсь, он больше не появится на горизонте области, а если появится, то в совсем ином качестве. Материалы по делам большинства этих граждан переданы в прокуратуру и проводятся расследования; сегодня обвинения уже предъявлены экс-начфину Казанцеву.
Что же касается новых лоббистов, то гарантии выдают только в страховых компаниях и банках. Я никого не буду жалеть, и если кто-то запятнает себя, - будем карать!
- Улучшать имидж администрации вы начали с таких пиаровских шагов, как отказ от служебной машины, перечисление зарплаты в Детский фонд, продажа роскошной BMW Михайлова...
- Это не пиаровские ходы, зря вы так полагаете! Я никогда свою государственную зарплату не получал. Став в 1995 году депутатом Госдумы и никуда не собираясь больше баллотироваться (тогда еще и Михайлов не был губернатором), я сразу решил отдавать зарплату в детский дом-интернат. За восемь лет работы депутатом Госдумы я ни разу не пользовался положенным мне автомобилем. Для меня это принципиальные моменты, это мой стиль поведения... Если же сейчас и присутствует что-то пиаровское, то лишь в освещении моих действий. В любом случае я бы делал то же самое.
- На основе каких критериев вы формируете команду, помимо того что привлекаете людей, работавших в предвыборном штабе?
- В первую очередь - профессионализм. Я приглашал многих людей, зная об их успешной работе в бизнесе. Кстати, в администрацию пришло совсем немного людей, которые работали со мной в избирательных кампаниях, и в основном они заняли не очень большие посты. Самые высокие должности получили двое ребят, занимавшиеся в ходе выборов политическим пиаром. Андрей Морозов стал моим заместителем по политическим вопросам, курирующим также вопросы культуры и спорта, а Максим Костиков - пресс-секретарем и начальником Управления по информационной политике и связям с общественностью. Если говорить о среднем руководящем звене администрации, то пока его состав удовлетворяет меня лишь на 65% - это немного.
- Сократив четыре сотни чиновников администрации, и в частности уменьшив количество вице-губернаторов с 11 до 6, вы добились какой-то оптимизации управления? Или задачей было просто сэкономить средства и увеличить зарплату оставшимся сотрудникам? Это ведь тоже важно для их мотивации.
- Это способ не только заработать или сэкономить, но и заставить аппарат работать лучше. В прежней администрации было значительное количество структур, которые друг друга дублировали, при этом вице-губернаторы толком ничего не курировали. Когда в аппарате есть лишние звенья, они начинают жить своей жизнью, придумывать ненужные задачи и загружать работой остальных. В этом отношении нам есть куда стремиться, людей и структур должно быть еще меньше.
- Кстати, то, что вы оставили за собой курирование, по сути, ключевого Комитета экономического развития, означает, что вы никому не хотите доверять эту работу?
- Не совсем так. Мне важно, чтобы сначала была налажена правильная работа, система управления. Действительно, места заместителя губернатора по экономике пока нет в штатном расписании, но оно может появиться - периодически проходят "смотрины" кандидатов. Два этих процесса идут параллельно: пока я отлаживаю механизм функционирования экономического блока и подбираю человека, который мог бы меня там заменить в оперативном управлении
- В ходе выборов вы постоянно заявляли, что правила во взаимоотношениях власти и бизнеса должны быть прозрачные, одинаковые для всех. Каким образом вы теперь реализуете эти принципы?
- Здесь скорее следовало бы говорить о том, чего делать нельзя... (Смеется) Я всегда говорил и сейчас считаю, что власть должна как можно меньше вмешиваться в дела бизнеса: в ее задачи входит создание условий для развития предпринимательства. И здесь один из базовых принципов - обеспечение равных возможностей для всех участников рынка. Единые условия складываются из самых разных, казалось бы мелких, мероприятий. Например, мы внесли в закон поправки, предусматривающие, что крестьяне будут получать дотацию, сдавая продукцию не только на территории нашей области, но и в других регионах. Это означает, что мы не намерены и дальше создавать преференции местным производителям за счет нашего нищего крестьянства. Почему крестьяне должны недополучать деньги, скажем, за лен, который на территории области принимают по 1800 рублей, а рядом - по 2200-2400 рублей?
Мы сформировали совет с участием представителей рыболовецких предприятий, который разработает четкие критерии распределения квот на вылов рыбы. Перспектива появления единых правил радует отнюдь не всех. Раньше администрация этим не занималась: ей это было просто не нужно, и чиновники могли распределять квоты любым образом.
- Почему остается монополизированным алкогольный рынок, контролируемый ГУП "Псковалко" и ЗАО "Псковпищепром", и до сих пор не появился хотя бы еще один акцизный склад?
- При внимательном изучении вопроса мы поняли, что областному бюджету создание системы акцизных складов на данный момент невыгодно. Возможно, мы придем к системе конкурентных складов, но только тогда, когда будет выстроен механизм эффективного контроля (организовать контроль пяти небольших предприятий гораздо сложнее, чем одного большого). Тем не менее монопольное положение "Псковалко" будет существенно ограничено.
При администрации Псковской области создан Наблюдательный совет по контролю за оборотом алкогольной продукции, состоящий из представителей ведущих торговых сетей и производителей алкогольной продукции. Подготовлены и подписаны мною документы, регламентирующие работу ГУП "Псковалко". В частности, будет ограничена наценка на алкоголь, который привозится из-за пределов области. Ведь что было до настоящего времени? Через "Псковалко" завозилась в область алкогольная продукция. Считалось, что это конкурент нашего "Псковпищепрома" и на каждой бутылке "чужой" водки надо крепко-крепко заработать. Теперь мы ограничиваем цифру возможной наценки. Будем определять ее с учетом издержек предприятия и, главное, выпадающей части акциза, которую можно возмещать для бюджета области за счет дополнительной наценки "Псковалко". При этом мы установили норму, что ГУПы, в том числе "Псковалко", должны ежеквартально перечислять в бюджет 80% прибыли вместо 5%.
- Ради ужесточения бюджета вы отменили все льготы по налогам, предусмотренные областным законом для инвесторов в ряде отраслей, и субсидии по процентным ставкам кредитов, взятых на реализацию инвестиционных проектов. В итоге вместе с сомнительными производственными проектами лишилось поддержки и ООО "Старые кварталы", которое инвестирует 11 млн долларов в строительство первой в области гостиницы "четыре звезды" Redisson SAS...
- Льготы должны отменяться для всех - это мой подход! Во-первых, недопустимы преференции отдельным компаниям: у власти не должно быть любимчиков в сфере бизнеса. Какой бы дифференцированный метод ни вводился, принцип выборочности всегда приведет к порочной практике - конкретные бизнес-структуры начнут подгонять под эти критерии. Во-вторых, 99% людей понимают: власть должна создавать условия для нормального существования бизнеса, но отнюдь не должна платить деньги бизнесу за то, что он будет что-то развивать на территории региона.
Конечно, мы намерены создать эффективно работающее инвестиционное законодательство, но, к сожалению, ряд проблем сейчас нерешаемы в принципе. В частности, хотелось бы установить исключительно заявительный порядок предоставления налоговых льгот инвесторам...
- Но что этому мешает? Нужно определить некий барьер, например 1 млн долларов инвестиций в основной капитал, и автоматически предоставлять льготы.
- Вы говорите о питерском варианте. Но не надо смешивать понятия - это фактически разрешительный вариант, поскольку устанавливается планка необходимого объема инвестиций. В Петербурге эта планка высока - здесь получают льготы считанные инвесторы. В данном случае можно проверить, действительно ли они вложили средства или просто пытаются уйти от налогообложения. Допустим, почему бы не купить уже существующее производство, сказав, что это инвестиции?
Для Псковской области мы хотели бы создать систему, которая сама себя проверяет. Но при этом мы не можем устанавливать высокие барьеры. Мы ждем, что в ближайшие год, два, три к нам устремятся в первую очередь мелкие инвесторы из Прибалтики, которым, учитывая вступление их стран в Евросоюз, будет выгодно размещать в Псковской области свой бизнес.
- Почему, несмотря на массовую отмену льгот, сохранены льготы Облпотребсоюзу? Во избежание политических осложнений с его главой Валентином Каленским, который является вице-спикером Псковского областного собрания?
- Единственная крупная льгота - чуть более 1,5 млн рублей - сохранилась за Облпотребсоюзом. С каждым годом деятельность Облпотребсоюза становится все менее прибыльной: он занимается доставкой продуктов и в отдаленные деревни, население которых сокращается. В случае отмены льготы мне пришлось бы при принятии бюджета 30 декабря вступить в длительную дискуссию - что делать с этими лавками. В цейтноте я был не готов к этому и решил, что проще пока оставить льготу.
- Известно, что для инвесторов в первую очередь важны не льготы, а наличие ясных процедур при взаимодействии с властными структурами. Что делается, чтобы приблизиться к принципу "одного окна"?
- Да, это важнее льгот, но пока в этом направлении мы ничего ощутимого не сделали. Эта задача на повестке дня. Проекты, которые мы считаем крупными, я пытаюсь отслеживать сам в "ручном режиме". Со многими потенциальными инвесторами лично беседую - так проще найти взаимопонимание. Общаясь с инвесторами, мы стремимся понять, где возникают препятствия и можно ли в будущем построить систему принятия решений так, чтобы не требовалось моего или чьего-то внимания. Некоторые тонкие места мы уже обнаружили, и эти вопросы ждут своего решения.
Например, приезжает прибалтийский предприниматель - в течение трех дней ему нужно пройти регистрацию. Но в Печорском районе ОВИР работает лишь с 10 до 14 часов три раза в неделю и, если в один день не успеть сдать документы, то уже не пройти регистрацию в установленный срок. Однако что мешает открыть дверь и поставить штампик? Или почему нельзя зарегистрироваться не в том районе, куда пришло приглашение, а в соседнем? Мы намерены вызвать в администрацию начальника УВД, начальников службы ОВИР приграничных районов и потребовать объяснений, почему они создают искусственные барьеры для прихода иностранного бизнеса в нашу область.
- Что вы предпринимаете для обеспечения равного доступа инвесторов к ресурсам, прежде всего - инженерно подготовленным производственным площадкам и земельным участкам?
- Сейчас мы создаем базу данных по потенциальным площадкам (как принадлежащим нам, так и не принадлежащим, стабильно работающим и находящимся в сложном положении), которые могут использоваться для разворачивания производств. Пока эта работа не завершена.
Предоставление земельных участков под строительство - право, которым обладают муниципалитеты. Тем не менее мы стараемся отслеживать эту деятельность, чтобы не было злоупотреблений. Мы изучаем опыт ряда областей (не буду говорить, каких), чтобы принять свой закон о предоставлении земель под строительство и сделать этот процесс четким и прозрачным.
- Вы говорили о намерении активнее воздействовать на тарифную политику. Удается ли решать проблему особенно высоких энерготарифов на территории области?
- К сожалению, пока не удается. Отчасти высокие тарифы на электричество в области связаны с объективной реальностью: бывшая хуторная система и большая протяженность сети. В то же время меня не устраивает, что регулировка тарифов на региональном уровне превращена в профанацию. Через Региональную энергетическую комиссию (РЭК) я могу влиять на тарифы на уровне плюс-минус три копейки. Если я не добьюсь от Москвы полномочий для более существенного регулирования тарифов, возможно, вообще расформирую РЭК.
- С появлением нового губернатора и команды чувствуется ли оживление со стороны инвесторов?
- Мы не проводили какого-нибудь сравнительного анализа, я могу сказать лишь о своих ощущениях. За последние месяцы я лично провел целый ряд встреч с потенциальными инвесторами. Многие говорят, что практика работы прошлой администрации отталкивала инвесторов, в том числе закрытостью. У нас теперь режим открытых дверей. Сейчас инвесторы приходят с разными проектами. Речь идет и о производстве блесен, и о строительстве целлюлозно-бумажного комбината, и о развитии производства пшеницы.
- Примеры можно назвать?
- Нет. Поясню только, что нам нужны инвестиции во все без исключения отрасли и всем, кто хочет вложить деньги в нашу экономику, мы будем стремиться создавать хорошие условия.
- И все-таки что является для области приоритетными "точками роста"?
- Развитие любых производств, в структуре расходов которых значительную часть занимает оплата труда. Такие производства будет выгодно создавать на нашей территории, причем это может касаться перевода предприятий и из Прибалтики, и из Петербурга. У нас много промышленных площадок, где можно развернуть целый ряд производств. В агропромышленном комплексе это и льноводство, и животноводство, и пищевая перерабатывающая промышленность. Определенный потенциал есть у туризма, но его не нужно преувеличивать. То же относится к потенциалу транспортно-логистического комплекса, хотя и не следует рассчитывать, что мы построим здесь Нью-Васюки.
- Когда будет решена проблема знаменитого долгостроя - гостиницы "Интурист" на Ольгинской набережной?
- По этому поводу мы тоже подали заявления в прокуратуру. Гостиничный комплекс, если называть вещи своими именами, фактически украден. Бывший вице-губернатор Кушнир просто передал его в дар предприятию, куда после увольнения перешел на работу. Гостиница оказалась в собственности группы "Технология металлов". Было бы еще полбеды, если бы гостиницу украли и достроили, но ведь ее украли, чтобы дорого продать. Пока гостиница окончательно не разрушилась, ее нужно достраивать - и у нас есть инвестор.
- И какая это компания?
- Российская.
- Кстати, какие проекты и программы вы намерены лоббировать на федеральном уровне? Какие задачи вы поставили перед своим бывшим коллегой по Госдуме "яблочником" Виктором Гитиным - новым руководителем представительства областной администрации при правительстве РФ?
- Нужно систематизировать все программы, касающиеся развития регионов, и сосредоточить усилия на тех, которые могут принести наибольшие деньги. На мой взгляд, особый интерес представляет программа газификации. Для области это самое перспективное направление - благодаря его развитию не только будет повышено качество жизни людей, но и сократятся затраты бюджета на ЖКХ.
- Председателем Псковского областного собрания избран поддержанный вами Борис Полозов, один из лидеров оппозиционного блока "Кузнецов, Полозов, Савицкий - Вместе ради будущего!". Вам удалось решить проблему нейтрализации оппозиции и отстроить свою вертикаль власти?
- Оппозиция есть и должна быть, и у нас зачастую возникают споры с депутатами. Однако организованной оппозиции сейчас, по большому счету, нет. При Михайлове мало-мальски организованную оппозицию представлял я сам.
- Не опасаетесь, что организацией оппозиции займутся представители бизнес-групп, потерявших влияние в администрации, тот же Михаил Гавунас?
- Не очень. Ситуация проста: те, кто поддерживал Михайлова, сохранили возможность для нормальной работы, могут заниматься делом, которое, надеюсь, является приоритетом... Они потеряли преференции и влияние, но их никто не собирается давить: пусть спокойно работают.
- В обмен на невмешательство в политику?
- Нет. Просто у меня прагматичные соображения находятся на первом месте, а все эмоции - на последнем. За руководителями предприятий, всеми способами поддержавшими Михайлова, стоят трудовые коллективы, я как губернатор заинтересован в их успешной работе и в меру сил помогаю им. К примеру, железная дорога предложила нашим предприятиям поучаствовать в тендере на поставки продукции, и мы активно привлекаем в том числе и "Технологию металлов". На территории Печорского района "Еврокерамика" Гавунаса - единственное более или менее нормальное предприятие. Если будет возможность помочь им заработать, то администрация сделает все необходимое - в рамках законодательства и при прочих равных условиях.
Беседовал Игорь Архипов, "Эксперт Северо-Запад", №20 от 30 мая 2005 года
Псков - Санкт-Петербург