Вчерашний Градостроительный совет в Пскове прошел хорошо, а закончился ничем. Но это не повод для пессимизма.
16 мая члены Градостроительного совета рассмотрели предпроектное предложение архитектора Бориса Пославского об установке памятника солдату Первой мировой войны в сквере у двух вокзалов. С точки зрения специалистов, это самая приемлемая альтернатива скверу у Золотой набережной. И, пожалуй, впервые с начала солдатской эпопеи власть (во всяком случае, городская – в лице главы администрации Пскова Игоря Калашникова) внимательно выслушала точку зрения профессионалов. Впервые согласилась с тем, что предложение обоснованное и разумное. Беда в том, что разумных решений город себе позволить не может. Дорого.
«Сделать надо скоротечно!»
Хотя не в деньгах счастье. Дали же на реконструкцию набережных в Пскове полмиллиарда рублей, причем федеральных. А теперь тот же Игорь Калашников спрашивает профессиональное сообщество: чем будем их оживлять? Каким, так сказать, содержанием наполним? С этого вопроса-просьбы Игорь Викторович начал заседание Градостроительного совета: «Может быть, вы предложите что-нибудь? Какие-то кафе, если возможно. Или вы вообще категорически против них? Или какие-то игровые моменты для детей… Там же много различных вариантов, чтобы их оживить. Не обезобразить, а оживить. Второй момент: у нас продолжается реконструкция улицы Воровского. И мы бы хотели в районе Центра семьи запланировать место, где будут продаваться сувениры, где можно купить минералочки, мороженого. У нас сейчас вообще ничего нет! В результате этого уже превратили площадь около университета в помойку, мы каждую неделю убираем там всё, что можно - после туристов. Такая же история с Мирожским монастырем – сходите, посмотрите, что там делается! Такая же ситуация у Покровской башни: в понедельник вывозим полмашины грязи. Хочется вашей инициативы».
На мгновение показалось, что господин Калашников предлагает прямо сейчас накидать предложений по «оживляжу» еще не завершенных набережных, но, слава богу, оказалось, что он их ждет в течение двух недель – не больше. Большего по традиции не дано. Архитектор Владимир Шуляковский заметил, что это скорее вопрос проектирования, чем Градсовета, но насыщать отреконструированное пространство нужно. А для предложений по насыщению необходимо организовывать хотя бы архитектурный конкурс. Игорь Калашников заверил, что муниципалитет согласен и на конкурс: «Только сделать это всё надо скоротечно!» Он иногда на удивление точно подбирает слова…
Архитектор Александр Богаткин заметил, что в рамках скоротечной программы предложений надо бы еще заняться инвентаризаций того, что «встроено» в первые этажи зданий, которые волею судеб попали на территорию туристического кластера. Но глава администрации, согласившись с ним, подчеркнул: нужны конкретные быстрые предложения, не что-то там глобальное. Руководитель Псковского отделения Ассоциации реставраторов России Игорь Лагунин, правда, успел внести предложение, чтобы «все туристические затеи проводить в духе регенерации». Город и так понес много утрат, поэтому нужен подробный анализ исторической фактуры. Чтобы каждый архитектор понимал: где он работает, с какими ценностями имеет дело и чем он может воспользоваться.
«Только давайте не будем что-то такое делать, что потом нам будет не сделать. Мы должны понимать рамки допустимого», - заволновался Игорь Викторович. И неожиданно продолжил: «Мы сейчас будем работать со строителями и попросим, чтобы они прикинули свои варианты решения проблем. Давайте так: строители рисуют, вы будете не согласны – тогда рассмотрим двойной вариант. Но это надо быстрее. Потому что все жители города, гости города не очень удовлетворены… То есть они очень удовлетворены тем, что получилось, но не очень тем, что там отдохнуть не получается активно. Конечно, не стрелять, не водку пить, но в рамках разумного должно быть всё, что надо. Так что на начало июня – сбор, и будем обсуждать эти вопросы».
На этом «оживленное» обсуждение закончили. И перешли, наконец, к предложению Бориса Пославского.
«Чего там исторического?»
Его историческое обоснование у специалистов сомнений не вызывало: с псковского железнодорожного вокзала в Первую мировую войну отправлялись на фронт солдаты российской армии, здесь же в 1917-м году отрекся от престола император Николай II(это историческое событие неразрывно связано в том числе и с ходом войны), рядом с железнодорожным вокзалом в 2003 году была открыта часовня Воскресения Христова - в память о последнем российском императоре и его семье, расстрелянных в 1918 году. Даже местная топонимика говорит о связи этих мест с военной историей Пскова: рядом улицы Ротная, Бастионная, Иркутский переулок… Но всё это не убедило человека из народа, то есть от народа – депутата Псковской городской Думы Сергея Калинина. То ли он прослушал всё, что говорил Пославский, то ли просто не захотел отказаться от домашней заготовки, но сразу и категорически заявил: «Я ничего исторического в этом месте не вижу, чего там исторического, кроме старых названий?». Заметим, что Сергей Михайлович родился в Пскове, учился в Пскове, работал и работает в Пскове, является депутатом гордумы трех последних созывов. Но за 57 лет ничего исторического в этом районе города не заметил.
Другие вопросы были по существу: например, о минимальном объеме благоустройства. По словам Бориса Пославского, он составляет 400 кв. метров, но само по себе благоустройство не сложное: в сложившейся среде ничего радикально менять не нужно. Даже в связи с реконструкцией автовокзала, о котором столько говорят последнее время, но проектов пока не презентуют. Практичные участники проекта осторожно стали намекать: а что с внутренними коммуникация? Не будет памятник им мешать? Архитектор Пославский заметил, что этот вопрос прорабатывался в первую очередь: там на глубине 1,5-2 метров проходит гигантский магистральный водовод из чугунных труб, которые могут служить прекрасным футляром для полиэтиленовых труб – если иметь в виду глобальные ремонты.
Предложение Бориса Пославского участники Градсовета поддерживали. За него высказывались профессор ПсковГУ, кандидат исторических наук Инга Лабутина, Игорь Лагунин, искусствовед, председатель псковского отделения ВООПИиК Ирина Голубева, архитекторы Лариса Нуколова и Александр Богаткин. Практически все благодарили администрацию города за внимание: не отмахнулись, рассмотрели, выслушали… А то, что шесть дней на разработку материала дали – так у нас всё «скоротечно».
Архитектор Шуляковский коллегу Пославского горячо поблагодарил, но заметил, что если будут рассматриваться два варианта установки солдата – у Золотой набережной и у двух вокзалов – то он будет голосовать за оба… Если бы вас под Рождество выдернули из дома и очень попросили вот прям немедленно подготовить площадку под неизвестный памятник, вам бы тоже было жаль затраченных усилий.
Директор ООО «Псковский трест зеленого хозяйства» («Зеленхоз» по-нашему) Михаил Шараев заявил, что сквер у двух вокзалов не ремонтировался лет тридцать. И установка там памятника солдату Первой мировой могла бы стать «причиной и побуждением» привести его в порядок.
Потихоньку, постепенно, по уму
Чем больше было высказываний в поддержку проекта Пославского, тем мрачнее становился Игорь Калашников. Не веселила даже «партия лоялистов», хотя и её представители высказывались очень осторожно. Чаще всего ссылались на состояние водовода, который надо «обслуживать», то есть ремонтировать регулярно, потому что капитально – очень дорого. Зато депутат Сергей Калинин гнул своё (или чьё?), повторяя: «Я ничего исторического в этом месте не вижу. Вот Кремль у нас действительно историческое место. И в сквере у Золотой набережной уже полностью выполнено всё благоустройство, не нужно никакого проекта и финансирования! Сквер у вокзала местом отдыха псковичей не будет, это не жилой квартал. А для туристов этот памятник вряд ли будет представлять интерес, исторической ценности он никакой не несет. И для меня, как для депутата по Запсковью, важно, чтобы Запсковье развивалось каким-то образом».
Вот про то, что памятник ценности не имеет и туристов не привлечет – это было сильно. А про то, что у памятника одному из самых трагических событий XX века надо не отдыхать, а поминать жертв тех событий, Сергею Калинину никто объяснять не стал. Зачем?..
Приглашенный участник совета, депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) заметил, что в случае с привокзальным сквером каких-то глобальных задач перед собой сразу ставить не надо. Надо, во-первых, благоустроить само место установки памятника, во-вторых, оградить его от попыток испортить каким-либо неуместным градостроительным решением, и только в-третьих обеспечить ту временную перспективу, в течение которой можно полностью благоустроить сквер. Он поддержал и идею Ирины Голубевой – привлечь к предложению Б. Пославского внимание ОАО «Российские железные дороги».
Мысль, между прочим, правильная: когда к 9 мая в Москве на Белорусском вокзале установили памятник в честь легендарного марша «Прощание славянки» (скульптор Салават Щербаков - один из двух его авторов), то ОАО «РЖД» очень даже помогло. Это тот самый памятник, из композиции которого почти сразу после открытия вынужденно «выпилили» оружие – эксперты обнаружили, что оно подозрительно напоминает немецкое.
Впрочем, Игоря Калашникова все эти резоны не впечатлили. Итоги обсуждения он подводил жестко: «С историческим обоснованием я полностью согласен. Но я вам должен доложить, что с 1977 года у парка железнодорожного вокзала не работает ливневка. Второй вопрос – водовод. Кто хочет посмотреть, во что превращается чугун через много лет, сходите на улицу Пушкина. Ленина, Воровского. Там «чулок» не поможет, там серьезные механические повреждения. В месте у вокзалов много коммуникаций, необходима санация деревьев. Реконструкция автовокзала приведет к тому, что памятник надо сдвигать ближе к дороге и разворачивать его к Вокзальной улице, которая тоже потребует реконструкции. Она имеет совершенно неприглядный вид. Сумма на все это нужна очень большая». Игорь Викторович признал, что памятник ставить надо у вокзала. Надо, но невозможно, по его мнению. Так что предложил пока принять этот вариант к сведению, а сквер у Золотой набережной с повестки дня не снимать.
Но в чем же невозможность привокзального варианта? С тем, что памятник можно и подвинуть, никто спорить не будет! И зачем сразу замахиваться на грандиозное благоустройство вплоть до реконструкции улицы Вокзальной? Потихоньку, постепенно, по уму – и всё можно сделать.
А площадка у Золотой набережной не пропадет. Специалисты по развитию туризма из Государственного комитета по культуре еще когда всех заверяли, что площадка бетонируется вовсе и не под солдата? Сколько раз они повторяли, что там в любом случае будет какой-то «кластерный объект» - возможно, и памятник? Сейчас псковичам предлагают выбрать аж три памятника по берегам Псковы: от кованой звонницы до памятника Ордин-Нащокину – псковскому дипломату и политику эпохи тишайшего царя Алексея Михайловича.
В конце концов, не так это и дорого – принимать разумные решения. К тому же они имеют свойство окупаться.
Елена Ширяева