В прошлом году в Пушкиногорской средней школе имени А.С. Пушкина появился новый учитель географии - Анатолий Макаров. В наш регион молодой человек приехал из Кировской области, а в школу пришел, поработав тележурналистом и даже метеорологом. О своем пути в профессию, влюбленности в Пушкиногорье и ожиданиях от нового учебного года педагог рассказал Псковской Ленте Новостей накануне 1 сентября.
- Анатолий, насколько понимаю, вы не сразу стали учителем и не сразу стали работать в Псковской области. Расскажите о себе, откуда вы, где прошли ваши школьные годы?
- Я из Кировской области. Там окончил школу. Учился хорошо, география была одним из любимых предметов. Наверное, нравилось открывать мир, ведь география — наука обо всем мире. Но когда пришло время выбирать профессию, подал документы в вузы Кирова и Петербурга на разные специальности. Сдавал шесть экзаменов. И так как ЕГЭ по русскому языку сдал на 100 баллов, поступил на факультет журналистики в Вятский государственный университет в Кирове. Уже во время учебы стал подрабатывать по специальности на местном телеканале. На телевидение позвал одногруппник, который там тоже работал. В основном, я делал сюжеты о спорте. После окончания универа год отслужил в армии. А когда вернулся еще примерно год работал в редакции газеты и на другом местном телеканале.
- Работа нравилась?
- В принципе, нравилась. Но чего-то не хватало: отдачи что ли, обратной связи. Я снимал сюжеты, но не очень понимал, для чего я это делаю. И я решился на кардинальную смену деятельности. Вместе со своей девушкой, с которой познакомился во время учебы в университете, решил поехать на север.
- ???
- Хотелось работу, связанную с природой. Но смущало, что такие профессии требуют соответствующего образования, пока не узнал, что знакомые, тоже без специального образования, отправились работать на остров Гогланд в Финском заливе. Это знаменитый «остров затонувших кораблей». Нам тоже захотелось пожить в каком-то далеком от цивилизации месте. Рассматривали разные варианты, хотели отправиться на Байкал. Но выбрали все-таки место поближе - Мурманскую область, куда приглашали метеорологов на одну из метеостанций в тундре.
Какого-то специального образования или опыта работы от соискателей не требовалось. Первоначальное обучение прошли на месте — на Мурманской метеостанции. И уже потом нас направили на удаленную станцию. Она была расположена в 100 км от Мурманска, но между ней и Мурманском населенных пунктов практически не было. Тундра, никаких людей, только куропатки, совы. И трое метеорологов: мы вдвоем и еще женщина-коллега.
- Не страшно было?
- Были переживания: вдруг что-то сломается, связь выйдет из строя. Но в целом все было спокойно. Никаких экстраординарных ситуаций не возникало. Нашей задачей было следить за оборудованием на метеоплощадке. В основном, все данные передавались автоматически. Но некоторые измерения, такие как проведение снегосъемки (определение высоты и плотности снежного покрова, состояния снега и почвы под ним, наличия ледяной корки и талой воды в снежном покрове, определение запаса воды в снеге и т.д.), определение толщины гололеда и изморози, определение облачности (вид и количество облаков), дальности видимости, измерение количества осадков и их вид - снимаются вручную. Кроме того, если какой-то прибор выходил из строя, тоже приходилось работать по старинке.
Метеостанция работает круглосуточно, и показания нужно каждые три часа передавать в метеорологический центр, который находится в Мурманске. Там собираются данные со всей сети метеостанций, на основе этих показаний синоптики делают прогнозы погоды, которые особенно важны для авиасообщения, для сферы сельского хозяйства.
- Расскажите о вашей жизни на севере. Холодно ли там? Утомительна ли полярная ночь?
- Я тоже думал, что мы переезжаем на север и будет холодно. Но (мы сейчас и со школьниками это проходим) в Мурманской области, по сравнению с другими северными регионами, не такая холодная зима, так как там проходит теплое течение. Баренцево море — единственное море в Северном Ледовитом океане, которое не замерзает. Поэтому средние температуры зимой там чуть ниже ноля. Но, конечно, есть свои особенности погоды: сильные ветра, часто штормовые, очень много снега. Осадков иногда выпадало с человеческий рост. Водопровода у нас не было, воду приносили из колодца, который был примерно в двухстах метрах от дома. Например, будка, в которой находился колодец, была выше меня, а после особо сильных метелей ее приходилось искать – она полностью оказывалась под ногами, под мощным слоем снега.
Что касается полярной ночи, то к ней привыкать особо не пришлось. В принципе, большую часть года и у нас так же — очень короткий день и быстро темнеет. Это знакомая ситуация. Тяжелее было привыкнуть к полярному дню. Мы приехали на станцию летом и для нас было непривычным, когда просыпаешься ночью — светло. А потом долго не можешь уснуть.
Лето в Мурманске тоже короткое. Еще в июне лежал снег и до конца июня не таял. Более-менее тепло только два месяца: июль и август, а в сентябре уже снова выпадает снег. Да и эти два месяца температура не превышает +15, +20 градусов.
- А животные приходили на станцию?
- Полярная сова летала прямо возле метеостанции, очень много куропаток. А однажды приходила лиса. Непонятно, что ей надо было. Ее спугнули наши собаки, которые жили с нами на станции: одна — у нас, другая — у нашей коллеги.
Как только мы туда приехали, нам отдали щенка лайки. Мы назвали его Боцман. Этот щенок вырос и потом мы взяли его с собой. Увозить его оттуда было особым испытанием. За два года в тундре он людей в принципе не видел. Поэтому пассажиров в поезде он просто боялся. Сейчас он уже привык к людям, живет у моих родителей в Кировской области.
- Сколько лет вы работали на севере и почему решили уехать оттуда?
- Мы прожили там два года, уезжая только один раз — в отпуск. Кстати, я сделал Кате предложение, и мы поженились. Естественно, стали задумываться о детях. И жизнь вдали от цивилизации уже не очень нам подходила. До ближайшего населенного пункта, где есть медицинская помощь, было больше 50 км и добраться не на чем. Поэтому стали думать, чем заниматься дальше.
На метеостанции я нашел большую советскую карту, которая мне напомнила о моей любви к географии. А так как метеорология — это тоже одно из направлений географической науки, я пришел к выводу, что хочу и дальше связать жизнь с географией. Так пришла идея попробовать себя в учительской профессии. Высшее образование у меня уже было, на его базе можно было пройти переобучение. Многие вузы предлагают курсы профессиональной переподготовки, и еще работая метеорологом, я стал осваивать профессию учителя. И через несколько месяцев получил диплом о переподготовке.
- Быстро нашли работу по специальности?
- В школах кадровый дефицит. Поэтому, наверное, мне сразу удалось найти место в одной из гимназий в Кировской области. В первый год работы было очень тяжело. Переобучение дает право устроиться по освоенной профессии, но глубоких знаний не дает. Приходилось вдвойне прикладывать усилия, потому что нужно и детей научить, и при этом еще самому научиться преподавать, восполнить какие-то пробелы, которые были. Все-таки пяти лет педагогического образования у меня не было. То есть и сам предмет нужно было изучить, и методики преподавания. Но все это было полезно. Когда ты сам учишься, ты понимаешь, какие трудности могут возникнуть у детей в изучении материала. Если у тебя возникают сложности — значит они могут быть и у учеников. Ты на это делаешь упор, и в итоге дети усваивают материал лучше. Но работать приходилось много: до 14:00-15:00 в школе, а затем дома до позднего вечера сидел, готовился к урокам.
В гимназии в Кировской области я тоже проработал два года. А в прошлом году с женой и годовалым ребенком переехали в Пушкинские Горы. Я прошел конкурсный отбор по федеральной программе «Земский учитель», и теперь работаю в средней общеобразовательной школе. По программе мы получили миллион рублей. На эти деньги купили старый дом, который потихоньку ремонтируем и приводим в порядок.
- Почему именно Пушкинские Горы?
- Лет пять назад мы приезжали сюда как туристы. Целое лето снимали домик в деревне, недалеко от поселка Пушкинские Горы. Места нам очень понравились. Там, где мы жили было много аистов: они и на крышу прилетали, и в огороде их часто видели. Природа очень красивая. Люди - открытые, отзывчивые, стремящиеся помочь. И сейчас, когда мы уже год здесь прожили, нас не покидает ощущение, что эти места нам не чужие.
- Расскажите о своей работе. Нравится? Не разочаровались еще в профессии?
- Школа, к которой я работаю, можно сказать одна школа на весь район. Ученики там не только из Пушкинских Гор, но из всех близлежащих деревень, сел приезжают. Состав разный. В среднем классы человек по 25.
Впечатления от первого года работы положительные. Как я уже говорил, люди здесь отзывчивые, и в школе меня приняли очень хорошо. Коллеги во всем оказывают помощь, начиная от методической, заканчивая тем, что чуть ли не овощи с огорода приносят, угощают.
Что касается детей, то как новый человек в школе чувствовал к себе интерес повышенный, особенно в первое время. Веду географию у всей школы - с 5 по 11 класс. Сначала было сложно всех запомнить, но сейчас каждого ребенка знаю в лицо.
Как мне кажется, с ребятами удалось подружиться. Никаких конфликтов не было в течение года. Наоборот, есть общение, в том числе и неформальное: могут на перемене подойти и чем-то поделиться, не обязательно относящимся к учебе. Надеюсь, так продолжится и в следующем году и в последующие.
- Как учитель должен относиться к детям? Он должен любить ребенка или просто давать профессиональные знания?
- Можно и просто знания давать. Но, как говорится, как ты относишься к людям, такую отдачу и чувствуешь в ответ. Если ты искренне относишься к детям, то и с работы приходишь полным сил, недаром говорят, что дети подпитывают энергией. Да, нужно любить детей, любить людей. Ко всему с любовью относиться.
- Что вы делаете, чтобы ваши уроки были интересными?
- Просто прийти в кабинет и провести урок — так не получится. До сих пор много времени уходит на подготовку к урокам. Хочется большей вовлеченности детей в процесс обучения: чтобы не просто слушали, а выполняли практические задания. Так и у ребенка знания усваиваются лучше, и урок проходит интереснее. В дальнейшем планирую и уроки за пределами школы. В Пушкинских Горах есть тоже метеорологическая станция, хотел бы организовать туда экскурсию для детей.
- Как вы относитесь к гаджетам на уроках? Запрещаете их, используете?
- У меня есть три правила на уроке географии. Одно из правил: телефоном можно пользоваться только с разрешения учителя. То есть, в принципе телефон не запрещен. Таких уроков, где требуется телефон, не исключаю. Но в целом стараюсь, чтобы дети обходились без него. Сейчас большая проблема — зависимость от соцсетей, клиповое восприятие информации, когда большие тексты с трудом дети запоминают. Поэтому мы больше уделяем внимания работе с текстом.
- А как проводите досуг? Не скучно вам в Пушкинских Горах?
- В этом году был пик ремонта — было не до развлечений. Но вообще стараемся куда-нибудь выезжать: в Псков, в Изборск. В Псковской области есть что посмотреть. Главное — найти время. Но и Пушкинских Горах есть куда прогуляться. Причем, это не только известные всем музеи-усадьбы Тригорское, Михайловское, Петровское или местный кинотеатр. В этом году мы впервые побывали в «Зоограде», очень понравился зоопарк: большая территория, ухоженные животные, чувствуется, что о них заботятся. Всем рекомендую там побывать.
- С каким настроением ждете 1 сентября?
- Я в ожидании встречи с учениками. Можно сказать, что соскучился по ним. Многие изменились за лето, выросли. Кого-то, наверное, будет не узнать, но я попытаюсь. С нового учебного года у меня будет классное руководство в пятом классе. Я этому очень рад. Интересно проследить, как дети будут меняться, взрослеть, фактически у меня на глазах, и я в какой-то степени этому взрослению буду даже способствовать. 1 сентября – это, конечно, начало учебного года, начало тяжелой, кропотливой, иногда изматывающей работы, но все-таки увлекательной, захватывающей с головой и чаще всего дарящей положительные эмоции. Поэтому 1 сентября жду с радостью и с трепетом, который почему-то неизменно, еще с ученических времен, приходит накануне Дня знаний.
Беседовала Светлана Синцова