14.12.2025 17:400
Новогоднее представление прошло на новой сцене Двора Постникова в Пскове
14.12.2025 17:200
Псковская школа креативных индустрий получила две награды на всероссийском конкурсе «Туристический сувенир»
14.12.2025 16:400
Фотофакт: В Псковском кремле установили новогоднюю ель
14.12.2025 15:000
Псковичам напомнили о бесплатной и анонимной психологической поддержке по Детскому телефону доверия
14.12.2025 14:200
«Лабубомания» и «нацмессенджер»: в 2025 году в русском языке зарегистрировали 90 новых слов
По оценке ВТБ, средняя сумма попытки хищений денежных средств в результате атак мошенников снизилась в этом году в 4 раза. Банк усилил контроль за подозрительными операциями, что помогло его клиентам сохранить на 16% больше средств от атак злоумышленников, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом в преддверии 16-го Инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!» сообщил заместитель руководителя департамента по обеспечению безопасности – вице-президент ВТБ Дмитрий Саранцев.

Основные методы преступников остаются прежними — социальная инженерия и кибератаки, однако они постоянно эволюционируют: от звонков операторов сотовой связи об изменении тарифов до схем с выводом средств через криптовалюту и дублирования аккаунтов пользователей в мессенджерах.
В этом году ключевым трендом у мошенников стали дипфейки — технологии искусственного интеллекта для создания аудио- и видеосообщений с голосами родственников или сотрудников банков, используя записи из социальных сетей. Мошенники также применяли схемы с обналичиванием, убеждая жертв снимать деньги через банкоматы и передавать курьерам, что позволяло им полностью уходить от цифрового следа. Кроме того, они распространяли вредоносное приложение NFC Gate, которое перехватывает сигнал бесконтактного чипа и передает его на другое устройство. С его помощью мошенники заставляли жертв вносить наличные на карты дропов в банкоматах под видом «безопасного счета».
ВТБ реализует комплексную программу защиты клиентов, которая направлена на выявление атипичного поведения и предупреждение о рисках через все доступные каналы связи. При установке приложений для удаленного доступа к смартфону или звонках с подозрительных номеров, банк предупреждает клиента о мошеннической атаке. При необходимости, для подтверждения онлайн-операции банк попросит приложить банковскую карту к смартфону (если клиенту доступна технология NFC на смартфоне) или сделать селфи (подтвердить биометрией). Использование биометрии в банковском приложении сводит риск успешных мошеннических атак практически к нулю.
Особое внимание ВТБ уделяет борьбе с дропами — номинальные владельцы счетов, которые контролируются преступниками. За 2,5 года обнаружено почти 300 тысяч дропов, и заблокировано свыше 4 млрд рублей похищенных денежных средств. Банк взаимодействует с правоохранительными органами для обеспечения ареста и возврата похищенных средств.
Для дополнительной безопасности клиенты могут самостоятельно устанавливать лимиты на операции, включая самоограничения: на потребительские онлайн-кредиты, досрочный вывод средств с депозитов или операции без карты в банкомате. Также в ВТБ можно сообщить о мошенническом характере совершенной операции через личный кабинет, пожаловаться на номер злоумышленников и установить определитель номеров.