Блоги / Илья Петров

«А козел-то тот, с дырочками, там, что ли, остался?»

25.04.2013 11:39|ПсковКомментариев: 9

Если с плохими произведениями, в общем-то, сразу понятно, что делать, то с хорошими всё далеко не так очевидно. Иногда трудно сказать, сделана ли вещь на злобу дня или на века. Должно пройти время, чтобы резко поменялись условия, поменялась действительность, которая для обычного зрителя – то же, что солнце, бьющее в глаза, и мешающее рассмотреть детали. Только тогда становится понятно, имел ли автор в виду своего современника или того живущего в каждом из нас человека, что не меняется, ни сидя в пещере, ни сидя вконтакте.

Вот, Данте, например, создал вполне недурной для своих дней политический памфлет, где подробно расписал кого из своих противников на какую сковородку надо положить и за какое место подвесить. Ан, прошли века, и оказалось – величественное  драматичное произведение о мытарствах души человеческой.

Не так ли и в кинематографе? Георгий Данелия снял, как это некогда принято было говорить, «культовую вещь». Но всё же, сага о чатланах и пацаках из галактики Кин-дза-дза воспринималась на момент своего выхода не иначе как пародия на ветшающий СССР. Тут вам и привилегии номенклатуры, и ржавые гайки, и высохший Арал… Прошло время, и вот мы узнали, что такое настоящая разруха и что такое настоящее социальное неравенство. Картина как была, так и осталась злободневной. Как с возрастом только улучшается вкус вина, так и сатира Данелия становится всё злее и актуальнее – должно быть потому так редко и показывают фильм по центральному телевидению (как, кстати сказать, и другое, чем-то неуловимо похожее по внутреннему духу произведение – «Убить дракона» Евгения Шварца).

И дело даже не в том, что мы с каждым днём всё больше напоминаем кучку дикарей, доживающих свой век на обломках великой цивилизации. Это пройдёт. Дело в вечных «ценностях». Оказалось, что в каждой эпохе есть свой всенародно любимый ПэЖэ, есть люди, готовые проползти на карачках половину галактики за горсть чатлов, есть те, кто получает удовольствие от пения, только когда поющий ползает на коленях. Да и правительство, как было, так и осталось, на другой планете. А пацакам всё так же предлагают надеть намордники и радоваться…

К тому же некоторые образы получились до жути отчётливо, словно из теленовостей. Вот уродец-олигарх в малиновых штанах, окруженный стайкой длинноногих красоток. Вот жирный эцилоп-полицай – чем не собирательный образ наших раздувшихся от довольства силовиков, что доблестно защищают власть от народа, не забывая собственный карман? Вот господин Пэжэ и непременно с любимым пацаком. Воду перевели на лутц – топливо для пепелацев – так вот же рапс, который в голодающих странах сажают вместо пшеницы. До нас это веяние пока не дошло, но ещё не вечер…

В общем, фильм получился вечным, из тех, когда с каждым просмотром узнаёшь что-то новое. И очень удивило желание режиссёра снять продолжение. Зачем? Как можно продолжить абсолютно законченную вещь? Поэтому все надежды на мультфильм «Кин-дза-дза», который, после многолетнего долгостроя, вышел-таки на экраны в апреле, были связаны только с именем режиссёра. Удастся ли взять новую высоту? Что теперь он хочет сказать зрителю?

Посмотреть мультфильм на широком экране, спасибо псковским киношникам, не удалось, хотя реклама и висела на обоих кинотеатрах – то ли не договорились с прокатчиками, то ли решили, что семь сеансов Голливуда в день будут для псковской публики интереснее. Это их бизнес и им виднее. Пришлось – а что делать? –  прибегнуть к услугам флибустьеров с ближайшего торрент-трекера.

В общем-то, определённые ожидания от картины были. Почему-то думалось, что автор разберёт свою старую конструкцию, возьмёт все свои удачные кубики-модули, да и сложит что-то новенькое и вкусное. Заменив, конечно, два самых главных. И покажет, как впишутся в чатланский быт уже не два немного наивных советских человека, а парочка матёрых, закалённых диким капитализмом, «россиян». Пусть бы на Плюк десантировали, к примеру, того же диджея-скрипача и бизнесмена средней руки, привыкшего крутиться среди долгов, поборов и милейших представителей власти. Вот тогда бы мы ещё посмотрели, кто от кого поплачет!

Увы, создатели пошли по самому простому и изначально проигрышному пути – стали почти покадрово перерисовывать старый сюжет в новых декорациях. Какие-то изменения в сюжетной линии если и были, то не оживляли картину, а наоборот, упрощали, делали пресной. Например, оба землянина теперь уже не случайно познакомившиеся на улице люди, а родственники, оба они музыканты. Место колоритного технаря-прораба занял важный и скучный виолончелист, на фоне которого молодой диджей выглядит энергичным и пробивным парнем.

При таком отсутствии вдохновения нарисовать мультяшных персонажей, конгениальных образам Евгения Леонова и Юрия Яковлева для авторов картины оказалось и вовсе невыполнимой задачей. Уэфа и Би «сыграли» какие-то инопланетяне второго плана, словно сбежавшие из мультика «Тайна третьей планеты».

Более-менее удался вальяжный эцилоп, но одного удачного образа безумно мало для такой заявки.

Кстати, вот что говорил по этому поводу сам Георгий Данелия: «Лет десять тому назад ко мне обратились американцы с предложением переснять «Кин-дза-дза». Я сначала задумался, может, правда, переснять, а потом отказался. Подумал, как я буду снимать без Леонова и Яковлева? Мне сказали, а вы героев Леонова и Яковлева, то есть Уэфа и Би сделайте мультипликационными, а всех остальных сыграют актеры. Но тогда я подумал, а как я буду снимать без Любшина? В общем, вот так постепенно мне захотелось сделать анимационное кино».

Но, похоже, что американцы только в сфере идей и помогали режиссёру. Над всей мультяшной частью Кин-дза-дзы зримо витает дух сурового недофинансирования. Практически полностью отсутствует маркетинговая кампания. Кроме того, что созданы группы в социальных сетях, да выпушен среднего качества сайт фильма, больше никакой рекламы авторы дать не смогли. Это видно и по сюжету, который, на первых этапах след в след идёт за фильмом, а потом оказывается безобразно скомкан и обрезан. Совершенно выкинули планету Альфа с чистоплюями-сектантами, которые выращивают кактусы из низших форм жизни. Убрали временную петлю в конце. Сократили до самого минимума «бунт на коленях», когда дядя Вова со Скрипачём захватывают транклюкатор и берут в заложники Пэжэ.

В районных газетах, в репортажах после проведения какого-нибудь дня молодёжи, принято писать в конце «праздник удался». Праздник анимации на Плюке не удался. Если бы мультик вышел сам по себе, без предшествующего фильма, можно было бы оценить его на троечку с плюсом или четвёрочку с минусом. Но в тени своего грандиозного предшественника мульт-версия теряется совершенно. Это провал.

Что ж, тем и лучше. Приятно лишний раз убедиться, что существуют вещи, которые не нуждаются ни в каких обновлениях и апгрейдах. Машинка перемещения в галактику Кин-дза-дза (та самая, что подарил нам всем Данелия в 1986 году) всё так же успешно работает. И не приходится сомневаться, что и годы спустя, люди всё так же будут наблюдать за бытом и нравами планеты Плюк, находя множество удивительно актуальных параллелей.

Пока, пацаки!

Илья Петров

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 114 человек
Лента новостей