Псковская Лента Новостей представляет очередной, последний в 2015 году, выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а текст программы публикуется на сайте ПЛН.
В эфире — «Акценты», крайне субъективный комментарий политических и социокультурных событий, публикаций, мнений. О чём спорят, о чём говорят и пишут. В регионе, стране и мире. Заголовок выпуска у нас сегодня, собственно, один: итоги минувшего 2015. Что это было? От глобального к частному, от проблем планетарного масштаба к личным заботам и самочувствию. У микрофона — Саша Донецкий. Это - «Акценты», и мы начинаем.
Наверное, никто не будет спорить, что 2015 год прошел под знаком войны. Причем войны глобальной, террористической. Мирная жизнь давно закончилась, хотя в России она никогда толком и не начиналась. «Только б не было войны», - это своего рода национальная мантра. Между тем, мы, в смысле — страна, непрерывно воюем, то горячо, то холодно, из огня да в полымя, и периоды относительной «разрядки» и «перезагрузки» случаются у нас крайне редко. Такие мирные годы можно пересчитать по пальцам одной ноги.
Не успела закончится для Советского Союза война в Афганистане, как на его окраинах запылали национальные пожары, а потом и сам СССР рухнул, как принято считать, проиграв Америке в холодной войне. Потом началась Чечня с ее бойней и перманентной террористической угрозой. В 2014 вспыхнула Украина, и началась странная, гибридная война, когда не понятно, чего ожидать от ситуации: вроде бы на мятежных территориях, контролируемых ДНР и ЛНР объявлено перемирие, а на самом деле постоянно постреливают, и солдаты с обеих сторон конфликта готовы идти в бой и умирать.
И тут же параллельно «Газпром» вовсю гонит на Украину газ; российские банки вваливают в финансовую систему Украины миллиарды рублей, то есть наверху, в сфере управления, царит полнейший постмодернизм: все как бы «понарошку». Украина обесточила Крым, кричит на всех углах об агрессии; в телевизоре и на передовой Россия вроде как воюет, и есть реальные человеческие потери, есть могилы десантников в Выбутах, а на уровне высшего руководства, несмотря на гневную риторику, - что-то вроде «Путин Порошенко с Новым годом не поздравил». Представьте, Сталинградская битва в самом разгаре, а элита двух воюющих стран озабочена тем, что Сталин Гитлеру с Рождеством открытку не отправил.
То же самое касается и войны на Ближнем Востоке, в которую влезла Россия — в телевизоре эффектные кадры бомбардировок запрещенного в России мифического ИГ, а народ продолжает беззаботно отдыхать в Египте и Турции, и, когда над Синаем взрывается российский пассажирский самолет, до народа наконец-то неожиданно доходит, что - эге! - так это ж, оказывается, не шутки. Дальше коварные предатели-турки сбивают российский бомбардировщик, и на отдыхе «руссо туристо» в окрестностях Анталии в ближайшие годы можно ставить крест, как и на условных турецких помидорах.
Война из эффектной картинки мгновенно превращается в личные трагедии или утраты. Ладно бы, только била по карману среднестатистического обывателя, а то ведь норовит взорвать этого обывателя, буквально — разорвать на кусочки. А кто такой среднестатистический обыватель? Это — мы с вами. Потенциальные жертвы и одновременно зрители. Таково устройство общества спектакля, нескончаемого телесериала — кто-то взрывается, а кто-то заказывает новую порцию попкорна, и давится этим попкорном на диване. И так происходит не только в России, но и везде. В начале года в Париже исламисты расстреливают редакцию популярного сатирического еженедельника «Шарли», в конце года организуют целую террористическую атаку, а между двумя этими кульминациями — эпическая сага о новом переселении народов, движении сирийских беженцев в самое сердце Западной Европы. А кто там на самом деле скрывается под личиной сирийских беженцев — одному Аллаху известно.
И злорадствовать тут особо нечему. Мир настолько связан видимыми и невидимыми нитями, что злорадствовать просто глупо: у соседа вчера корова сдохла, а завтра твои дети лишаться молока. Вчера все радостно орали: «Крымнаш», а сегодня изумляются кувыркающемуся в Тартарары курсу рубля и беспредельным ценам в магазинах. Я сейчас не оцениваю эти события, не расставляю знаков «плюс» или «минус»; не задаюсь бессмысленным вопросом: «Нужно было аннексировать Крым или не нужно? - я просто безоценочно констатирую факты.
Путин, влезший на виртуальный Олимп, «Крымнаш», санкции Запада, гибридная война на Украине, котел под Дебальцево, Минск-2, уничтожение санкционной еды, секвестр местного бюджета, увольнение или задержка зарплаты — все это звенья единой событийной цепи, поток объективных причин и следствий, и — нате вам, кризис! Как говорят у нас в народе, Здравствуй, жопа, Новый год! Вот ровно такая ситуация. И когда сейчас, скажем, на сайте «Турчак.ру» появляются панические сообщения недовольных граждан: мол, не дают зарплату, изверги! Новогодний стол не накрыть, детишки остались без подарков, хочется спросить у российского обывателя: а кто в 2012-м голосовал за Путина? Кто? Не марсиане же! Голосовали россияне. Ты да я да мы с тобой. Я, впрочем, не голосовал, но дела это нисколько не меняет. Такими отщепенцами, как я, можно пренебречь.
Владимир Путин и Барак Обама. Фото: "Газета.Ру"
Значит, прежде вас в Путине всё устраивало? Так что же теперь жаловаться? Путин сам объявил, что женат на России. Россия согласилась. А когда ты замужем, то должна быть вместе с супругом и в горе, и в радости. Радость закончилась, наступило лихо, и вопить не надо. Не по понятиям. Лучше - выпить! Как, по преданию, товарищ Сталин пил за русский народ по окончании Второй мировой войны. Выпьем за русский народ-богоносец и 89% «одобрямса». За долготерпение и понимание. За поддержку политики закручивания гаек и за «Крымнаш». Выпьем и расслабимся. Удовольствие вряд ли получим.
Хотя то, что сейчас происходит с экономикой, иначе как словом «жопа» и не назовешь. Она и есть! Но что же делать? Политика властей сродни погоде: 9 месяцев в году — зима, и три месяца лето, как писал Пушкин, «карикатура южных зим». Хорошей политики не может быть в принципе. Мы ее всегда ругаем: и когда доллар падает, и когда растет. Большинство из нас в ближайшие годы будет меньше кушать. Что, разумеется, не означает, что папа будет меньше пить. Как шутят нынче в интернете: доллар преодолел последний психологический барьер. Нам теперь абсолютно по хер, сколько он стоит. О загранице, ближней и дальней, можно забыть. Придется ограничить себя в потреблении еды и одежды. Не до жиру, быть бы живу, и даже опросы это подтверждают. Самые свежие данные, опубликованные 28 декабря: доля бедных семей в России, которым не хватает средств на покупку еды и одежды, за последний год выросла почти вдвое, с 22% до 39%, сообщает ВЦИОМ. Вдвое, долбанный Карл!
Согласно этому исследованию, на сумму до 5 тысяч рублей в месяц живет 13% опрошенных россиян; от 5 до 8 тысяч рублей – 15%; от 8 до 10 тысяч рублей – 18%. Иначе говоря, опрос показал, что ниже или на уровне официального прожиточного минимума в России живет в общей сложности 46 процентов ее граждан. Почти половина! Если еще год назад семья из четырех человек, имевшая месячный доход в 40 тысяч рублей, еще кое-как сводила концы с концами, то в декабре 2015-го на такие деньги можно разве что не окочуриться. Какие уж тут подарки на Новый год! Социологи говорят о балансировании населения на грани уже не просто бедности, а откровенной нищеты.
Кстати, эту общероссийскую тенденцию, отмеченную ВЦИОМом, подтверждает и новогодний интернет-опрос ПЛН. Что с нами происходило в уходящем году? Каковы общественные настроения? В опросе безоговорочно побеждает вариант: «Жизнь становится все хуже, ничего хорошего не жду» - 43%. Год назад тот же ответ тоже лидировал, но процентов было 30. А два года назад, накануне Олимпиады, этот пессимистичный вариант ответа набрал всего 21 процент и делил место с вариантом: «Верю властям, наступит стабильность и развитие». Как говорится, прочувствуйте разницу в реальных настроениях псковичей. За два года доля угрюмых пессимистов увеличилась в два раза. А в стабильность и развитие верят разве что идиоты, ну или те, кто и в эти трудные времена умудряется богатеть. Верится, конечно с трудом, скорее вспоминается старая русская пословица: «Дурак думкой богатеет».
Публичные политики, впрочем, как и действующие чиновники, судя по их высказываниям, не ждут он нового 2016 года года ничего хорошего. И правильно делают. «Не стало бы хуже!» - вот основной, как принято говорить, общественно-политический тренд. Хотя - смотря с чем сравнивать. Согласно все тем же данным соцопросов ВЦИОМа, в нынешний кризис 2015-го россияне живут лучше, чем десять лет назад, в 2005-м. Но кого заставишь сравнивать с 2005-м? Мы уже и забыли, как жили десять лет назад. Тем более, все жили по-разному. Поэтому, все сравнивают с 2013-м. И сравнение, разумеется, получается не в пользу настоящего и будущего. Такова человеческая психология.
Андрей Турчак
На этом безрадостном и где-то даже апокалиптическом фоне довольно интересно выглядела наша местная губернская власть, которая именно в 2015-м столкнулась с реальными проблемами, причем не только социально-экономическими, но и имиджевыми (я, конечно, имею в виду нашумевшее «дело Кашина»). С экономикой все понятно: губернатор Турчак объявил «оптимизацию №2», и ясно, что эти меры «финансового обрезания» сторонников ему не прибавили. Чиновники областной администрации сколько угодно могут постить в соцсетях оптимистические реляции, человеку, который вчера лишился работы, человеку, которому не хватает его нищенской зарплаты на бомж-пакет, плевать на этот заказной оптимизм и с высокой колокольни, и с низкого толчка в дедовском нужнике с дыркой в полу. Клал он на ваши «достижения», тиражируемые в Фейсбуке.
В то же время всякие предсказания о якобы неминуемой революции, о победе холодильника над телевизором, по-моему, сильно преувеличены. Ровно 25 лет назад, и я прекрасно помню то время, население в подавляющем большинстве своем пережило такую катастрофу, такое обнищание, с нынешним не сравнить. И ничего — никакого социального взрыва не произошло. Как утверждают некоторые социологи: когда людям действительно тяжело, они редко совершают революции. Больше все заняты поиском хлеба насущного, вся энергия уходит на это. В вот когда население, особенно пассионарная его часть, нагуляет некоторый жирок, тогда и начинаются общественные брожения. За примерами далеко ходить не надо — вспомним хотя бы буржуазный флэш-моб на Болотной, весь этот спектакль в костюмах-презервативах и Ксенией Собчак в роли главной заговорщицы. Где этот протест? Сегодня ведь гораздо хуже, чем три года назад. Казалось бы, зови народ если не к топору, так к протестному баннеру, собирай на митинг, ан нет — оппозиция так называемого «креативного класса» оказалась фейком. Вся эта липовая оппозиция дружно сдулась, всё, что можно, слила; единственные, кто страдает, - незадачливые «узники Болотной», люди, поверившие в призывы лидеров-презервативов и парящиеся теперь на нарах за чужие политические амбиции. И это ведь тоже урок. И урок поучительный.
Очевидно, что если народ в будущем и выйдет на улицу, то совсем под другими знаменами. А что это будут за знамена, сейчас сказать трудно. 2014 показал со всей наглядной бессовестностью, а 2015 подтвердил, что так называемая «системная» оппозиция — это всего лишь филиалы «партии власти», и КПРФ, и ЛДПР, и «Справедливая Россия» безоговорочно поддержали Путина во всех его геополитических и внутриполитических начинаниях, и теперь спихнуть ответственность, когда «Титаник» пойдет на дно, исключительно на «Единую Россию» не получится. Региональная власть тоже в этой тонущей посудине, говорить, что она - плоть от плоти режима, - излишне. Наша власть разделит все тяготы кризиса в стране, с поправкой на местные условия. Были «тучные» годы, строили ледовые дворцы и бассейны, настали «худые» годы, приходится оптимизировать и так-то не особо жирующих скобарей, «уконтропупивать» возмущенных ветеранов. Завтра, даст Бог, заживем лучше и веселее, и Псковщина подтянется. Тут все, как всегда и по схеме.
И совершенно другое дело — репутационные потери власти, связанные с нашумевшим «делом Кашина», поскольку эта атака в либеральных СМИ обусловлена, по моему мнению, исключительно частными проблемами губернатора Турчака и его семьи. Оставим подробности «дела Кашина» в стороне. Я уже писал и говорил, что сюжет этот представляется мне крайне фантастическим и внешне неправдоподобным, как будто сценарий писали слабоумные люди. Стоит вчитаться в опубликованные материалы, чтобы воскликнуть вслед за Станиславским: «Не верю! Ну, не бывает такого!». И кажется, сейчас, спустя время, даже те, кто громче всех орал: «Ату его!», несколько успокоились. Грубо говоря, не было бы холдинга «Ленинец», не было бы и этой истории. Репутационные потери есть, причем в гораздо большей степени на федеральном информационном фоне, нежели на местном. И вот тут очень важно, как ведет себя первое лицо региона, как главный чиновник реагирует на обрушившиеся на него вызовы. Какова линия его поведения?
Тут, на мой взгляд, была сделана одна стратегическая ошибка. Если ты чист, нужно было в тот же день, когда появились обвинения, так и сказать: «Чист и не причастен». Молчание в данной ситуации если и не смерти подобно, то рождает кривотолки, многозначительные паузы, намеки на толстые обстоятельства. Сторона-то обвинения не молчала, а молотила с утроенной энергией. Любое молчание со стороны губернатора в те дни на самом деле работало против фамилии «Турчак». Похоже, в какой-то момент до власти это наконец дошло и были сделаны нужные заявления. И опять же, как-то судорожно и нелепо. Почему-то в «народной газете» «КурьерЪ», читателю которой ехали-болели все эти разборки? То есть налицо явные косяки пиар-службы, если таковая пиар-служба вообще имеется. Если службы нет, и решения принимал сам Турчак, то это его персональный косяк. При этом что качается личного поведения в тех психологически сложных обстоятельствах, то оно было безупречно. Ни один мускул не дрогнул. Либо губернатор чист, как младенец, либо в нем умер гениальный актер. Хотелось бы надеяться все-таки на первое. И пожелать всем, чтобы в сходных, не дай Бог, обстоятельствах, анекдот про шубу был единственным порочащим репутацию фактом.
За сим прощаюсь! Это были итоговые «Акценты». С новым годом! Берегите себя!
Александр Донецкий