Депутат Псковской городской Думы Константин Болотин, недавно возглавивший муниципальное предприятие «Горводоканал», рассказал корреспонденту Псковской Ленты Новостей о причинах своего назначения, заверил, что к управляющим компаниям не имеет никакого отношения и призвал городские власти к более прозрачным отношениям.
«Союза «Лузин – Цецерский» не существует»
- Константин Васильевич, первый вопрос связан с вашим назначением: почему вам этот пост предложили, кто, когда и почему вы согласились?
- Я в течение года работал руководителем муниципального предприятия в Дедовичском районе с главой района Игорем Гуменюком. Поэтому структуру работы муниципальных предприятий я понимаю. И когда был объявлен конкурс на замещение вакантной должности директора «Горводоканала», я получил от ряда депутатов предложение в нем поучаствовать. И думал об этом решении до последнего дня. Почему подал в последний день? Потому что понимал, что вокруг конкурса очень сильно политизирована ситуация. Она выходила за рамки внутренних отношений между администрацией города и бывшим руководителем водоканала, администрациями города и области.
Само место работы меня заинтересовало потому, что я себя попробовал в управлении муниципальным предприятием и считаю, что мне по силам возглавить организацию более крупного масштаба.
- Депутаты гордумы не продлили полномочия Игоря Максимова. Звучало много критичных реплик в его адрес. С чем были связаны главные проблемы в его работе, по вашему мнению?
- Я считаю, что мне немного неэтично обсуждать персоналию своего предшественника. Наверное, самая главная проблема, которую я вижу и о которой могу сказать – что вообще послужило катализатором – это конфронтация между администрацией города и, собственно, самим Игорем Ивановичем. Не могу сказать, в чем именно.
- А что касается оценки работы администрации города и непосредственно Игоря Чередниченко?
- Сейчас пока структура администрации де-юре есть, но де-факто она обезглавлена. Насколько у Геннадия Барышникова хватает сил, настолько он и справляется. К тому же обезглавлена и одна из главных хозяйственных структур. И создается впечатление, что развал полный. Надеюсь, что это все послужит нам уроком – что нельзя запускать работу администрации. Жалобы и на Леонида Атрощенко (экс-заместитель главы администрации – Д.К.), и на руководителей УГХ начались еще зимой. Не хочу обсуждать Чередниченко, но одна из его стратегических ошибок связана с тем, что в этом направлении не были приняты своевременные меры.
- Недавно был представлен отчет главы Пскова Ивана Цецерского. Как вы оцениваете его работу за 2012 год? Какие основные проблемы в работе гордумы?
- Честно говоря, это был, скорее, отчет не за прошедший год работы, а за вторую половину прошлого года и часть этого. Здесь мы опять возвращаемся, в первую очередь, к проблемам администрации. Глава города как первое лицо эти проблемы видит и признается в этом. То, что были недоработки с администрацией города и управлением городского хозяйства, он тоже заявил. Я бы не назвал этот отчет таким же оптимистичным, как в прошлом году.
- Один из обозревателей Псковской Ленты Новостей предположил, что ваше назначение связано с народившимся союзом Ивана Цецерского с Яном Лузиным, с которым вы давно сотрудничаете. Есть ли в этом взаимосвязь?
- Союза «Лузин – Цецерский» не существует. Сегодня любой крупный предприниматель может общаться и с главой города, и с главой администрации Псковской области, и с депутатами. Если говорить про политику, то всегда одни стороны пытаются общаться с другими для решения конкретных задач. Я бы не увязывал назначение и отношения Лузина с Цецерским. Какие взаимоотношения, например, были у Цецерского и Слепченко? Такие же они и с Лузиным были, один в один. Группы «Лузин – Цецерский» не существует, это сто процентов.
«Мы должны говорить не о практике двойных стандартов, а о законе»
- Что касается ваших перспектив на посту «Горводоканала». Мы помним историю и с Игорем Максимовым, и со странными «движениями» вокруг руководства «Псковских тепловых сетей». Возникало впечатление, что при Чередниченко руководителей муниципальных предприятий снимали без обсуждения вопроса. Придет новый глава администрации: есть ли у вас видение и понимание, не может ли возникнуть подобная ситуация?
- Сейчас мне тяжело рассуждать об этом, потому что я даже не знаю возможных кандидатур. Я знаю, что Игорь Сиротин планирует подать документы, возможно, Геннадий Барышников. Нет информации, будет ли участвовать Валерий Волков, пока он ничего не заявлял. Так что для меня, с точки зрения руководителя предприятия, что будет – то будет.
С точки зрения депутата, мне бы не хотелось повторения ситуации, когда глава администрации полностью дистанцировался от политики. Как бы не называли его хозяйственником, его должность все равно связана с политикой и ей надо заниматься. И важно, чтобы глава администрации принимал ответственные решения и советовался при этом не с одним лицом. Чем прозрачнее отношения, тем проще найти правильные решения.
- Среди кандидатов называют и главу Великолукского района Игоря Калашникова. Возможен ли такой вариант?
- С точки зрения кандидата – возможен. С точки зрения его желания – не знаю, я с Игорем Викторовичем еще не беседовал на эту тему. Но да, я знаю, что эту кандидатуру Иван Цецерский предложил Андрею Турчаку.
- Один из моих коллег проводил параллели и вспоминал, что в бытность Яна Лузина сити-менеджером руководителем «Псковских тепловых сетей» стал Роман Максименко, его коллега по бизнесу. Эта история не похожа на вашу?
- Да, но он когда возглавил предприятие, ушел из депутатов. Тогда Андрей Турчак продекларировал, что депутат не должен совмещать руководящие должности в муниципальной службе и непосредственно депутатство.
- Этот же вопрос обсуждался и на предыдущей сессии гордумы. Вы свою точку зрения по этому вопросу не высказывали.
- Я ее высказал на закрытой встрече. Мы должны говорить не о практике двойных стандартов, а о законе. Он позволяет возглавлять предприятие и быть депутатом. Во-вторых, если у нас принимается такое политическое решение, мол, давайте не будем увязывать депутатство и управление предприятием – либо государственным, либо муниципальным… Давайте по всей области пройдем эту процедуру: все депутаты, возглавляющие муниципальные и государственные предприятия, сдают мандаты или не идут руководить предприятием. А так получается практика двойных стандартов. Здесь – можно, там – нельзя. И неважно, когда ты пошел управлять предприятием: будучи депутатом или позже. Давайте правду в глаза говорить.
- Вы считаете, воззвание губернатора было направлено на каких-то конкретных людей?
- Да, точечное влияние на конкретную ситуацию. Мне Сергей Никифоров говорит: «мой начальник – глава администрации области». Но ведь он точно также влияет на деятельность органов местного самоуправления!
«2012 год, честно говоря, потерян в плане строительства»
- Давайте перейдем к «Горводоканалу». Одним из главных вопросов по его работе сегодня является реализация проекта «Чистая вода». Многие эксперты высказывают тут большие сомнения. В частности, говорят, что смысла в ее реализации нет, поскольку даже при появлении нового водозабора трубы в домах останутся старые, и очищения воды мы не почувствуем. Каким будет будущее этой программы?
- Все на бытовом уровне называют программу – «Чистая вода». Сотрудники водоканала, которые давно работают, немножко обижаются на это. На самом деле, она называется «Модернизация водопроводных сетей города Пскова». Что касается того, будет она исполнена или не будет, это тоже очень серьезный вопрос. Сейчас вода берется из одного источника и, не дай бог, какое происшествие – город накрылся медным тазом. Поэтому по всем законам – гласным и негласным – Псков должен иметь два альтернативных источника водозабора. Для города создание альтернативного подземного водозабора – это стратегическая задача. Поэтому говорить, что чистая вода пойдет через старые сети… Это да, но все равно она необходима. Модернизация сетей, по которым она пойдет, это уже следующий вопрос, возможно, с этим вопросом мы «пойдем» в следующую программу. Сначала надо построить альтернативный водозабор. К тому же в новых домах – сети новые, и вопрос об их замене будет касаться только старых домов.
Второй вопрос – технический: что с самим производством? В конце 2011 года был заключен договор с двумя московскими компаниями – «Ионнообменными технологиями» и «Энергокаскадом». Финансирует проект Европейский банк реконструкции и развития. Это кредитные соглашения, в которых есть определенные условия. Проект проходит по европейской системе контроля и финансирования – не по смете, а по факту выполненных работ.
2012 год, честно говоря, потерян в плане строительства. Отставание по графику работ на сегодня – порядка 6-7 месяцев. Фирмы очень долго работали и не смогли защитить его в госэкспертизе. По нашим законам, без этого работать нельзя. Однако подрядчик взял на себя ответственность за работы. Но у «Энергокаскада», который стал ведущим партнером в проекте, возникли серьезные финансовые трудности. Субподрядчики, которых нанимала организация, фактически свернули свои работы. В понедельник мы встречались здесь с обеими компаниями и вели переговоры.
С точки зрения экономики с обеими этими компаниями нам нужно разрывать контракт и объявлять новый конкурс. Да, мы потеряем 3-5 месяцев, но найдем компанию, которая будет работать без проволочек. Но с точки зрения политики это, конечно, будет удар и по администрации области, и по администрации города. Относительно работы с банком это будет очень большая имиджевая потеря и испорченная кредитная история. Так что сейчас мы ищем все возможности, чтобы подтолкнуть подрядчика к работе.
- Если проект в будущем будет реализовываться, кто станет заниматься заменой внутридомовых сетей?
- Больной вопрос вы задаете. Жилищный кодекс полностью относит домовые сети на содержание собственников. Собственники – это мы с вами. Поэтому «Горводоканал» участвовать в замене не будет.
- А управляющие компании?
- Их работа – донести до собственников информацию, что им нужно заменить тот или иной участок трубы, провести определенные работы и собрать с них деньги.
- У строительных компаний есть то ли гласное, то ли негласное обязательство нести инвестиционную нагрузку по модернизации сетей? Ведь в противном случае может оказаться так, что у кого-то в кранах просто не окажется воды?
- Политика такая – не только в Пскове, а по всей стране: если инвестор застраивает квартал, мы должны выдавать такие технические условия, чтобы не пострадали близлежащие дома. Если в домах из-за новостроек будет снижаться давление – это неправильно. Поэтому в техусловиях учитывается такая нагрузка, и это касается, в том числе, и водоотведения. В этом плане политика предприятия останется та же самая. Но бывает и так, что из-за прокладывания труб застройщику просто невыгодно работать, и город теряет инвестиции. Здесь тоже нужно искать компромисс.
- По поводу вашей работы в Дедовичах. Вы продолжите сотрудничать с районом или нынешняя должность исключает такую возможность.
- Работа в Дедовичах для меня – очень интересный опыт. Предприятие находилось в тяжелом финансовом состоянии. За год мы провели кадровую оптимизацию, сократили задолженность перед ГРЭС с 28 миллионов до 18.
- С переходом на пост главы «Горводоканала» вы продолжаете в какой-то мере заниматься управляющими компаниями?
- Давайте снимем все спекуляции с этого вопроса: я еще до работы в Дедовичах полностью передал оперативное управление управляющими компаниями и в процессе не участвую. В рамках закона я подписал договор управления на передачу своими долями. Сейчас, чтобы совсем этот вопрос снять, я ищу лицо, которое купит у меня эти доли. И тогда этот вопрос я юридически окончательно решу. Управляющими компаниями и с точки зрения управления не занимаюсь.
Но как руководитель «Горводоканала» я буду выстраивать отношения с управляющими компаниями в первую очередь. УК – это тот буфер, который позволяет пополнять бюджет предприятия. Это наш самый крупный контрагент, и если мы сможем наладить сотрудничество, в том числе, по работе с должниками, - доходная база предприятия улучшится.
- Среди управляющих компаний много должников. Как они будут погашать дебиторскую задолженность перед водоканалом?
- Они должны работать с должниками, наша задача стимулировать их работать! Задач банкротить УК у нас нет. Но главное, чтобы они были готовы работать.
- Но прощаться долги никому не будут?
- Нет, мы и по закону не имеем права этого делать. Долги можно списывать, но опять таки – только по истечении определенного времени. Те долги, по которым прошел срок давности, мы, конечно, списываем. Это закон. Они списываются за счет прибыли, поэтому предприятию это невыгодно.
Беседовал Денис Камалягин (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)